Главные вкладки

    Ранняя диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.
    материал

    Маргарита Ковалюк

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл strebeleva_umstvennoe_razvitie.docx36.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ранняя диагностика умственного развития детей раннего возраста Стребелевой Е.А.

        Обследование детей раннего возраста выделено в отдельное издание «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет). Ранняя диагностика умственного развития».

    В данной методике предлагаются 10 заданий, рассчитанных на обследование детей 2-2,5 года, а также 2,5-3лет.

    Задания для обследования детей раннего возраста

    |/п

    Наименование
    задания

    Возраст детей

    2—2,5
    года

    2,5—3
    года

    1

    Поймай шарик

    +

    +

    2

    Спрячь шарики: в
    две коробочки в три
    коробочки

    +

    +

    3

    Разбери и сложи матрешку:
    двусоставную
    трехсоставную

    +

    +

    4

    Разбери и сложи пирамидки: из
    трех колец из четырех колец

    +

    +

    5

    Найди парные картинки:
    две
    четыре

    +

    +

    6

    Поиграй с цветными кубиками: с двумя
    (красный, желтый или белый) с четырьмя
    (красный, желтый или белый, зеленый, синий)

    +

    +

    7

    Сложи разрезные картинки: из
    двух частей из трех частей
    + +

    +

    +

    8

    Построй из палочек: молоточек
    (из двух палочек) домик (из трех
    палочек)

    +

    +

    9

    Достань тележку:
    скользящая тесемка
    скользящая и одна ложная тесемка

    +

    +

    10

    Нарисуй:
    дорожку

    +

    +


    Диагностические задания

    1. ПОЙМАЙ ШАРИК. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики.
      Оборудование: желобок, шарик.
      Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
      Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
      Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; желание сотрудничать (играть) со взрослым; отношение к игре; результат; отношение к результату.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок не начинает сотрудничать даже по мере обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).
    2 б а л л а — ребенок обучился и начинает сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается.
    3 б а л л а — ребенок самостоятельно приступает к сотрудничеству, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
    4 б а л л а — ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

    2. СПРЯЧЬ ШАРИКИ. Задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий.
    Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых
    по цвету.
    Проведение обследования: перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой
    шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
    Обучение: если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: «Большой крышкой закроем большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку».
    После обучения ребенку предлагают выполнить задачу самостоятельно.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения — ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий;
    отношение к своей деятельности; результат.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится к цели; после обучения задания не понял.
    2 б а л л а — ребенок не понимает задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.
    3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не может соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
    4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание; выполнят его; применяет соотносящие действия; заинтересован и конечном результате.

    3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ

    Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на
    величину предметов, наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
    Оборудование: две двусоставные (трехсоставные) матрешки.
    Проведение обследования: психолог дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает
    собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
    Обучение: психолог берет еще одну двусоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее
    взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; понимание указательного жеста; наличие соотносящих действий; результат.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно (огрет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т. д.).
    2 б а л л а — ребенок выполняет задание, только подражая действиям взрослого.
    3 б а л л а — ребенок принимает и понимает задание, но выполняет его после помощи взрослого (используется указательный жест или речевая инструкция); понимает, что
    конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
    4 б а л л а — ребенок сразу принимает и понимает задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.


    4. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ ПИРАМИДКИ.

     Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на
    величину, наличия соотносящих действий,
    ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
    Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колечек.
    Проведение обследования: психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить.
    Обучение: если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень. Затем предлагает ребенку
    выполнить задание самостоятельно.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результат.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок действует неадекватно (даже после обучения  пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. д.).
    2 б а л л а — ребенок принимает задание; при сборке не учитывает размеры колечек; после обучения нанизывает все колечки, но их размер по-прежнему не учитывает; не определена
    ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.
    3 б а л л а — ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая
    рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.
    4 б а л л а — ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук;
    заинтересован в конечном результате.
    5. НАЙДИ ПАРНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
    Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок (грибок, дом, зонтик, бабочка).
    Наглядный материал: набор № 1, рис. 1—8.
    Проведение обследования: перед ребенком кладут две предметные картинки, идентичная пара находится в руках взрослого. Он указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые.
    Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку просит показать такую же.
    Обучение: если ребенок не выполняет задание, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: «Такая у меня, такая же у тебя», при этом используется указательный жест.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; осуществление выбора; понимание жестовой инструкции; обучаемость; результат; отношение к своей деятельности.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.).
    2 б а л л а — ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен; самостоятельно задание не
    выполняет.
    3 б а л л а — ребенок сразу понимает условия задания; допускает одну ошибку; после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.
    4 б а л л а — ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

    6.
    ПОИГРАЙ С ЦВЕТНЫМИ КУБИКАМИ. Задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
    Оборудование: цветные кубики (четыре цвета) — два красных, два желтых (белых), два зеленых, два синих.
    Проведение обследования: перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит
    показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый».
    Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
    Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слов} два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок не различает цвета даже после обучения.
    2 балла — ребенок сличает два цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.
    3 балла — ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.
    4 б а л л а — ребенок сличает цвета; называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

    7. СЛОЖИ РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
    Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две (три) части (мяч, чайник).
    Наглядный материал: набор № 1, рис. 9—12.
    Проведение обследования: взрослый показывает ребенку две
    (три) части разрезной картинки и просит: «Сложи картинку».
    Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не
    справляется с заданием, педагог сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку добавить другую. Затем ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; сличение ребенком цвета, узнавание его по слову, знание названия цвета; речевое сопровождение, результат, отношение к своей деятельности.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок после обучения действует неадекватно (не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом).
    2 б а л л а — ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен; самостоятельно сложить картинку не может.
    3 б а л л а — ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат
    положительный.

    4 б а л л а — ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

    8.
    ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (молоточек или домик). Задание направлено на выявление у ребенка умения действовать по подражанию, показу.
    Оборудование: четыре (шесть) плоских палочек одного цвета.
    Проведение: перед ребенком строят из палочек молоточек или домик и просят: «Построй, как у меня».
    Обучение: если ребенок по показу не может сконструировать молоточек (домик), педагог просит: «Смотри и делай, как я».
    Затем снова предлагает ребенку выполнить задание.
    Оценка действий ребенка: принятие задания; характер действий (по подражанию, показу); обучаемость; результат; отношение к результату.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах:

    1 балл — ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно (бросает палочки, кладет их рядом, машет ими); безразличен к результату.
    2 б а л л а — ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.
    3 б а л л а — ребенок правильно понимает задание, но строит молоточек только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.
    4 б а л л а — ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.


    9.
    ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство (тесемку).
    Оборудование: тележка с кольцом, через которое продета тесемка; в другом случае рядом со скользящей тесемкой — ложная.
    Проведение обследования: перед ребенком (на другом конце стола) стоит тележка, до которой он не может дотянуться рукой, но в зоне его досягаемости находятся два конца тесемки, разведенные между собой на расстояние 50 см. Ребенка просят достать. тележку. Если он тянет только за
    один конец тесемки, то тележка остается месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадал- ся соединить оба конца тесемки и таким образом подтянул тележку.
    Обучение проводится на уровне практических проб самого ребенка.
    Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за об; конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность
    попробовать еще раз. Взрослый з{ экраном продевает тесемку
    через кольцо и, убрав экран предлагает ребенку достать тележку.
    Если ребенок не до гадывается использовать тесемку, то это
    оценивается каг невыполнение задания, фиксируется также
    отношение I результату, результат.

    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах 

    1 балл — ребенок не понимает задание; не стремится достичь цели.
    2 б а л л а — ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.
    3 б а л л а — ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух-трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.
    4 б а л л а — ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

    10. НАРИСУЙ (дорожку или домик). Задание направлено на выявление понимания речевой инструкции, уровень  развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение
    ведущей руки, согласованности действующих рук, отношения крезультату.
    Оборудование: карандаш, бумага.
    Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги I карандаш и просят нарисовать дорожку (домик).
    Обучение не проводится.
    Оценка действий ребенка: принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; результат.

    Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
    Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

    1 балл — ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.
    2 б а л л а — ребенок стремится что-то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не определена ведущая рука; нет согласованности действие обеих рук.
    3 б а л л а — ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; пони мает конечный
    результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.
    4 б а л л а — ребенок выполняет задание соответствен: но речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко
    определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

    Результаты психолого-педагогического обследования детей раннего возраста:

    Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым( не понимают цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
    Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии, необходимости их комплексного обследования.

    Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств
    предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после
    обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
    Анализ результатов обследования детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

    Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к
    выполнению. Однако самостоятельно во многих г л у чаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

    Развитие детей 4 группы (34-40 баллов)  соответствует данному возрасту.


    Детей первой группы необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего
    действие; учить детей понимать цель действия; формировать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание взглядом
    перемещающегося предмета.
    Необходимо проводить
    физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

    При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание.
    Второй группе детей необходимо передать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым на основе, с
    одной стороны, эмоционального контакта взрослого с ребенком, а с другой — правильного определения способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно
    научить детей подражать действиям взрослого, понимать, использовать речевую инструкцию и указательный жест, работать по образцу и по словесной инструкции.
    Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно
    занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и
    физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности. При этом внимание надо уделять
    совершенствованию ручной
    моторики
    , развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук. Центральной задачей работы с этой группой детей является
    формирование ориентировочно-познавательной деятельности, т. е. развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, целенаправленных проб, практического примеривания,а затем и зрительного соотнесения. Важно помнить, что развитие
    восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
    В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно-познавательной деятельности должна быть направлена на
    формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, слоном и образом.
    Одним из основных направлений в работе с этими детьми является
    развитие речи. Оно проводится в процессе шей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.
    Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к
    продуктивным видам деятельности: рисованию,
    конструированию.
    У детей надо
    вызывать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровым действиям с ними, развивать умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем — вместе.
    Необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также такие качества личности, как взаимопомощь и отзывчивость. Это возможно только тогда, когда создан положительный микроклимат в дошкольном учреждении и семье ребенка.
    При обучении детей третьей группы необходимо изначально уточнить характер первичного нарушения. Но независимо от него у всех детей нужно формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). И особое внимание уделять становлению продуктивных видов деятельности: лепке, аппликации, рисованию, конструированию.
    Важным направлением коррекционной работы является
    формирование у детей представлений об окружающей действительности, о человеке, его деятельности и взаимодействиях.

    П/н по фамильному списку детей

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    Поймай шарик

    Спрячь шарики

    Разбери и сложи матрешку

    Разбери и сложи пирамидку

    Найди парные картинки

    Поиграй с цветными кубиками

    Сложи разрезные картинки

    Построй из палочек

    Достань тележку

    Нарисуй

    Общий балл

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние действий с предметами на умственное развитие детей раннего возраста.

    Предметная деятельность - главное в жизни ребенка. Трудно переоценить значение игр в раннем возрасте. В статье говорится о необходимости проведения игр, о способах и методах этой деятельности....

    Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

    материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

    «Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста»

    Сенсорное развитие- это развитие у ребёнка прпоцессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.  Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленн...

    Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей раннего возраста

    Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.В истории дошкольной пед...