Проект "Метеостанция"
проект (старшая, подготовительная группа)
Данный прект был представлен в рамках муниципального конкурса проектов молодых специалистов в системе образования г.Канска «Молодой учитель – новой школе - 2018»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Метеостанция" | 342.41 КБ |
Презентация проекта "Метеостанция" | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»
МБДОУ № 25
663606, Россия, Красноярский край, г. Канск, мкр. 6-й Северо-Западный, 65
ИНН/КПП 2450032038/245001001 ОГРН 1152450000713
тел. (39161) 2-99-11
«Метеостанция – в детском саду»
(долгосрочный проект)
Булавкина Юлия Юрьевна
(воспитатель)
Направление проекта: познавательно – исследовательский
Участники проекта: сотрудники и воспитанники МБДОУ № 25 «Успех», родители воспитанников, студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».
Канск, 2018
Актуальность проекта
Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно - пространственной среды, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря позволило мне и моей напарнице обеспечить в группе игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей.
В процессе организации выше указанной деятельности, мы столкнулись с недостаточностью условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. В процессе наблюдения за детьми и заполнения индивидуальных карт развития, мы выяснили, что у большинства наших воспитанников не сформировано умение пользоваться измерительными приборами, в том числе термометром.
С данной информацией мы ознакомили родителей наших воспитанников на родительском собрании в сентябре 2017 года и получили запрос на оказание дополнительной образовательной деятельности в рамках кружка по экспериментированию. С октября 2017 года я организовала в группе деятельность кружка «Весёлые эксперименты». Это послужило началом реализации проекта «Метеостанция в детском саду».
Цель проекта: создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.
формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- формировать у детей представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
- познакомить с профессией метеоролога;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.
Деятельность по реализации проекта
Целевая группа: сотрудники и воспитанники МБДОУ № 25 «Успех», родители воспитанников, студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».
Этапы проекта:
Подготовительный (сентябрь 2017 – апрель 2018)
- обозначение цели проекта;
- постановка задачи данного проекта;
- определение сроков проведения проекта;
- составление плана работы над проектом.
Основной
- перспективный план работы по реализации проекта;
- Решение поставленных задач по средствам познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды (особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности);
- организация работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности;
- план взаимодействия с родителями.
Итоговый
- работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
- подготовка отчета с презентацией.
I.Этап подготовительный
В сентябре 2017года мною был подготовлен пакет документов для организации кружковой познавательно-исследовательской деятельности:
- комплект методических пособий для организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми;
- перспективный план по реализации дополнительной образовательной деятельности «Веселые эксперименты» (Приложение 1);
- консультации для родителей (Приложение 2);
- сценарий мастер-класса для родителей (Приложение 3);
- картотека экспериментов (Приложение 4);
- табель посещаемости кружка.
Одним из направлений деятельности кружка, стало ознакомление с измерительными приборами: термометр для измерения температуры воздуха и воды, метеорологический флюгер, барометр, компас, лупы, дождемер, песочные часы, макет солнечных часов.
В октябре 2017 года на родительском собрании я презентовала совместную экспериментальную деятельность с детьми в рамках кружка и перспективы оснащения развивающей предметно-пространственной среды. Данное выступление вызвало интерес у родителей и они предложили составить смету-расходов (Приложение 6) и оказать
помощь в создании метеостанции на территории МБДОУ, чтобы у детей была возможность наблюдения за погодой. вместе с родителями мы решили, что такой способ организации совместной деятельности с детьми наиболее актуален:
- Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
- Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
- В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
II. Этап – основной
Деятельность по реализации проекта осуществляется в нескольких направлениях:
- организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми (Приложение 5);
- работа с родителями по созданию метеостанции;
- экскурсия с воспитанниками и их родителями на гидрообсерваторию г. Канска.
Для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментов были подобраны алгоритмы действий в виде схем и таблиц. В процессе экспериментальной деятельности дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.
В рамках тематической недели «Хочу все знать» были организованы опыты и исследования, поставлены эксперименты.
Для ребенка важно, чтобы его близкие люди поддерживали его интересы, поэтому мы старались как можно чаще вовлекать родителей в образовательный процесс с детьми.
Так, например, дети дома совместно с родителями проделывали ряд опытов с водой, воздухом, проводили исследования, отвечали на вопросы: «Где можно найти воду дома?», «Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?». Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогали в оснащении центра «Экспериментирования» группы:
- календарь природы;
- микроскоп;
- коллекция предметов неживой природы: образцы почвы и природных ископаемых;
- разнообразные виды луп;
- наборы для опытов с магнитом.
Экспонаты для создания коллекций предметов неживой природы дети вместе с родителями собирали во время летнего отдыха и работы на дачных участках. Такая совместная деятельность способствовала развитию познавательного интереса детей и мотивации их к дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности в учебном году.
III.Этап - итоговый
На территории детского сада появиться метеостанция и дети групп старшего дошкольного возраста смогут проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- определять температуру воздуха;
- измерять количество осадков с помощью дождемера;
- с помощью флюгера дать относительную оценку скорости ветра и его направлению;
- выставлять показания в дневнике наблюдений;
- делать прогноз погоды на текущий день.
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта я вижу в возможной организации познавательно-исследовательской деятельности на метеостанции со всеми воспитанниками МБДОУ № 25. одной мне такую деятельность организовать будет очень сложно. Поэтому я хочу для организации выше указанной деятельности инициировать создание творческой группы из молодых педагогов нашего учреждения и социальных партнеров (студентов КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», воспитанников МБУ СЮН г.Канска).
Ресурсное обеспечение
1.Человеческий ресурс: педагоги ДОУ, родители,
2.Материальные ресурсы: участок на территории МБДОУ № 25, компас, термометр , барометр, дождемером, снегомером, солнечные часы, флюгером.
3.методический ресурс: методическая литература.
Ожидаемый результат:
- у наших воспитанников будет сформировано умение пользоваться измерительными приборами (в том числе термометром);
- воспитанники научатся систематически наблюдать, сравнивать, описывать и оценивать явления природы; собирать и систематизировать полученную информацию;
- полученный жизненный опыт детей будет способствовать их участию в научно-исследовательских мероприятиях и конкурсах муниципального, краевого и федерального значения.
- повысится уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах создания мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.
Используемые источники:
- Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития ребенка. / Волгоград: «Учитель», 2015.
- Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. / О.В. Дыбина – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. / А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Интернет ресурсы
- Теплюк С.Н. Игры занятия на прогулке с малышами. / С.Н. Теплюк - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи: формировать у детей представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира; познакомить с профессией метеоролога; познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами; обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой; оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.
Этапы реализации:
Подготовительный этап: определение сроков проведения проекта; составление плана работы над проектом; к онсультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Основной этап: перспективный план работы по реализации проекта; о рганизация работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности; план взаимодействия с родителями.
Итоговый этап: Создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников .
Ресурсное обеспечение: Человеческий ресурс: педагоги ДОУ, родители, Материальные ресурсы: участок на территории МБДОУ № 25, компас, термометр , барометр, дождемером, снегомером, солнечные часы, флюгером. методический ресурс: методическая литература.
Ожидаемый результат: умение пользоваться измерительными приборами; у мение сравнивать , описывать и оценивать явления природы; у мение собирать и систематизировать полученную информацию; у мение применять полученный жизненный опыт детей в научно-исследовательских мероприятиях и конкурсах муниципального, краевого и федерального значения.
Партнеры проекта: Социальные партнеры: студенты КГА ПОУ « Канский педагогический колледж »; воспитанники МБУ СЮН г. Канска. Творческая группа педагогов учреждения МБ ДОУ № 25 «Успех».
Спасибо за внимание