ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К ПРОГРАММАМ (НА ОСНОВЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ)
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Балашова Ольга Сергеевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshaya_gruppa.docx30.92 КБ
Файл srednyaya_gruppa.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад 22»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

К ПРОГРАММАМ

МЛАДШАЯ ГРУППА

(НА ОСНОВЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ)

Воспитатель: Балашова О.С.

Образовательная область «Речевое развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Художественная литература

Умеет слушать художественные произведения, следит за развитием действия

Наблюдение при чтении воспитателем

С помощью воспитателя инсценирует и драматизирует небольшие отрывки из народных сказок

Воспитатель предлагает участвовать в драматизации сказок «Теремок», «Репка», «Волк и козлята», используя фигурки настольного театра

Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения

Выполнить задание в соответствии с показателем

Проявляет интерес к книгам

Наблюдение в образовательной и свободной деятельности

Развитие речи

Использует речь для инициирования общения

Наблюдение во всех видах деятельности

Обращается к взрослому с просьбами, вопросами, делится впечатлениями из личного опыта

Отвечает на разнообразные вопросы, касающиеся предметного окружения

Д/и «Назови, что покажу».

Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.

Содержание: Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.

- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).

- Что это?                                                                            Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.

- Что это?

Затем воспитатель предлагает показать части предметов.

  • Покажи носик у чайника.
  • Покажи крышку.

- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы)

И т. п.

Сопровождает речью индивидуальные игры, рисование, конструирование, бытовые действия

Наблюдение в образовательной и свободной деятельности

Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками, используя речь

Наблюдение в игровой деятельности

Использует все части речи, простые распространенные и нераспространенные предложения с однородными членами

Наблюдение во всех видах деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Познавательно-исследовательская деятельность

Обследует предметы, выделяя их цвет, величину, форму, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним

Д/и «На что похожа фигура?»

Материал: геометрические фигуры из плотного материала 4 основных цветов.

Содержание: детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Воспитатель называет их. Просит детей найти предметы в комнате, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы.

Группирует предметы по цвету, размеру, форме, отбирает по одному признаку

 Д/и «Спрячемся от дождика»

Материал: геометрические фигуры и три рисунка зонтиков.

Содержание: воспитатель выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре – это образец для детей.

ФЭМП

При помощи взрослого составляет из однородных предметов группы и выделяет один предмет из группы  

Собрать все крупные кубики и найти среди них красный

Находит в окружающей знакомой обстановке несколько одинаковых предметов по одному признаку

Найти в группе несколько круглых предметов

Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов (понимает конкретный смысл слов «больше-меньше», «столько же»)

Д/и «Найди цветок для бабочки»

Материал: Бумажные цветы и бабочки

Содержание: воспитатель раскладывает по столу бумажные цветы, у ребенка такое же количество бабочек. Нужно посадить всех бабочек на цветы.

- чего больше (меньше), цветов или бабочек? (сколько цветов, столько бабочек, поровну)

Д/и «Угости мишку пряниками, а куклу конфетами»

Материал: кукла, мишка,3 конфеты, 3 пряника(картинки)

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму

Д/и «Найди домик».

Материал: большие круг, квадрат, треугольник – «домики». Набор кругов, квадратов, треугольников разных цветов меньшего размера.

Содержание: Воспитатель показывает большие круг, квадрат и треугольник, поясняет, что это домики для геометрических фигур. Далее предлагает ребенку расселить маленькие фигуры по своим домикам.

Понимает смысл обозначений: верх-вниз, спереди-сзади, слева-справа, на, над, под

Д/и «Поиграем с зайчиком». 

Материал: игрушка – зайчик, морковка.

Содержание: Возьми одну морковку и выполни задание зайчика:

  • возьми морковку в правую руку;
  • переложи морковку в левую руку;
  • подними морковку вверх;
  • опусти вниз;
  • спрячь морковку за спину;
  • положи ее перед собой;
  • подними над головой;
  • положи под стул. И т. п.

Понимает смысл слов: утро, вечер, день, ночь

Д/и «Когда это бывает?»

Показ сюжетных картинок с изображением частей суток.

Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь.

Вопросы:

- Когда мы играем?

- Когда мы кушаем?

- Что мы делаем ночью?

Социальный мир

Знает свое имя, возраст, пол. Интересуется собой (Кто я?), сведениями о себе, о происходящих с ним изменениях

Беседа по сюжетной картинке «Моя семья».

Материал: сюжетная картинка с изображением семьи (бабушка, дедушка, папа, мама, дочь, сын).

Содержание:

Посмотри внимательно на эту картинку.

  • Как ты думаешь, кто здесь нарисован?
  • Что делает бабушка?
  • Дедушка?
  • Остальные?
  • Как заботится о тебе бабушка? Мама? Папа?
  • С кем ты живешь?

Ориентируется в помещении группы, на участке (веранде) группы

Наблюдение при выполнении поручений: убрать игрушки на места и др.

Беседа «Какая наша группа»

Экскурсия по детскому саду.

Наблюдения за действиями детей в сюжетно-ролевой игре «Детский сад»

Называет незнакомые предметы, объясняет их назначение, признаки (цвет, форму, материал)

Рассматривание альбома «Из чего сделано?»

Мир природы

Узнает и называет некоторые растения, животных, их детенышей

Д/и «Кто где живет?».

Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).

Содержание: Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных. Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика – домашних. После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие). Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный пушистый хвост).

Д/и «Чьи детки?».

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова – теленок, лошадь – жеребенок, свинья - поросенок, коза – козленок, кошка – котенок, собака – щенок), фланелеграф.

Содержание: Воспитатель, выставляя на фланелеграф картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное – маму. Например:

  • На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих мам. Постарайся помочь им.
  • Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
  • Как зовет детеныш коровы свою маму?
  • А лошади?

И т. п.

Выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе

Материал: картинки «Времена года»

- Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.

- Какие приметы … ты знаешь?

- Что происходит с растениями?

- Что делают животные? И др.

Знает несколько семейных праздников

Беседа по сюжетной картине «Семейный праздник»

Предметное окружение

Интересуется новыми предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты

Д/и «Четвертый лишний».

Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.

Содержание:

Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Трудовое воспитание

Самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности

Наблюдение во всех видах деятельности, в режимные моменты

Д/и «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»

Д/и «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Д/и «Накроем правильно на стол»

Материал: набор посуды и столовых приборов.

Умеет с помощью воспитателя накрыть стол к обеду

Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке

После игры, при напоминании, убирает на место игрушки

Формирование основ безопасности

Соблюдает доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице

Наблюдение в быту и в организованной деятельности

Владеет элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях

Набор сюжетных картинок «Можно-нельзя»; рассматривание и обсуждение.

Ребенок в семье и сообществе

Имеет первичные гендерные представления

Д/и «За что нам нравятся мальчики (девочки)?»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. 

Содержание: Воспитатель рассказывает о волшебной стране, в которой все дети дружили друг с другом, но злая фея поссорила всех ребят. Ребенку предлагается собрать «Цветок Дружбы», но для этого нужно взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Ребенок перечисляет положительные качества, а взрослый соединяет лепестки с серединкой.

Д/и «Как я дома помогаю?»

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Содержание: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др. Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения людей

С.р.и. «Больница»

Принимает на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре

Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры

Объединяется со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий

Наблюдение в игровой деятельности

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок, историй

Инсценировка сказки «Колобок»

Посредством речи налаживает контакты

Наблюдение во всех видах деятельности

Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями

В случае затруднения обращается за помощью к близкому взрослому

Адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого

Понимает, что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами

В диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая говорящего взрослого

Беседа «Как ты провел выходные»

Занимает себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью

Наблюдение во всех видах деятельности

Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях

Проявляет доброжелательность, дружелюбие

Откликается на эмоции близких людей и друзей

Делает попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».

Показатели / Проявления

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Музыкальная деятельность

Эмоционально откликается на простые эмоциональные произведения

Прослушивание песен по программе

Замечает изменения в динамике и настроении звучания музыки (тише-громче, веселое-грустное)

Умеет внимательно слушать (от начала до конца) небольшие музыкальные произведения

Узнает знакомые песни

Поет, не отставая и не опережая других

Наблюдение в непосредственной образовательной деятельности «Музыкальное развитие»

Выполняет доступные танцевальные движения по одному и в паре с предметами в соответствии с характером музыки

Называет детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон, барабан и др.

Рассматривание альбома «Музыкальные инструменты»

Участвует в музыкальных играх-драматизациях

Пересказ сказки «Теремок» по ролям с использованием музыкального сопровождения

Приобщение к искусству

Рассматривает иллюстрации в книгах

Наблюдение в непосредственной образовательной деятельности, в свободной деятельности

Проявляет интерес к народной игрушке

Задание: «Украсим группу»

Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внимание на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.

Конструктивно-модельная деятельность

Знает и правильно использует детали строительного материала

Д/и «Найди, что назову»

Материал: Деревянный конструктор. Содержание: Ребенку предлагается найти детали строительного материала по указанным воспитателем свойствам

При создании знакомых построек располагает кирпичики в соответствии с замыслом и/или целью постройки

Наблюдение за ребенком во время игры со строительным материалом, конструктором

Изменяет простые конструкции в длину и высоту двумя способами: надстраивания или заменяя одни детали другими

Наблюдение в игровой деятельности

Д/и «Построим зайке домик»

Материал: деревянный конструктор.

Содержание: Группе детей предлагается построить дом.  Второй группе детей предлагается украсить постройку.

Владеет простыми способами конструирования из бумаги (разрывание, сминание, скручивание)

Упражнение «Книжка»

Материал: Образец – книжка. Разные книжки, тетрадь, альбом. Альбомный лист бумаги на каждого ребёнка, фломастеры.

Содержание: Педагог приглашает детей рассмотреть книжки, тетрадь и альбом; назвать отличия и сходство этих предметов. Предлагает сделать подарок маме – красивую книжку, украсить ее.

Изобразительная деятельность

В свободной деятельности с удовольствием рисует, лепит, пользуясь различными изобразительными средствами

Наблюдение в свободной деятельности

Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций

Наблюдение в непосредственной образовательной деятельности

Изображает отдельные предметы, сюжеты, простые по композиции, содержанию

Рисование с повторением элементов рисунка «Разноцветные цветы на полянке»

Наблюдение в непосредственной образовательной деятельности

Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам, материалы

Лепит различные предметы, состоящие из одной-трех частей, используя разнообразные приемы лепки

Наблюдение в непосредственной образовательной деятельности

Создает изображение предметов из готовых фигур

Д/упражнение «Укрась вазу»

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка «ваза»

Правильно и аккуратно пользуется инструментами для творчества

Наблюдение в непосредственной организованной деятельности

Образовательная область «Физическое развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Физическая культура

Ходит прямо, сохраняя заданное направление

Выполнить задание, соответствующее показателю

Бегает, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с задачей

Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы

Сохраняет равновесие при беге по ограниченной плоскости (плоскость ограничена линиями на полу)

Ползает на четвереньках произвольным способом

Лазает по лесенке произвольным способом

Лазает по гимнастической стенке произвольным способом

Прыгает в длину, отталкиваясь двумя ногами

Катит мяч в заданном направлении

Бросает мяч двумя руками от груди

Ударяет мячом об пол 2-3 раза и ловит

Бросает мяч вверх 2-3 раза и ловит

Метает предметы вдаль

Здоровье

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры

Наблюдение в режимные моменты

Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время еды

Сам (или после напоминания взрослого) соблюдает элементарные правила поведения во время умывания

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил

Материал: картинки с различными предметами гигиены.

- Назови предметы и зачем они нужны человеку?

- Объясни или покажи, как ими пользоваться? и др.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад 22»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

К ПРОГРАММАМ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

(НА ОСНОВЕ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н. Е. ВЕРАКСЫ, Т. С. КОМАРОВОЙ, М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ)

Воспитатель: Балашова О.С.

Образовательная область «Речевое развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Художественная литература

Читает наизусть любое стихотворение или считалку

Выполнить задание, соответствующее показателю

Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию

А. Барто стихи из цикла «Игрушки», беседа

С интересом рассматривает иллюстрированные издания

Показ иллюстраций

Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы

Чтение произведений К. Чуковского, наблюдение

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи

Наблюдение в свободной деятельности и непосредственной организованной деятельности

Развитие речи

В общении со взрослыми использует речь для инициирования общения, сообщения или запроса информации для удовлетворения своих разнообразных потребностей

Разговаривает на различные темы

Употребляет в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические и эстетические качества

Описывает предмет, картину с помощью раздаточного дидактического материала

Игра «Опиши предмет»

Материал: различные предметные картинки.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.

Просит ответить на вопросы:

- Что это? (Шар)

- Какой он? (Красный, большой, воздушный) 

- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать)

Пересказывает наиболее динамичный отрезок сказки

Чтение сказки «Рукавичка» с дальнейшим пересказом

Образовательная область «Познавательное развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

ФЭМП

Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

Предложить ребенку набор геометрических фигур разного цвета, размера, предметные картинки с силуэтом геометрических фигур.

- Разложи на этот круг все предметы желтого (или другого цвета) цвета.

- Найди лишний предмет. Объясни, почему он лишний?  (например, среди больших треугольников красного цвета, лишний маленький   треугольник красного цвета). Задания можно варьировать по-разному по цвету, форме, размеру, назначению.

Считает до 5 и отвечает на вопрос «Сколько всего?»

Дидактическое упражнение «Сосчитай кубики».

Материал: кубики (по 6-7 шт.) разной величины и цвета.

Содержание:

- Что ты видишь на столе?

- Сколько кубиков на столе всего?

- Чем отличаются кубики друг от друга?

- Посчитай кубики по порядку.

- Который по счету желтый кубик? (Красный и т. д)

- Какого цвета кубик, который стоит на пятом месте? (Втором, третьем.)

- Покажи 3 красных и 3 зеленых кубика.

- Что можно о них сказать?                                                

Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».                                                                  Материал: у ребенка карточка с разделена горизонтальной полосой, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5).

Сравнивает количество предметов в группе на основе счета, а также путем составления пар

Дидактическое упражнение «Прилетели бабочки».

Материал: у ребенка двухполосная карточка, в верхнем ряду на определенном расстоянии наклеены бабочки (5 штук). Рядом на подносе лежат бабочки (больше 5 штук).

Задания:

- Сколько бабочек в верхнем ряду?

- Возьми с подноса столько же бабочек и разложи их в нижнем ряду так, чтобы было видно, что их столько же, сколько бабочек в верхнем ряду (меньше, чем в верхнем ряду, больше чем в верхнем ряду)

Сравнивает два предмета по величине (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче, одинаковые, равные) способом наложения или приложения

Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание:

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте?

«Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».

Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный шарик.

Содержание:

Инструкция.

Воспитатель предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

- Покажи длинную дорожку (короткую).

- Что можно сказать о ширине дорожек?

- Покажи широкую дорожку (узкую).

- Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб

Д/и «Найди такие же фигуры».                                                                     Материал: два набора (у воспитателя и у ребенка) фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб) разных размеров – большие и маленькие.

Содержание: Воспитатель показывает ребенку какую-либо фигуру и просит найти такую же и назвать ее.                    Д/и «Соотнеси форму с геометрической фигурой».                                  Материал: предметные картинки (тарелка, платок, мяч, стакан, окно, дверь) и геометрические фигуры (круг, квадрат, шар, цилиндр, прямоугольник и др.).

Содержание: Воспитатель просит соотнести форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, стакан – цилиндр, окно, дверь – прямоугольник и др.

Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе

Д/и «Поручение».

Материал: набор игрушек: матрешка, машина, мяч, пирамидка.

Содержание:

Ребенок сидит на ковре лицом к воспитателю.

- Расставь игрушки следующим образом: матрешку – впереди (относительно себя), машинку – сзади, мяч – слева, пирамидку – справа.

Д/и «Назови, что видишь».

Содержание: По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте группы. Затем воспитатель просит ребенка назвать предметы, которые находятся впереди (справа, слева, сзади) от него. Просит ребенка показать правую, левую руки.

Определяет части суток

Игровое упражнение «Когда это бывает?».

Материал: картинки с изображением частей суток, потешки, стихи о разных частях суток.

Содержание:

Внимательно послушай потешку, определи время суток и найди соответствующую картинку. Далее воспитатель напоминает ребенку все семь дней недели (при помощи стихотворения). Просит назвать выходные дни. Первый (второй) день недели.                                                                                    - Если сегодня вторник, какой день недели был вчера?

И т. п.

Познавательно-исследовательская деятельность

Использует обобщенные способы обследования разных объектов

Предложить ребенку провести известные ему опыты

Использует модели, предложенные взрослым

Использует эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес)

Дидактическое упражнение «Посади елочки».

Материал: плоскостные елочки, разные по высоте (2 шт.).

Содержание:

Посмотри, все ли елочки одинаковы по высоте? «Посади» елочки в порядке убывания (возрастания), используя слова «выше», «ниже».

Дидактическое упражнение «Сравни дорожки».                                                                   Материал: две дорожки разной длины и ширины, теннисный

шарик.

Содержание: Воспитатель предлагает сравнить дорожки по длине и ширине.

  • Покажи длинную дорожку (короткую).
  • Что можно сказать о ширине дорожек?
  • Покажи широкую дорожку (узкую).
  • Прокати шарик по узкой (широкой) дорожке; по длинной (короткой) дорожке.

Подбирает предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.)

Д/и «Разложи по величине», «Посади клумбу»

Участвует в проектно-исследовательской деятельности

Наблюдение в непосредственной организованной деятельности

Называет предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице, знает их назначение

Предложить ребенку назвать предметы ближайшего окружения или предложить картинки:

- Назови из чего сделан стол, стул, посуда, пирамидка и т.д.?

- Объедини предметы, которые сделаны из одного материала.

- Расскажи о пирамидке, какая она? И др. предметах.

И др.

Определяет материалы, из которых сделаны предметы, знает их свойства и качества

Дидактическая игра «Что из чего?».

Материал: образцы 8 материалов (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, стекло, фарфор) и предметные картинки с изображением предметов, которые изготовлены из этих материалов.

Содержание:

Воспитатель предлагает ребенку назвать материл и соотнести картинки.

Вопросы:

- Какой это материал?

- Что из него делают? (Посмотри внимательно на картинки и вспомни)

Социальное окружение

Соблюдает правила поведения в общественных местах

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Поликлиника»

Называет общественный транспорт, знает его назначение

Предложить ребенку виды общественного транспорта (картинки). Выявить, на сколько у детей сформировано понятие «общественный транспорт», и знает ли их назначение

Знает название страны, города в котором живет

Дидактическое упражнение «Родной город». 

Материал: иллюстрации достопримечательностей нашего города.

Содержание: Вопросы.

  • Назови город, в котором ты живешь.
  • Как называется улица, на которой ты живешь?
  • Рассмотри фотографии достопримечательностей нашего города. Тебе известны эти места?

И т. д.

Имеет представление о символике страны и города

Ребенку предлагаются картинки из серии «Праздники», «Мой город», «Нижегородский край»

- Покажи праздник 8-е марта. Почему ты думаешь, что это именно этот праздник?

(Новый год, 23 февраля, 1 сентября, Рождество и др.)

- Какой твой любимый праздник? Почему?

- В каком городе ты живешь?

- Что имеется в нашем городе?

- Найди на картинках наш город

И др.

Может рассказать, чем славится Нижегородский край

Знает несколько семейных и государственных праздников

Мир природы

Называет диких и домашних животных и знает, какую пользу они приносят

Д/и «Охотник и пастух».

Материал: изображения пастуха и охотника. Предметные картинки с изображением домашних и диких животных (корова, коза, лошадь, свинья, собака, курица, кошка, кролик, овца; заяц, медведь, волк, лиса, еж, белка).

Содержание: Воспитатель на столе с одной стороны помещает картинку с изображением охотника, на другой – пастуха. Предлагает ребенку назвать, кто это. Задает уточняющие вопросы.

-        Кто такой охотник?

-        Кто такой пастух?                                                         Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом – домашние.

Беседа по вопросам:

-        Почему человек заботится о домашних животных?

-        Какие домашние животные дают молоко?

-        Какие домашние животные дают пух и шерсть?

-        Какие домашние животные несут яйца?

-        У каких домашних животных есть рога и копыта?

-        Какие дикие животные впадают в спячку?

И др.

Называет времена года в правильной последовательности

Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».

Материал: сюжетные картинки «Времена года».

Содержание:

В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.

В конце дети должны разложить открытки по порядку, в соответствии со сменой времен года.

Знает элементарные правила поведения в природе и соблюдает их

Предложить ребенку игру «Правила поведения в природе»

Выявить знания детей о элементарных правилах поведения в природе

Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

Наблюдение во всех видах деятельности

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Самостоятельно одевается и раздевается, складывает и убирает одежду, при помощи взрослого приводит ее в порядок

Наблюдение

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой

Наблюдение

Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).

Содержание:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

- Назови известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)

- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.) 

- А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.

- Расставь красиво посуду.

- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) 

И т. д.

Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, старается выполнить поручения хорошо, ответственно

Наблюдение

Способен удерживать в памяти при выполнении действия несложные условия (инструкции, алгоритм)

Материал: два листа с картинками, на первом картинки раскрашены, на втором – нет.

Содержание: нужно запомнить какого цвета предметы на первом листе, закрыть его и раскрасить второй лист по памяти

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Проявляет личное отношение к соблюдению/нарушению моральных норм

Наблюдать за отношениями между детьми в общении, в игре в любой деятельности

Предложить ребенку серию картинок «Что такое хорошо, что такое плохо».

- Выбери картинки, на которых дети поступают плохо, неправильно. Объясни, почему так нельзя поступать.

- Как поступишь ты если у тебя будут забирать игрушку, которой ты играешь?

- Если тебе очень хочется поиграть игрушкой, которой играет другой ребенок, что ты будешь делать?

Пытается улаживать конфликты с помощью речи, убеждает, доказывает, объясняет

При распределении ролей по половому принципу практически не путает половую принадлежность игровых персонажей

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Владеет способами ролевого поведения

Наблюдение во время сюжетно-ролевых игр

Выступает в роли ведущего, объясняет сверстникам простые правила игры

Предложить ребенку организовать группу детей поиграть в настольно – печатную игру, выступить в роли ведущего

В самостоятельных играх обустраивает место для игры

Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей, умениями пользоваться атрибутами, создавать игровую ситуацию

Испытывает чувство стыда за неблаговидный поступок

Наблюдение во всех видах деятельности

Здоровается, прощается, вежливо просит, благодарит

Вступает в игровое взаимодействие со сверстниками. Используя речь, договариваясь о теме игры, распределении ролей, а также в ролевом диалоге, общении по поводу игры

Ребенок в семье и сообществе

Может рассказать о себе и своем развитии

Ребенку предлагаются картинки, с развитием ребенка начиная с младенчества:

- Покажи картинку, каким ты раньше был, какой ты сейчас, каким ты будешь?

- Чем отличаются мальчики от девочек? (мальчики – сильные, смелые, защитники Родины, должны помогать девочкам, быть вежливыми, обходительными. Девочки – красивые, нежные, заботливые)

- Как ты относишься к девочкам (мальчикам)?

И др.

Объясняет, чем мальчики отличаются от девочек

Рассказывает о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т.д.)

Дидактическое упражнение «Семейная фотография».                                                        Материал: сюжетная картинка, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).

Содержание:

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.) 
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? И т. п.

Свободно ориентируется в помещениях детского сада

Предложить ребенку проводить воспитателя в кабинет врача, прачечную, в физкультурный зал и т.д.

Проявляет интерес к традициям детского сада

Рассматривание фотоальбома «Наша жизнь в детском саду»

Формирование основ безопасности

Соблюдает элементарные правила поведения в быту

Набор картинок «Дом», «Бытовые приборы», беседа по картинкам

Соблюдает элементарные правила поведения на улице

Предложить ребенку ряд картинок с правильным и неправильным поведением в транспорте.

- Посмотри на картинку и скажи правильно ли поступает ребенок? Почему?

- Покажи картинки, на которых   правильно поступают пассажиры.

Разыграть ситуацию в сюжетно-ролевой игре «Мы пассажиры»; выявить, как дети владеют элементарными правилами поведения на улице и в транспорте, правилами дорожного движения.

Соблюдает элементарные правила поведения на дороге

Владеет элементарными навыками экологически безопасного поведения

Предложить ребенку игру «Правила поведения в природе»

Выявить знания детей об элементарных правилах поведения в природе.

Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».

Показатели / Проявления

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Приобщение к искусству

Различает жанры и виды искусства

Д/и «определи жанр картины»

Материал: репродукции картин по разным жанрам

Содержание: из предложенных репродукций ребенку предлагается отобрать заданный жанр (портрет, натюрморт, пейзаж) и объяснить свой выбор.

Прослушивание музыкальных произведений, определение их жанра.

Выделяет и называет основные средства выразительности

Проявляет эмоции при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора

Наблюдение

Конструктивно-модельная деятельность

Использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств

Построить разноцветные дорожки из кирпичиков двух цветов (сделать одну дорожку длиннее), определить, какая — длиннее, а какая — короче.

Беседа с ребенком.

Как называются детали постройки (кирпичики, кубики, др.).

Как детали различаются по величине (большая — маленькая, длинная — короткая, высокая — низкая, узкая — широкая

Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога

Задание: «Башни Высокая и низкая»

Построить высокую башню, низкую башенку.

Предложить ребенку соорудить постройку, используя кубы, пластины, кирпичики, бруски.

Наблюдать правильно ли ребенок выбирает строительный материал, можно задать вопросы:

- Из чего ты построил стены, мост, башню и т.д.

- Какой у тебя получился дом, мост и др.?

- Как называется эта часть постройки? (например, крыша, стены, и др.)

Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения

Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым

Изобразительная деятельность

Украшает элементами народного творчества силуэты игрушек и предметов по заданию взрослого

Рисование по мотивам дымковской игрушки.

Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть        

Задание: Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи (филимоновскую лошадку по мотивам филимоновской росписи)

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов

Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».

Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок».

Содержание:         Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».

- Какие герои есть в сказке «Колобок»?

- Кого Колобок встретил первым (последним)?

- Какой герой тебе нравится больше всех?

Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок».

Создает неплохой сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке

Создает образы предметов и игрушек, при лепке использует различные приемы, объединяет в композицию

Наблюдать за деятельностью детей во время лепки.

Анализ работ.

Правильно держит ножницы, вырезает различные фигуры, умеет резать по диагонали, по прямой, умеет вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, срезать и закруглять углы

Наблюдать за деятельностью детей во время работы с ножницами, бумагой.

Анализ работ.

Аккуратно наклеивает, составляя узор из растительных форм и геометрических фигур

Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур».

Материалы: 6 зеленых листочков, 6 желтых кругов диаметром 3 см, 6 красных кругов диаметром 1,5 см, шаблон тарелки, клей        

Содержание: Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и геометрические формы

Музыкальная деятельность

Активно, эмоционально включается в музыкальную деятельность

Наблюдение в НОД «Музыкальное развитие»

Определяет контрастные настроения музыкальных произведений

Дидактическое упражнение «Уложим лошадку спать». Прослушивание музыкальных произведений разного жанра.

Знаком с названиями жанров (марш, песня, танец)

Поет естественным звуком, без напряжения песни разного характера, старается четко произносить слова

Наблюдение в НОД «Музыкальное развитие»

Вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение

Наблюдение в НОД «Музыкальное развитие»

Образовательная область «Физическое развитие».

Показатели / Проявление

Методики, д/и, упражнения, вопросы и т.д.

Физическая культура

Проявляет интерес к подвижным играм, физическим упражнениям

Наблюдение

Бег 30 м. (мин. и сек.)

Выполнить задание, соответствующее показателю

Бег 90 м. (мин. и сек.)

Прыжок в длину с места

Метает предметы разными способами

Отбивает мяч об землю двумя руками

Отбивает мяч об землю одной рукой

Уверенно бросает и ловит мяч

Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу

Ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону

Здоровье

Выполняет упражнения, демонстрируя пластичность, выразительность движений

Наблюдение на утренней гимнастике

Следит за правильной осанкой под руководством воспитателя

Наблюдение

Беседа по картинкам

- Покажи картинки, на которых дети правильно ведут себя за столом

- Как ты думаешь, почему на этой картинке ребенок себя введет неправильно?

И др.

Моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле, чихании

Правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды

Обращается за помощью к взрослому при плохом самочувствии, травме

Наблюдение за поведением ребенка

Беседа (ребенку задаются вопросы для выявления состояния здоровья)

- Что у тебя болит?

- Покажи, где у тебя болит?

- Где ушибся, поранился?

- Обо что ушибся, чем поранился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (далее - Программа) является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений наук...

"От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)...

"От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/

Примерная программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)...

"От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

"От рождения до школы". Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой...

Рабочая программа для средней группы №2 составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Фантазеры» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29....