Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
материал

Зайнулина Альфия Александровна

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)». Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой деятельности которая является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Исследовательский подход в обучении включает: • опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности; • активное освоение мира; • Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

В.А Сухомлинский:

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми  красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».      

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…»

Согласно ФГОС, «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка)».

Для благотворного и своевременного осуществления поставленных целей «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма поисковой деятельности которая является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.

Исследовательский подход в обучении включает:

  • опору на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности;
  • активное освоение мира;
  • Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе мы выделим основные характеристики детского экспериментирования:

1. Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы: целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.

2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение:

новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Воспитатели нашего ДОУ использует разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

1. Интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через:

• мотивацию,

• образность, эмоциональность,

• значимость и необходимость участия каждого в деятельности.

2. Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);

3. Обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»);

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).

Структура детского экспериментирования:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования). Выдвижение гипотезы

• Поиск и предложение возможных вариантов решения:

• Сбор материала.

• Обобщение полученных данных.

Формы организации

исследовательской деятельности:

• Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы).

• Фронтальная (коллективные игры, беседа).

• Подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).

В условиях нашего ДОУ используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

• в - третьих, они практически безопасны;

• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Активное участие родители принимают и в насыщении наших экспериментальных лабораторий.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить с 1-й младшей группы. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Опыт работы наших воспитателей доказывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего, младшего возраста.

Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки, растворяют в воде разные вещества.

С помощью игровых персонажей мы предлагаем детям простейшие проблемные ситуации:

У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода, показали взаимосвязь с живой природой, проводятся игры-эксперименты и пр.)

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание. Используя экспериментирование при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, мы стараемся обеспечивать стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников с соответствие с ФГОС.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-po-teme-yeksperimentirovanie-v-dou-kak-neobhodimoe-uslovie-realizaci-fgos.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Консультация "Особенности организации непосредственно образовательной деятельности"...

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО...

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

Основные критерии взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО....

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

Педсовет. Доклад "Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО"...

Доклад на тему «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

               Каждый из специалистов решает свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна - развитие личности ребенка, социализация его в обществе. ...