Консультация для воспитателей.
консультация

Самшорина Оксана Викторовна

Консультация для воспитателей. Тема: "Какие методы ТРИЗ применимы в дошкольной практике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_metody_triz_primenimy_v_doshkolnoy_praktike.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Использование ТРИЗ в речевом развитии ребенка

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление не литературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

При проведении занятия иногда педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, то есть на занятии мы наблюдаем, что говорит один педагог. Причины — недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Речь у педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

 Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

 Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

 Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

 Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

— активизации познавательной деятельности детей;

— созданию мотивационных установок на проявление творчества;

— созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

Какие  методы  ТРИЗ  применимы  в  дошкольной  практике?  Их  огромное

множество, каждый из которых уже успел зарекомендовать себя, как

продуктивный и необходимый инструмент

1.Метод  каталога

 Был  разработан  в  20-х  годах  XX  века  германским профессором  Э.  Кунце.  Метод  успешно  применяется  в  дошкольной  практике  и помогает  решить  проблему  обучения  дошкольников  творческому  рассказыванию.

Взрослый  задает  детям  вопросы,  на  которые  отвечают  дети,  в  итоге  рождается уникальная  сказка. Здесь  важно следовать  простым  правилам  сказочного  жанра: наличие положительного и отрицательного героев, зло, которое причинил антагонист, борьба добра со злом, присутствие помощников и волшебство.

2.Метод «Системный  анализ»

 Иными  словами,  это  общий  анализ окружающего нас  мира  со  всеми  его  внутренними  связями.  Каждый  объект рассматривается как система, со своим прошлым, настоящим и будущим, со своими качествами  и  функциями,  признаками,  развитием,  строением,  с  его  влиянием  на окружающие    предметы, взаимодействием с окружением и др. Например, грузовик – система, состоящая из кабины, кузова, колес и т.д. Он является частью транспортной

системы.

3.Метод  мозгового  штурма

Это  быстрый  способ  найти  десятки  самых невероятных,  фантастических  решений  одной  проблемы.  Задачи  должны соответствовать  возрасту  и  пониманию  детей.  Воспитателю,  при  этом,  следует придерживаться  определенных  правил:  не  критиковать,  поощрять  самые невероятные  идеи,  разрешать  воспитанникам  улучшать  чужие  идеи.  Следует анализировать каждую идею, находить ее положительные и отрицательные стороны. Закрепить результат следует продуктивной деятельностью.

4.Метод  фокальных  объектов

 Этот  метод  позволяет  учиться  управлять мышлением через умение переносить свойства нескольких предметов на другой.

Цель  МФО – установление  ассоциативных  связей  с  различными  случайными объектами.  В  секрете  держится  субъект  переноса,  рассматриваются  случайно выбранные  объекты,  выделяются  их  качества  и  признаки.  Они  впоследствии применяются к задуманному объекту. Например: диван мягкий, уютный –в мягкой шерстке  лисенку  уютно  спать  в  норке;  молния  желтая,  искрящаяся – желтые, искрящиеся глаза лисенка.

5.Типовое  фантазирование

С  помощью  этого метода  удобно  обучать малышей  творческому  рассказыванию. Следует  использовать  с  применением приемов:  уменьшение – увеличение  объекта  (мальчик  с  пальчик;  мальчик-гора);

дробление-объединение (создание невероятного животного из частей известных); динамика – статика (оживление неживых предметов); наоборот (добрый Волк и злые братья-поросята);  оператор  времени  (как  твоя  бабушка  выглядела,  когда  была маленькой девочкой?).

6.Метод  морфологического  анализа

Эффективен  для  преодоления стереотипов.  Задача  воспитателя – научить  ребенка  сопоставлять  различные качества предмета, чтобы создать новый и определить его назначение. Для примера возьмем «кровать»,  предположим,  какую  она  может  иметь  форму  и  из  какого материала  может  быть  сделана,  а  после  скомбинируем  вариации  и определим адресата, кому может принадлежать этот предмет. Круглая байковая кроватка для кошки, деревянная кровать-куб для тех, ребенка, который боится упасть и т.п. Для создания  нового  образа,  например, сказочного  персонажа,  можно  использовать мнемотехнику, комбинируя  карточки  с  возрастом,  одеждой,  местом  проживания, средством передвижения, характером.

7.Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ)

Дать понятие молекул детям дошкольного возраста очень сложно. Для того, чтобы помочь детям наглядно  почувствовать  и  понять  процессы  в  природном  и  техническом  мире, педагоги  придумали  заменить  молекулы  МЧ.  Визуальный  образ  помогает  на подсознательном уровне понять связи разных состояний, например, воды. Лед – маленькие человечки держатся за руки; вода – стоят рядом друг с другом; пар – хаотично движутся.

ТРИЗ технология реализовывается и с помощью других методов и технологий в области  дошкольного  образования.  Абсолютно  новая,  увлекательная  форма преподнесения новых знаний, позволяет вовлечь в игру всех участников, никого не оставляя равнодушным.

ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...