Консультация для Воспитателей: "Игра в жизни дошкольника"
консультация

Игра–бесконечно богатый образовательный ресурс. Им2енно обучающие игры сейчас в центре внимания специалистов, разрабатывающих концепции оптимального обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ТЕМА: «ИГРА В ЖИЗНИ

ДОШКОЛЬНИКА

Воспитатель:

Ковалева Л.В.

Только играя дети постигают окружающий мир, учатся общаться и познают себя.

Несмотря на то, что все дети рождаются со способностью играть, задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям и открыть в них силы для игры. Научить их социальным правилам – пониманию и взаимности, тому, что у каждого есть право участвовать в игре.

Игра, мечты и фантазии украшают жизнь и наполняют ее смыслом. Потому что, когда ребенок играет он превращает действительность в нечто иное. Ведь эта способность видеть в мыслях мир в иной перспективе является основой всей интеллектуальной деятельности.

Ребенок, который научился играть, имеет возможность упражняться, пробовать, выражать и понимать свои чувства. И не думать о том, правильно это или нет.

Игра детей – это и развлечение, и обучение, и средство самоисследования, и построение своего «Я», и развитие навыков общения.

Детство–это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для дошкольников умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.

Игра для детей – важное средство самовыражения, «проба сил». Она должна войти в жизнь ребенка умело сочетаясь с другими видами его деятельности.

Сюжетно-ролевые игры всегда увлекают детей возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, «по-взрослому». Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах. И дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений.

Представления о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе в дидактических играх.

Традиционным началом дидактических игр является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задачи. Например, в следующих играх (младшая группа):

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся игрушки, хорошо знакомые детям (для того, чтобы им было легче узнать на ощупь, что именно они достают из мешочка). Прежде чем вынуть игрушку ребенок должен попробовать угадать какая у него в руке игрушка.

«Посылка от Незнайки»

Входит почтальон и приносит посылку от Незнайки и письмо, в котором говориться о том, что он собирается открыть магазин, где будут два отдела: «Овощи» и «Одежда». Однако все предметы (товары) перепутаны и поэтому Незнайка просит детей помочь ему разделить их: в коробку положить то, что сделано руками людей, а на поднос то, что дала природа.

«Найди такой же»

Задача игры состоит в том, чтобы научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, назначению. Детям предлагаются знакомые геометрические фигуры или тематические подборки изображений различных предметов, которые можно объединить по парам. Например, яблоки разного цвета, или большие и маленькие. Дети, сидящие за столом, делят все картинки между собой и составляют из них пары. Если предметы нельзя объединить в пару ни по какому признаку воспитатель предлагает детям поменяться картинками, чтобы подобрать пары самим и помочь другим.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди игр занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр трудно переоценить.

Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку, видам движений, воспитание положительных, нравственно-волевых черт личности. Например, в следующих играх (младшая и средняя группы):

«Спрячь руки за спину! Ловишка»

Воспитатель назначает одного из детей водящим – «Ловишкой». Он стоит в середине площадки. Остальные играющие стоят в разных местах площадки и держат руки за спиной. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» - дети опускают руки и убегают от ловишки. Задача ловишки - поймать (коснуться) кого-либо из играющих, но касаться можно только тех, у кого руки опущены. Если ловишка в течении 30-40 секунд не сумел поймать никого из играющих – его сменяет новый водящий, которого назначает воспитатель.

«Пустое место»

Играющие становятся в круг. Один – вне круга – водящий. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и тем вызывает его бежать наперегонки. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – беги!» - один бежит влево, а другой – вправо, стараясь быстрее другого обежать круг и занять «пустое место». Оставшийся без места водит, и игра начинается снова.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Сюжетно-ролевые игры–это игры, которые придумывают дети. В них отражаются знания детей, впечатления, представления об окружающем мире. У каждой игры есть тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роли. Сюжетно-ролевые игры включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, игры забавы и развлечения. Сюжетно-ролевые игры организуются вне занятий в самостоятельной игровой деятельности.

2. Дидактические игры–это игры обучающие. Их основное назначение–способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Они являются и методом обучения. В качестве метода они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, как самостоятельная игровая деятельность. Дидактические игры проводятся во внеучебное время. В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей как надо играть, знакомит с правилами, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра между детьми, оценивает их поведение.

3. Подвижные игры–это игры, направленные на совершенствование движений, развитие двигательной активности. Подвижные игры используются как на занятиях, так и в свободное время – на прогулках и в самостоятельной игровой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Игра–бесконечно богатый образовательный ресурс. Именно обучающие игры сейчас в центре внимания специалистов, разрабатывающих концепции оптимального обучения дошкольников.

Игра является незаменимым помощником воспитателя. Но главное –то, что она сближает воспитателя и ребенка. Он чувствует, что взрослый верит в него, доверяет ему, включает его в решение все более трудных проблем и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....

Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Игра как средство развития дошкольников"

Игра один из основных видов детской деятельности. Играя ребенок познает окружающий мир....

Консультация для воспитателей. «Игры по ПДД для дошкольников важны»

Консультация для воспитателей. «Игры по ПДД для дошкольников важны»...

Консультация для воспитателей ИГРЫ ПО ПДД ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Реакцию дошкольника на окружающую обстановку, смену ситуации, по сравнению со взрослым, можно назвать «заторможенной». Эксперты приводят четкие данные. Например, взрослому для оценки ситуа...