СКАЗКОТЕРАПИЯ
презентация к уроку (средняя группа)

Соловей-Морозенко Вера Михайловна
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon skazkoterapiya.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Соловей-Морозенко В.М.

Слайд 3

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Слайд 5

В каких случаях используется сказкотерапия для дошкольников? Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Слайд 7

Задачи сказкотерапии: -Развивать речь детей; -Выявить и поддержать творческие способности; - Снизить уровень тревожности и агрессивности; -Развивать способности к естественной коммуникации; -Формировать умение преодолевать трудности и страхи; -Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Слайд 9

ВИДЫ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (классификация Зинкевич-Евстигнеевой) 1.Художественные сказки (народные и авторские) 2.Дидактические сказки 3.Диагностические сказки 4.Психо-коррекционные сказки 5.Медитативные сказки 6.Психодиагностические сказки

Слайд 10

Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. Художественные сказки делятся на народные и авторские

Слайд 12

Дидактические сказки Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Слайд 13

Диагностические сказки Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также определить его характер и отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка- трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно застенчивый, с повышенным уровнем тревожности. Диагностическая сказка может способствовать выявлению состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.

Слайд 14

Психокоррекционные сказки Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Например : «Мальчик Сережа», «Сказка про ежика Витю», «Мышонок и темнота», «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»- Хухлаева О.Е.

Слайд 15

Медитативные сказки Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Сказки: «Золотой шар»- Т. Зинкевич-Евстегнеева; «Про маленького комочка» - Ю. Куликова; «Бабочка» - О. Зайцева и др.

Слайд 16

Приёмы работы со сказкой Чтение сказки и её анализ Цель: Осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: О чём сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки?

Слайд 20

Рассказывание сказок Рассказывание сказки от первого или третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Групповое рассказывание сказок. Каждый из группы детей по очереди рассказывает маленький кусочек известной всем сказки. Групповое придумывание сказки. Первый ребенок говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д.

Слайд 22

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Слайд 24

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Ребенок имеет возможность отождествления себя с персонажем, примерить на себя разные образы, учится видеть ситуацию глазами другого. Таким образом, сказка и искусство театра , театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных, эмоциональных и поведенческих сфер у детей дошкольного возраста .

Слайд 25

Рисование по мотивам сказок - рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; - любимого сказочного героя, - сказочной страны - рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Слайд 26

Структура сказкотерапевтического занятия Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу). Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч, ритуальная присказка: «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько приоткрыла». Основная часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня. Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель подводит итоги занятия. Ритуал «выхода из сказки». Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Слайд 28

Литература по данной теме: 1.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015 г. 2.Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2009 г. 3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии .- СПб.: Речь, 2006. 4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006. 5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии . – СПб.: Речь, 2002. 6.Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития,2006. 7.Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2014 г. 8. Васькова О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2017 г. 9. Карпов А. Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – Санкт-Петербург «Речь», 2008 г. 10.Сертакова Н.М.Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. – Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2015 г.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!