Доклад в рамках V КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ 2018год
методическая разработка

Козлова Лариса Владимировна

Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад23.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

методист филиала «Дружба»

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Козлова Л.В.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед образованием цель воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России. В Федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ в качестве направления для определения содержания образовательных программ названо «формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Для этого образованию необходимо создать такие условия, при которых на выходе из образовательного учреждения у обучающихся должна быть сформирована личностная, семейная и социальная культура».

Духовно-нравственное воспитание и развитие гражданина России - педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством принятия ею ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий; российской гражданской нации мирового сообщества.

При работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать ведущую деятельность, личностные особенности детей, режим дня, условия, в которых они находятся во время пребывания в детском саду и их психологическое состояние. Нами выяснено, что в повседневной жизнедеятельности дети дошкольного возраста, при специальном психологическом взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса (родителей, воспитателей, педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, помощника воспитателя), накапливают определенный жизненный опыт отношений. Формируются духовно-нравственные ценности, поступки, переживания, стремления, желание совершать дела милосердия. В продуктивно-творческой, познавательной, экспериментальной, театрализованной, игровой, трудовой деятельности группы детей могут возникать различные нравственные отношения: трудолюбия и упорства, уважения и равенства, взаимопомощи и толерантности, совместное сопереживание успехов и неудач и т.п.

Педагогическим коллективом воспитателей и творческим коллективом филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад» осуществляется работа по апробации «Программы развития духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста», разработанной канд. психол. наук, педагогом-психологом филиала «Дружба» Муратовой Инной Сергеевной.

Целью нашей деятельности является построение системы формирования и развития духовно-нравственных отношений в учреждениях дошкольного образования через приобщение дошкольников к народным традициям, обычаям, играм, ценностям православной культуры.

Основные задачи:

1)        создать целостную систему формирования и развития духовно-нравственных отношений на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, семьи и Русской Православной Церкви;

2)        приобщить дошкольников к народным традициям и обычаям многонационального народа России, сохраняя преемственность поколений;

3)        формировать способность к духовно-личностному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

4)        воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям, людям, животным, сострадание, уважение, взаимопомощь и взаимовыручку, дружелюбие по отношению к сверстникам;

5)        способствовать развитию трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

6)        повысить уровень познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания к окружающим.

Развитие традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

•        формирование и развитие общечеловеческих ценностей (добра, любви, сострадания, уважения, взаимопомощи, взаимовыручки);

•        воспитание гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу, патриотизма;

•        приобщение детей к духовно-нравственным ценностям народа России;

•        знакомство с русской православной культурой;

•        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

На основании этого выделены блоки, которые учитываются при реализации «Программы по развитию духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста».

Блок «Зеленая планета Добра»: обучение детей устанавливать контакт во взаимоотношениях; способствование воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам; развитие умения сотрудничать со сверстниками, высказывать извинения; формирование представления о том, что такое «дружба»; что важно в дружеских отношениях; обучение детей оказывать помощь и поддержку нуждающимся; развитие способности проявлять внимание и заботу к близким нам людям и животным.

Блок «Россия – Родина моя»: воспитание любви к Родине, чувства гордости за страну, в которой мы живем, уважение к русскому народу, уважение к другим народам; знакомство детей с государственной символикой России – гимном, флагом, гербом России; развитие творческих способностей; создание условий для нравственного воспитания ребенка; восполнение эмоционально-чувственной сферы ребенка позитивными эмоциями.

Блок «Хозяева и хозяюшки»: знакомство с русской национальной одеждой, устройством предметной среды русского дома, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней; воспитание в детях чувства красоты, любознательности, осознанности, что они – часть великого русского народа; знакомство с духовно-нравственными традициями народа России.

Блок «Путешествие в прошлое»: обращение внимания детей на то, что рядом с ними живут дети, лишённые родительского попечения, но мечтающие о семье и любви близких, способствование осознанию необходимости проявлять к таким детям внимание; расширение у детей знаний о духовных наставниках; способствование осознанию того, что люди, заботящиеся о нас, достойны уважения, что жертвенность и способность проявлять заботу о близких людях делает нас счастливыми; знакомство детей с представлениями, которые бытовали в русском народе и связывались с приходом весны.

Блок «Мир, в котором мы живем»: воспитание в детях самостоятельности, желание помогать взрослым, иметь свои обязанности и уметь их выполнять без напоминаний; способствование воспитанию бережного, заботливого отношения к природе, братьям нашим меньшим, не забывая и об окружающих людях; создание условий для убеждения детей, что любовь к животным должна быть действенной, требующей от них не только чувства умиления и ласки к животным, но и конкретной, деловой помощи им. Развитие чувства приобщенности к духовным традициям своего народа, поддерживать чувство пасхальной радости, формировать у детей первоначальные представления о событиях Воскресения Христова, о событиях Великой Отечественной Войны. Знакомство детей с тем, что отношение к нам окружающих зависит от того, как мы сами к ним относимся; вызвать сопереживание к обиженным и показать, что за обиды, нанесённые другим людям, человек должен будет заплатить своими тревогами, обидами, страхами либо недомоганиями.

Целостное духовно-нравственное развитие личности ребенка происходит путем освоения детьми духовно-нравственных категорий (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни); развития мотивационной сферы через формирование стремления подражать положительным героям сказок; освоения навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.

Приобщение детей в возрасте от 3 до 7 лет к социокультурным нормам русского народа, традициям семьи, общества осуществляется в следующих направлениях:

  • освоение правил культуры поведения;
  • трудовое воспитание;
  • развитие патриотических чувств.

На наш взгляд, формирование личности ребёнка начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через приобщение к правилам культуры поведения. Поэтому педагоги филиала «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад», выстраивают общение с ребенком от простейшего проявления внимания к близким, с которыми дошкольник непосредственно общается, до уважительного заботливого отношения к старшим, товарищам, окружающим.

Организация пребывания ребенка в детском саду устроена таким образом, что воспитанники с первых дней знакомятся с правилами культуры поведения. Воспитатели ежедневно помогают детям овладеть определёнными правилами, которые предписывают, как вести себя в общественном месте (в детском саду, в гостях, на улице, в транспорте), домашних условиях. А также общими правилами, связанные с культурой внешнего вида (личная гигиена, опрятность, аккуратность), с культурой общения (вежливость, деликатность, культура речи). При проведении режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются следующие условия:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение взрослых с детьми в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон воспитанников прямо зависит от состояния их нервной системы.

В результате работы в данном направлении можно сделать вывод:

эффективность в обеспечении духовно-нравственных отношений дошкольников достигается только, когда все субъекты  - дети, родители, коллектив детского сада, духовенство, с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой – четко различают свои функции и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на V Кирилло-Мефодиевских чтениях в рамках городских Дней славянской письменности и культуры "Памятник любви на Бородинском поле" (История жизни Маргариты Тучковой)

Выступление на  V   Кирилло-Мефодиевских  чтениях в рамках городских Дней славянской письменности и культуры "Памятник любви на Бородинском поле" (История жизни Маргариты Тучковой)...

Мастер-класс на Фестивале ценностно-ориентированных воспитательных практик ДОО "Приобщение детей с ТНР к ценности труда через игровые технологии речевого развития" в рамках 18 -х областных Кирилло-Мефодиевских педагогических чтений

Цель: систематизация и распространение личного педагогического опыта для педагогов. Задачи: 1.Способствовать созданию условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобре...

Доклад в рамках научно-практической конференции "Кирилло-Мефодиевские чтения -2022" Докладчик: Грязнова Т. М. воспитатель МАДОУ №113 "Капитошка" г.Улан-Удэ

Аннотация: Материал даёт характеристику и описание программы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогой Благодати»,  в статье рассматривается понятие и основные положения «дух...

Тематические занятия для воспитанников ДОУ «Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов.

laquo;Первоучители добра и просвещения – Кирилл и Мефодий» в рамках городские Кирилло-Мефодиевские чтения педагогов образовательных учреждений, подведомственных Управлению образованияФорм...

Доклад в рамках ХXXI МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ «ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ И ДУХОВНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА»

На протяжении многих веков люди, связанные со сферой образования, обдумывали содержание всестороннего воспитания. В 4 веке блаженный Августин, родившийся в Северной Африке христианский мыслитель,...