Консультация для воспитателей.
консультация

Демьянова Светлана Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ: АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, СРАВНЕНИЯ,   ОБОБЩЕНИЯ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию для воспитателей подготовила педагог-психолог : Демьянова С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ: АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, СРАВНЕНИЯ, ОБОБЩЕНИЯ.

Слайд 2

МЫШЛЕНИЕ «Отражение отсутствующего есть мышление » (П.Жане) Мышление - высшая форма познавательной деятельности, которая позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Слайд 3

Анализ – это мыслительное разделение предметов и явлений на части, мыслительное выделение свойств предметов и явлений. Синтез –мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Слайд 4

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным; освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений; детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы; складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Слайд 5

Развитие мышления в раннем возрасте от 1,5 до 3-х лет. ЧТО МОЖЕТ РЕБЕНОК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. В практике действий с предметами ребенок усваивает, что разные предметы могут употребляться по сходным признакам и по сходству деятельности. Это приводит к усвоению обобщённого знания. Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребенка, формируются элементы наглядно-образного мышления. Учит способам действий и дает обобщенные названия предметов.

Слайд 6

Развитие мышления в 3-4 года. ЧТО МОЖЕТ РЕБЕНОК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (появляются предметы заместители, картинки). Пытается анализировать то, что видит вокруг себя; Сравнивает предметы друг с другом и выводит заключение об их взаимозависимостях; Стремиться объяснить то, что видит вокруг; Сравнивает, анализирует в наглядно действенном плане; Сравнивает предметы по цвету и форме, выделяет отличия по другим признакам. Наблюдение за окружающим, сопровождаемое объяснением. Задания: «Найди лишние», «Найди предмет и раскрась его», «Раскрась бусы до конца», «Найди отличие», «Чего не хватает». Настольные игры.

Слайд 7

Развитие мышления в 4-5 года. ЧТО МОЖЕТ РЕБЕНОК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА Преобладает наглядно-образное мышление. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.д. К 5 годам может: сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу; собрать картинку из 4 частей без опоры на образец, из 6 частей с опорой на образец; обобщать понятия относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, транспорт, обувь, мебель, посуда. Умеет выстраивать последовательность событий и составлять связанный рассказ. Главная задача педагога-формирование разнообразных конкретных представлений. Задания: «Пройди по лабиринту», «Построй по схеме», «Собери картинку» , «Найди пару», «Найди лишний предмет», «Подбери заплатку к коврику», «Назови предметы одним словом»,

Слайд 8

Развитие мышления в 5-6 лет. ЧТО МОЖЕТ РЕБЕНОК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта. Совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. К шести годам ребенок должен: уметь выстраивать последовательность событий и составлять связанный рассказ по картинкам, классифицировать предметы в группы по определенным признакам, подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их по смыслу, выстраивать логический ряд из фигур, решать простые логические задачи. Задания: «Найди не похожую фигуру», «Лабиринты», «Найди лишнюю фигуру и раскрась её», «Расставь картинки по порядку», «Продолжи рисовать фигуры не нарушая закономерности». «Определи последовательность рисунков» и т.д.

Слайд 9

Развитие мышления в 6-7 лет. ЧТО МОЖЕТ РЕБЕНОК ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА Ведущим является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Полностью словесно –логическое, понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6-8 последовательных картинок. Задания: «Найди отличия в рисунках», «Ребусы», «Нарисуй не достающий рисунок», «Расставь рисунки по порядку», «Соедини рисунки с фигурами нужной формы», «Закончи предложение» и т.д.

Слайд 10

Использованная литература: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология человека. Урунтаева Г.А., Детская психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...