Проект "Метеостанция"
проект (старшая, подготовительная группа)

Булавкина Юлия Юрьевна

Данный прект был представлен в рамках муниципального конкурса проектов молодых специалистов в системе образования г.Канска  «Молодой учитель – новой школе - 2018»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»

МБДОУ № 25

663606, Россия, Красноярский край, г. Канск, мкр. 6-й Северо-Западный, 65

ИНН/КПП 2450032038/245001001                                                ОГРН 1152450000713

тел. (39161) 2-99-11

«Метеостанция – в детском саду»

(долгосрочный проект)

C:\Users\User\Desktop\метео.jpeg

Булавкина Юлия Юрьевна

(воспитатель)

Направление проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: сотрудники и воспитанники МБДОУ № 25 «Успех», родители воспитанников, студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».

           Канск, 2018

Актуальность проекта

Детство - это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно - пространственной среды, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря позволило мне и моей напарнице обеспечить в группе игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность детей.

В процессе организации выше указанной деятельности, мы столкнулись с недостаточностью условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. В процессе наблюдения за детьми и заполнения индивидуальных карт развития, мы выяснили, что у большинства наших воспитанников не сформировано умение пользоваться измерительными приборами, в том числе термометром.

С данной информацией мы ознакомили родителей наших воспитанников на родительском собрании в сентябре 2017 года и получили запрос на оказание дополнительной образовательной деятельности в рамках кружка по экспериментированию.  С октября 2017 года я организовала в группе деятельность кружка «Весёлые эксперименты». Это послужило началом реализации проекта «Метеостанция в детском саду».

Цель проекта: создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.

формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • формировать у детей представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • познакомить с профессией метеоролога;
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа: сотрудники и воспитанники МБДОУ № 25 «Успех», родители воспитанников, студенты КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».

Этапы проекта:  

Подготовительный (сентябрь 2017 – апрель 2018)

  • обозначение цели проекта;
  • постановка задачи данного проекта;
  • определение сроков проведения проекта;
  • составление плана работы над проектом.

 

Основной

  • перспективный план работы по реализации проекта;
  • Решение поставленных задач по средствам познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды (особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности);
  •  организация работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности;
  •  план взаимодействия с родителями.

Итоговый

  • работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
  • подготовка отчета с презентацией.

I.Этап подготовительный

В сентябре 2017года мною был подготовлен пакет документов для организации кружковой познавательно-исследовательской деятельности:

  • комплект методических пособий для организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми;
  • перспективный план по реализации дополнительной образовательной деятельности «Веселые эксперименты» (Приложение 1);
  • консультации для родителей (Приложение 2);
  • сценарий мастер-класса для родителей (Приложение 3);
  • картотека экспериментов (Приложение 4);
  • табель посещаемости кружка.

Одним из направлений деятельности кружка, стало ознакомление с измерительными   приборами: термометр для измерения температуры воздуха и воды, метеорологический флюгер, барометр, компас, лупы, дождемер, песочные часы, макет солнечных часов.

 В октябре 2017 года на родительском собрании я презентовала совместную экспериментальную деятельность с детьми в рамках кружка и перспективы оснащения развивающей предметно-пространственной среды. Данное выступление вызвало интерес у родителей и они предложили составить  смету-расходов (Приложение 6) и оказать

 помощь в создании метеостанции на территории МБДОУ, чтобы у детей была возможность наблюдения за погодой. вместе с родителями мы решили, что такой способ организации совместной деятельности с детьми наиболее актуален:

  • Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
  • Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.
  • В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

II. Этап – основной

Деятельность по реализации проекта осуществляется в нескольких направлениях:

  •  организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми (Приложение 5);
  • работа с родителями по созданию метеостанции;
  •  экскурсия с воспитанниками и их родителями на  гидрообсерваторию г. Канска.

Для самостоятельного проведения детьми опытов и экспериментов были подобраны алгоритмы действий в виде схем и таблиц. В процессе экспериментальной деятельности дети получали возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.  

В рамках тематической недели «Хочу все знать» были организованы опыты и исследования, поставлены эксперименты.

Для ребенка важно, чтобы его близкие люди поддерживали его интересы, поэтому мы  старались как можно чаще  вовлекать родителей в образовательный процесс с детьми.

Так, например, дети дома совместно с родителями проделывали ряд опытов с водой, воздухом, проводили исследования, отвечали на вопросы: «Где можно найти воду дома?», «Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?». Родители помогали, направляли детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогали в оснащении центра «Экспериментирования» группы:

  • календарь природы;
  • микроскоп;
  • коллекция предметов неживой природы: образцы почвы и природных ископаемых;
  • разнообразные виды луп;
  • наборы для опытов с магнитом.

Экспонаты для создания коллекций предметов неживой природы дети вместе с родителями собирали во время летнего отдыха и работы на дачных участках. Такая совместная деятельность способствовала развитию познавательного интереса детей и мотивации их к дальнейшей познавательно-исследовательской деятельности в учебном году.

III.Этап - итоговый

На территории детского сада появиться метеостанция и дети групп старшего дошкольного возраста смогут проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

  • определять температуру воздуха;
  • измерять количество осадков с помощью дождемера;
  • с помощью флюгера дать относительную оценку скорости ветра и его направлению;
  • выставлять показания в дневнике наблюдений;
  • делать прогноз погоды на текущий день.

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта я вижу в возможной организации познавательно-исследовательской деятельности на метеостанции со всеми воспитанниками МБДОУ № 25. одной мне такую деятельность организовать будет очень сложно. Поэтому я хочу для организации выше указанной деятельности инициировать создание творческой группы из молодых педагогов нашего учреждения и социальных партнеров (студентов КГА ПОУ «Канский педагогический колледж», воспитанников МБУ СЮН г.Канска).

Ресурсное обеспечение

1.Человеческий ресурс: педагоги ДОУ, родители,

2.Материальные ресурсы: участок на территории МБДОУ № 25, компас, термометр , барометр, дождемером, снегомером, солнечные часы, флюгером.

3.методический ресурс: методическая литература.

Ожидаемый результат: 

  • у наших воспитанников будет сформировано умение пользоваться измерительными приборами (в том числе термометром);  
  • воспитанники научатся систематически наблюдать, сравнивать, описывать и оценивать явления природы; собирать и систематизировать полученную информацию;
  • полученный жизненный опыт детей будет способствовать их участию в научно-исследовательских мероприятиях и конкурсах муниципального, краевого и федерального значения.
  • повысится уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах создания мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.

Используемые источники:

  1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития ребенка. / Волгоград: «Учитель», 2015.
  2. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. / О.В. Дыбина  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. / А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  6. Интернет ресурсы
  7. Теплюк С.Н. Игры занятия на прогулке с малышами. / С.Н. Теплюк - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех» « Метеостанция» в детском саду ( долгосрочный проект)

Слайд 2

Цель проекта: создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников.

Слайд 3

Задачи: формировать у детей представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира; познакомить с профессией метеоролога; познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами; обучить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой; оборудовать площадку метеостанции на территории ДОУ.

Слайд 4

Этапы реализации:

Слайд 5

Подготовительный этап: определение сроков проведения проекта; составление плана работы над проектом; к онсультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Слайд 6

Основной этап: перспективный план работы по реализации проекта; о рганизация работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности; план взаимодействия с родителями.

Слайд 7

Итоговый этап: Создание мотивирующей образовательной макро - среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников .

Слайд 8

Ресурсное обеспечение: Человеческий ресурс: педагоги ДОУ, родители, Материальные ресурсы: участок на территории МБДОУ № 25, компас, термометр , барометр, дождемером, снегомером, солнечные часы, флюгером. методический ресурс: методическая литература.

Слайд 9

Ожидаемый результат: умение пользоваться измерительными приборами; у мение сравнивать , описывать и оценивать явления природы; у мение собирать и систематизировать полученную информацию; у мение применять полученный жизненный опыт детей в научно-исследовательских мероприятиях и конкурсах муниципального, краевого и федерального значения.

Слайд 10

Партнеры проекта: Социальные партнеры: студенты КГА ПОУ « Канский педагогический колледж »; воспитанники МБУ СЮН г. Канска. Творческая группа педагогов учреждения МБ ДОУ № 25 «Успех».

Слайд 11

Спасибо за внимание