Развитие познавательной активности у детей с особыми возможностями здоровья в условиях дополнительного образования.
статья (старшая группа)

Зяблицева Наталья Юрьевна

Из опыта работы кружка " Послушные пальчики" по системе Марии Монтессори

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zyablitseva_natalya_montessori.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Зяблицева Наталья Юрьевна,

Муниципальное бюджетное дошкольное

                                  образовательное учреждение

 детский сад  №15 СП №5 «Калейдоскоп»

 города Краснокамска Пермского края,

воспитатель.

Развитие познавательной активности у детей с особыми возможностями здоровья в условиях дополнительного образования.

На современном этапе развития общества предъявлены новые требования к качеству дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Из опыта работы кружка « Послушные пальчики» ( система М. Монтессори)

   Я, работаю подменным воспитателем, и своей группы у меня нет, но в нашем детском саду есть дети с ОВЗ. Наблюдая за ними, я увидела,  что познавательная активность у таких детей слабо развита. В связи с этим  мной был создан кружок «Послужные пальчики»  включающий в себя систему Марии Монтессори.

 Работа кружка  «Послушные пальчики»,  с моей точки зрения, является необходимой составной частью воспитательно-образовательного  процесса в нашем детском саду.

     В течение 2018-2019 учебного года в МБДОУ №15 СП №5  работал кружок «Послушные пальчики». Кружок посещали 10 детей, в возрасте 5-6 лет (старшая группа).

     В начале учебного года выявила, что у детей низкий уровень познавательной активности.

Основная цель работы кружка: развитие познавательной активности у детей с ОВЗ дошкольного возраста посредством Монтессори – материалов.  На основе полученных данных составила план на весь учебный год со следующими  задачами:

 Образовательные:

  1. Расширять у детей кругозор, активный словарь
  2. Формировать сенсорные, математические представления
  3. Обогащать личный опыт взаимодействия с различными предметами

Развивающие:

  1. Развивать моторику рук и пальцев
  2. Развивать органы чувств: осязание, обоняние, слух, зрение
  3. Развивать  «интуитивное чтение»
  4. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
  5. Развивать графические навыки.

Воспитательные:

  1. Формировать мотивации к деятельности
  2. Воспитывать коммуникативные навыки и умения
  3. Воспитывать исследовательский интерес, чувство радости от удавшейся работы.

Организация работы кружка.

Кружок работает во вторую половину дня.

Его посещают 10 детей из разных групп детского сада.

Продолжительность 25- 30 минут

Периодичность раз в неделю.

  Содержание занятий строится на основе перспективного плана, утвержденного на педагогическом совете.

Работа кружка предоставляет дополнительные возможности для:

развития познавательного интереса к окружающему миру,   а также у детей  появится чувство удовольствия и радости от процесса познания,  дети научаться задавать вопросы познавательного характера.

Принципы:

В своей работе я опираюсь на основные дидактические принципы: доступность, научность, систематичность и последовательность, наглядность.

   Обращаем внимание на: 

  • стимуляцию речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
  • создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
  • доверительное отношение между ребенком и взрослым.

Форма проведения занятий кружка 

  1. работа с монтессори материалом,
  2. игры на развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков,
  3.  развивающие игры, объединенные общим сюжетом или темой.

Формы работы:

  • индивидуальная,
  • работа в группах,
  • работа в парах,
  • фронтальная

Материальное обеспечение программы: Монтессори – материалы для сенсорного развития: цветные пластинки, ящики с кусочками ткани, шумовые материалы, блоки с цилиндрами - вкладышами, красные штанги, геометрический комод, передвижной алфавит.

  К концу учебного года выявила, что у нескольких детей появилась положительная динамика .Уровень познавательной активности повысился.

Работу по этому направлению хочу продолжить в следующем учебном году.

В заключении можно сказать, что  развивая познавательную активность,  в условиях дополнительного образования по методу М. Мантессори,  воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Особенно  у дошкольника с ОВЗ. С такими детьми интересно работать у них свой необыкновенный мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

laquo;Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери...

«Игровой сеанс как форма организации образовательной деятельности детей с особыми возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО»

Методическая разработка для родителей о форме организации образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ДО...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в ДОУ

Социализация детей с ОВЗ является одной из важнейших проблем. Главная проблема таких детей заключается в ограниченной мобильности, недоступности ряда культурных ценностей, в нарушении его связи с миро...