Реализация образовательной практики «Час в музее» в дошкольной организации
материал

Кляузова Татьяна Александровна

В решении поставленной задачи мы используем парциальную программу «Мой любимый город Канск»  -  методический продукт городской сетевой проектной группы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А. Кляузова старший воспитатель Муниципального

 дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад комбинированного вида

                                                                                                             №11 «Яблонька», г.Канск 

Реализация образовательной практики «Час в музее» в дошкольной организации

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит новые задачи, перед педагогами. И решение одной из них создало для педагогов нашего ДОУ большое проблемное методическое поле – объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностях, принятых в социуме правил, норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Речь будем вести о реализации национально-регионального компонента в образовательном процессе ДОУ.

В решении поставленной задачи мы используем парциальную программу «Мой любимый город Канск»  -  методический продукт городской сетевой проектной группы.

На этапе реализации парциальной программы «Мой любимый город Канск» наш коллектив столкнулся с рядом проблем:

  1. Отбор содержания образовательной деятельности не должен дублировать содержание комплексной образовательной программы, а отражать специфику национально-регионального компонента ООП МБДОУ № 11 «Яблонька»
  2. Организация образовательной деятельности должна способствовать становлению детской инициативы и самостоятельности.
  3. Создание такой РППС, которая соответствует ФГОС ДО, является интерактивной и отражает национально-региональную специфику.

Таким образом, нами разработана и внедрена образовательная практика «Час в музее», с помощью которой мы организуем  образовательную деятельность, создавая и задействуя предметно-развивающую среду ДОУ, в которой отражается содержание программы «Мой любимый город Канск». Попадая в такую среду, ребенок увлеченно занимается интересным для него видом деятельности и даже если он не подключился к совместной деятельности с педагогом, он все равно находится в образовательной среде, в которой возможно достижение поставленных образовательных задач.

Цель: создание условий в образовательном процессе ДОУ для  приобщения детей к нравственным и духовным ценностям, через изучение истории, культуры родного города и края с помощью музейных средств в игровой деятельности.

           Принципы организации и проведения практики

  1. Обеспечение возможности  ребенку быть инициативным;
  2. Обеспечение возможности самостоятельно по собственному замыслу в игровой исследовательской и иной деятельности использовать экспонаты.
  3. Принцип интегративной направленности.
  4. Активизация детского интереса к экспонатам.
  5. Принцип взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми, создание доброжелательной атмосферы в группе детского сада.

Планируемые результаты

  • Ребенок проявляет  интерес к истории, культуре, быту родного города, края;
  • Способен работать с информацией по темам мини-музеев (по представленным направлениям): оценивает, перерабатывает, использует в практической деятельности, для саморазвития;
  • Проявляет инициативу и самостоятельность в выборе чемодана, в преобразовании игровой среды;
  • Узнает и называет растения и животных Канска и Канского района;
  • Знает и называет достопримечательности города Канска, проявляет любознательность по отношению к его истории;
  • Имеет представление о жизни города в годы ВОВ, о его героях, о памятных местах связанных с ними;
  • С  удовольствием  включается  в  продуктивную, игровую  деятельность,  связанных с познанием малой родины (культура, история, традиции, природные особенности);
  • Осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.

Проведению образовательной практики «Час в музее» предшествовала большая подготовительная работа. Для успешной работы были объединены усилия всех участников образовательных отношений:  педагогов, родителей, с детей.

1 этап. Выявили интересы детей в  изучении родного города, провели беседы о создании «Музея в чемодане». Педагогами проведены родительские собрания с целью информированности родителей об оказании помощи в сборе чемоданов и исторического материала. Каждая группа выбрала направление чемодана, которое исходило из инициатив детей. Наполнение чемоданов экспонатами шло по выбранному направлению.

В каждой группе родители с детьми активно включились в сбор чемоданов и экспонатов.  Принося чемоданы, экспонаты из дома, дети рассказывали их историю

В итоге у нас появилось шесть чемоданов: «Флора и фауна г. Канска» собраны дикие животные и насекомые Красноярского края, гербарии растений, неоформленный материал для создания ландшафтов. Демонстрационный  материал о флоре и фауне г. Канска.

  1. «Давайте поиграем» собраны дидактические, настольно-печатные игры о г. Канске.
  2. «Народные промыслы» в данном чемодане расположены изделия декоративно-прикладного искусства и демонстрационный материал о народных промыслах, материал для продуктивной деятельности детей: глина, краски, кисти, бумага, ткань, карандаши и т. д.
  3. «Истоки русского быта» -собраны предметы русского быта: скатерти, посуда, одежда, элементы интерьера русской избы, игрушки русские народные, неоформленный материал: ткань, нитки, шерсть.
  4. Чемодан с макетами «Архитектура г. Канска» имеются фигурки людей, животных, транспорт.
  5. «Последам ВОВ» - атрибуты для сюжетно-ролевой игры (гимнастерки, пилотки, оружие, письма, халаты, косынки, медицинские сумочки), фотографии героев ВОВ города Канска, карта города с отмеченными достопримечательностями, посвященными ВОВ, сказки, рассказы, пословицы о ВОВ, наглядный материал, дидактические игры.

2 этап. На этом этапе дети свой чемодан дети презентовали в других группах. Каждый чемоданы гостил на группе в течение нескольких дней.  В это время ребята  знакомились с каждым экспонатом, через просмотр видео и фотоматериалов отражающих историю предмета и поиграли с ними.

3 этап. Родители для детей изготовили фишки, фотографии  и сумочки для посещения «Часа в музее» и  ширмы для трансформируемости пространства. Педагоги оформили паспорта «Музея в чемодане», «Доску выбора».

Воспитатели обсудили с детьми правила посещения  «Часа в музее» и выбрали символы обозначения правил.

Включение образовательной практики «Час в музее» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ способствует освоению содержания следующих тематических разделов программы «Мой любимый город Канск»:

  1. «Родной город: достопримечательности и окрестности»;
  2. «Природа города Канска и Канского района»;
  3. «История города: события и люди»;
  4. «Особенности жизни горожан: профессии, традиции, забавы».

Интегрируются все образовательные области через все виды детской деятельности.

        Образовательная практика «Час в музее» проходит для детей старшего дошкольного возраста,  в музыкальном зале, после дневного в сна, 15.30, 2 раза в месяц. Педагоги информируют о предстоящей организации «Час в музее», дети повторяют правила и берут сумочки с фотографиями и фишками звонок оповещает о начале образовательной практики.

             В проведении образовательной практики «Часа в музее» принимало участие 75 детей. По окончании    первого года реализации проекта мы получили следующие результаты, мы отмечаем что у детей:

  • совысился интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к себе;
  • они охотно рассказывает о достопримечательностях и зданиях города (театр, памятники, библиотеки, производственные предприятия), об их назначении
  • Большая часть детей узнают и называют растения и животных Канского района,
  • с  удовольствием  включается  в  проектную  деятельность,  детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины
  • проявляют инициативу  в социально  значимых делах:  участвует  в социально значимых  событиях города,  переживает  эмоции,  связанные  с  событиями  военных  лет  и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города и представителям других национальностей
  • отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности - рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет

Введение образовательной практики «Час в музее» в дошкольную организацию способствовало внедрению в образовательный процесс новых педагогических идей и технологий, способы организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ при реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовательном учреждении.

В этой публикации кратко  описано, как  музыкальный руководитель может использовать новые информационные технологии в работе с  дошкольниками....

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДО1

Диаграмма по реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и образовательной программы ДОУЦель: Выявления уровня динамики  освоения развития воспитаннико...

Краткосрочная образовательная практика "Пуантилизм" для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание картин в нетрадиционной технике рисования «пуантилизм», развитие чувства цвета, творческого мышления,  мелкой моторики рук.Количество занятий: 4Количество детей: 12Возр...

Реализация образовательной практики Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство «Канск-тур»».

Формирование у старших дошкольников основ гражданственности, патриотизма и краеведческой культуры через знакомство с природными, культурно-историческими, этнографическими особенностями города Канска ч...

Педагогический проект «Эколята–Дошколята» социально-образовательный, практико-ориентированный, долгосрочный для детей дошкольного возраста (4-7 лет)

  Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следс...

"УСПЕШНЫЕ ПРАКТИКИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ"

Материал создан для публикации в сборнике "Иновации в дошкольном образовании: грани наставнечества", приуреченной девятой ежегодной Городской Ярмарке педагогических иноваций дошкольных работ...

Электронный портфель игровых и образовательных практик поддержки семей с детьми дошкольного возраста "Дети в приоритете"

laquo;Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)»...