Опыт сетевого взаимодействия дошкольного образования с социальными партнёрами.
статья

Шахова Елена Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт сетевого взаимодействия

дошкольного образования с социальными партнёрами.

Модернизация отечественного образования является на сегодняшний день одним из ключевых условий в долгосрочном социально-экономическом развитии всего государства[1]. В современных исследованиях и нормативных документах сетевое взаимодействие рассматривается как «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов» [2].

По мнению Л.С.Выготского, человек в системе социального взаимодействия преобразует «натуральные» психические функции в образования высшего уровня развития, формируя при этом собственный «мир культуры», состоящий из значений, ценностей и смыслов. При этом взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного преобразования. В современной науке процесс «взаимодействия» рассматривают как методологическую категорию. «Взаимодействие» является многовариативным способом изменения окружающей действительности [2].

На сегодняшний день нормативной основой стал новый закон об «Об образовании в Российской Федерации». Так, например, статья 15 Закона раскрывает понятие «Сетевые формы реализации образовательных программ» [3].

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает воплощение в жизнь организации всестороннего партнерства. Это означает развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования, в том числе и на «дошкольном». Под сетевым взаимодействием понимается система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования [2].

Деятельность организаций, входящих в сеть, регламентируется на основании договора между ними и совместно разрабатываемых и утверждаемых образовательных программ. В договоре определяется предмет, цель, обязанности сторон, принципы сотрудничества и права участников. Это позволяет гарантировать успешную работу в рамках сетевого взаимодействия.

Мы считаем, что социальными партнёрами дошкольных образовательных учреждений могут выступать - другие дошкольные образовательные учреждения, школы, Дворцы детского (юношеского) творчества (ДДЮТ), медицинские центры, Советы ветеранов и другие социальные институты.

Для осуществления эффективного сетевого взаимодействия необходимо, чтобы стороны имели общую цель. Все участники должны участвовать в реализации направления взаимодействия, быть открыты для сотрудничества. Убеждены в том, что подобные системы связей созданы исключительно на добровольной основе и держатся на заинтересованности сторон взаимодействия.

Подобное сотрудничество позволяет осуществить:

- рациональное распределение обязанностей;

-разумное распределение ресурсов;

-создание единого информационного поля;

-развитие компетенции;

-координацию общих действий;

-прямой и дистанционный контакт;

-выстроить возможные пути развития;

-презентовать передовой педагогический опыте.

Мы считаем, что такого рода взаимодействие должно строиться на принципах: доверия, гарантированности, доброжелательности, научности, практической значимости, учёта индивидуальных возможностей.

Однако, в осуществлении сетевого взаимодействия стоит выделить ряд проблем:

-недостаточная проработанность нормативно-правовых документов и механизмов;

-узкая направленность некоторых партнёров;

-дополнительная нагрузка на педагогов;

-в редких случаях отсутствие желания «делиться» педагогическими новинками [4].

В практике своего учреждения мы уже на протяжении нескольких лет используем подобную систему связей. Одним из наших постоянных партнёров является дошкольное образовательное учреждение (ОУ), расположенное в территориальной близости от нас. Основными направлениями нашего взаимодействия являются совместные мероприятия, обмен информацией, организация информационной поддержки, популяризация передового педагогического опыта.

 В рамках сотрудничества регулярно проводятся совместные мероприятия на базе одного и другого ОУ. Совместными усилиями педагогов и специалистов обоих учреждений удалось создать инновационную форму проведения встреч.

В результате этого педагоги получили опыт интерактивного общения, установление субъект- субъектных связей и получили возможность продвижения продуктов своей деятельности на «рынок» образовательных услуг, получили доступ к общему информационному полю. Но самым главным достижением этого взаимодействия считаем этап социализации детей обоих учреждений -главная задача дошкольного образования.

Осуществляя Концепцию патриотического воспитания граждан РФ, мы заключили договор с Советом ветеранов района. Подобная модель взаимодействия позволяет обеспечить нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста и осуществить преемственность поколений.

Несомненно, очень важен опыт проведения традиционных встреч детей старшего дошкольного возраста с ветеранами. Уже стало доброй традицией приглашать ветеранов на совместные мероприятия, посвящённые памятным датам Великой Отечественной войны. В ходе этих встреч дети имеют возможность послушать рассказы живых участников тех страшных дней, задать им вопросы и просто пообщаться. Не менее важны эти встречи и для самих ветеранов. Они рады вниманию со стороны детей и взрослых, с удовольствием с ними общаются.

Таким образом, становится очевидным, что это направление в сетевом взаимодействии актуально и необходимо.

Что касается взаимодействия со школами и ДДЮТ, то взаимодействие такого рода позволяет педагогам:

-осуществлять методическое сопровождение деятельности педагогических работников ОУ;

-пополнять набор методического материала;

-распространять свой опыт;

-повысить свою компетентность;

-осуществлять самореализацию путём участия в районных и городских выставках и конкурсах и др.

Для детей это направление даёт возможность в социализации, осуществлении преемственности (дошкольник - школьник, дошкольник - участник конкурса и пр.) и возможность реализации их субъектных проявлений.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями (социальными институтами) и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [5]. Таким образом, можно говорить об огромном потенциале взаимодействия субъектов дошкольного образования.

Список использованной литературы

  1. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание. // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. – СПб., 1998.
  2. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающие участие в конкурсе на государственную поддержку. / Под ред.  А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006.
  3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
  4. http://ext.spb.ru/2011-03-24-15-59-19/89-preschool/5663-2014-07-01-08-28-02.html Проблемы и условия формирования готовности к сетевому взаимодействию у будущих педагогов дошкольной образовательной организации
  5. http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/78-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-sovremennom-mire/510-1-27 Сетевое взаимодействие: механизмы реализации образовательной политики Кондракова И.Э.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

«Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

«Формы взаимодействия дошкольных групп с семьёй и социальными партнёрами в организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Участники проекта: воспитатели дошкольных групп, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением, воспитанники и родители.Цель проекта: привлечение внимания родителей и социальных партнёров к пробле...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...