Главные вкладки

    Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
    проект (старшая группа)

    Минченко Альмира Анатольевна

    Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие.

     Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

    Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются, как отмечают психологи, новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний (А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, П.М. Якобсон. Исследователи также указывают на тесную взаимосвязь эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников (Л.С, Выготский, А.В. Запорожец, Д. Эльконин, подчеркивают важное значение эмоций в регуляции деятельности и поведения детей (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Я,3. Неверович [4, с. 8].

    Психологами и педагогами доказано, что на основе возросших умственных и познавательных способностей старшие дошкольники способны проявить устойчивый интерес к родной стране, событиям в ней происходящим; у детей этого возраста под руководством взрослых может быть сформирована система знаний об окружающем мире, которая становится основой их сознательного отношения к нему (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова [6, с. 66].

    На основе возрастания общей произвольности поведения к старшему дошкольному возрасту усложняется характер деятельности ребенка. В процессе ее дошкольник выполняет практические действия, результат которых важен для других люде, деятельность его начинает диктоваться целями общественного характера.

    Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

    Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

    Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма у дошкольников является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд).

    В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов важных для патриотического воспитания.

    Таким образом, выявленные психологами особенности свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте имеются необходимые предпосылки для успешного решения проблемы патриотического воспитания детей данного возраста.

    1.2. Воспитание любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие в старшей дошкольной группе

    Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рас­сматривает иллюстрации в книжке и сам пытает­ся на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых, умением видеть окружающий мир [1, с. 12].

    Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

    А. А. Блока пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети» [2, с. 32].

    Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

    Педагогическое вмешательство взрослого, как и педагогический процесс в целом, имеет конечной целью нравственное воспитание, формирование лич­ности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «В период дет­ства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира... Эмоциональ­ная насыщенность восприятия — это духовный заряд детского творчества». Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-твор­ческое начало. С помощью живописи дошкольников учат любить родной край, его природу, людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориен­тации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предме­там, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

    Рассмотрим подробнее основные функции изобразительного искусства в воспитании подрастающего поколения [4, с. 9].

    Познавательная функция искусства. Знакомя детей с жанровыми произ­ведениями, воспитатель раскрывает перед ними картину окружающего мира: быт, труд людей в различных сферах деятельности (в семье, на строительстве, в поле, на фабрике, в школьном классе, в медицинском кабинете и т. д.). При этом не ограничивается только перечислением изображенных на картине людей, предметов, а, проще всего, раскрывает значимость труда самого художника, своеобразие сто мастерства, рассказывает, что побудило художника написать эту картину [2, с. 45].

    При детальном рассматривании картины, анализе изображенного на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребенок на полотне, но и уметь объяснить, почему худож­ник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности ис­пользовал, чтобы раскрыть содержание задуманного. Воспитатель под­черкивает, что значимость изображенного явления, настроение произведения художник раскрывает посредством цвета, композиции, мимики, жестов.

    Любое произведение искусства строится по определенным, логичным пред­ставлениям художника об окружающем мире, о смысловых связях между явлениями и предметами, об их назначении. Так детей подводят к осознанию замысла художника (о чем написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства [5, с. 44].

    Воспитательная функция искусства. Более полное познание детьми произ­ведения изобразительного искусства позволяет воспитателю не только разви­вать у них интерес к живописи, но и формировать первоначальные основы мировоззрения.

    Искусство способствует воспитанию различных чувств. Так, при ознаком­лении с жанровой живописью у детей активизируется интерес к общественной жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его к труду, к ценностям, которые создает народ.

    Приобщая детей к живописи как виду искусства, можно воспитывать нравственно-патриотические чувства дошкольников [9, с. 7].

    Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать собственный опыт с опытом людей, изобра­женных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

    В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается произвольное внимание, оно становится и более устойчивым, адекватным, целостным, осо­знанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания картины.

    Существенно меняются образные память и воображение: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно-смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. В старшем дошкольном возрасте у детей формируется преднамеренное воображение, т. е. ребенок может строить и воплощать свой замысел. Своеобразие развития памяти и воображения способствует восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

    На основе имеющегося у детей наглядно-действенного мышления форми­руются наглядно-образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на кар­тине, понимают язык живописи, т. е. художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем.

    Развитое образное мышление создает предпосылки для формирования логического мышления, определенных понятий. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать правильные логические суждения и делать относительно верные выводы. При установлении различных связей между предметами и явлениями ребенок легко выделяет функциональ­ные связи (назначение, использование предметов), значительно труднее рас­крывает пространственные и временные отношения (в смысловом их значении) Однако при целенаправленной педагогической работе он с успехом преодолевает эти трудности.

    Анализ программы «Пралеска» и методических рекомендаций показал, что задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду условно делятся на четыре группы [8, с. 132].

    Первая группа — содержательная, объединяющая задачи, ставящие целью обучение детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении, что хотел выразить.

    Вторая группа— изобразительно-выразительная. Реализуя задачи этой группы, педагог учит дошкольников воспринимать и оценивать художест­венные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

    Третья группа — эмоционально-личностная. В нее входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению.

    Четвертая группа— воспитательная. Задачи направлены на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно-патриотические качества, формировать, какие чувства воспитывать в процессе обу­чения детей восприятию искусства.

    В старшей группе дошкольников знакомят с новым видом искусства — живописью. Продолжая обучать детей пониманию содержательной и вырази­тельной стороны произведения, стараются дифференцировать, в их представ­лении такие понятия, как «содержание» и «выразительные средства» (что изображено на картине и как выражено), учат понимать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движение, мимика, поза, жест). Дети пытаются не только назы­вать, что и как изображено на картине, но и определять, какие отношения в ней выражены, как относятся друг к другу люди, соотносятся ли предметы, изображенные художником, с реальными, каково отношение художника к со­держанию произведения.

    В старшей группе решаются и новые задачи: у детей развивают интерес к живописи, скульптуре, художественный вкус, умение «читать» произведение, способность.

    Как видно, дошкольники постепенно совершенствуют умение анализировать содержание и выразительные средства картины, а также углубляют, уточняют знания, полученные в предыдущих возрастных группах.

    От группы к группе увеличивается количество воспринимаемых детьми выразительных средств, используемых художником. Малыши выделяют такие средства выразительности, как пятно, линия, замечают контрастные по цвету изображения. В средней группе дети воспринимают форму предметов, замен; выразительность позы, жестов, мимики. Дети старшей группы понимают такие сложные средства выразительности, как ритм, композиция.

    Изменения происходят и в задачах по развитию патриотических чувств, эмо­ционального отношения к картине художника. В старшей группе у дошкольников формируется эмо­ционально положительное отношение к содержанию произведения. Решение этой задачи связано не просто с восхищением увиденным, определением пред­мета или явления словом «красивый», как это делалось в младшей группе. Формирование эмоционально положительного отношения к содержанию кар­тины основано на анализе логических связей произведения, на умении объяс­нить, что ребенок увидел. Так, постепенно, у детей развивается эстетическое восприятие искусства на основе его осмысления, что порождает эстетические чувства и эмоционально положительное отношение к воспринимаемому [7, с. 5].

    Старшие дошкольники проявляют устойчивый интерес к произведениям искусства, у них формируется умение чувствовать и понимать характер изобра­женных явлений и предметов на основе установления взаимосвязи между со­держанием и средствами выразительности. Эмоциональное восприятие произ­ведения искусства для работы с детьми оказывает существенное влияние и на формирование первоначальной мировоззренческой направленности, граж­данских чувств, любви к Родине, родной природе, интереса к народам других стран и континентов. Кроме того, через восприятие живописи (жанровая, порт­ретная, натюрморт, пейзаж) происходит гуманизация личности ребенка.

    При отборе произведений живописи для рассматривания с детьми учиты­вают принцип актуальности выраженного в жанровой живописи социального явлении. Из жанровой живописи у детей вызывают интерес те картины, в кото­рых отражается современная жизнь в нашей стране, а также произведения, посвященные знаменательным событиям.

    Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает фор­мирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитает положительное и бережное отношение к нему.

    1.  

     

    Воспитание как педагогическое явление означает целенаправленную, систематическую и планомерную передачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.

    Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях с позиций эстетического идеала, а также испытывать потребность в эстетической деятельности.

    Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.

    Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы.

    “Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает. Радость труда – красота бытия”1 – говорил В.А. Сухомлинский.

    В процессе эстетической и художественной деятельности совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это содействует умственному развитию, которое, в свою очередь, обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребенка.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов: «Воспитание любви к родному краю через ознакомление детей с природой»

    Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям....

    Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями

    Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями...

    Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»

    «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»....

    методическое пособие для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

    Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Поэтому так важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах хар...

    Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»

    laquo;Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставл...