Главные вкладки

    Картотека дидактических игр у дошкольников для развития сенсорных эталонов
    учебно-методическое пособие

    Левицкая Елена Анатольевна

    Дошкольный возрастной период характеризуется переходом от использования предметных образов к сенсорным эталоном. Благоприятные условия для их освоения складываются в различных видах продуктивной деятельности. Таким образом, специально подобранные дидактические игры дают существенный толчок для развития и формирования сенсорного восприятия детей дошкольного вохраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sensornye_igry.docx21.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека дидактических игр у дошкольников  для развития сенсорных эталонов

    Дидактическая игра «Какого цвета предметы в нашей группе»

    Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

    Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету

    Дидактическая игра «Опиши по памяти».

    Цельразвивать зрительную память у ребёнка.

    Ход игры. На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т. д.

    Дидактическая игра «Узнай по голосу»

    Цельразвивать у детей слух и внимание, узнавать по голосу своих сверстников, воспитателей, родителей.

    Ход игры. Дети сидят, а к ним спиной один из детей. Один из сидящих должен позвать по имени, а ребенок узнать. Если задача решена правильно, то ребята меняются местами. Можно привлечь к игре и взрослых.

    Дидактическая игра «Большой – маленький».

    Цельразвивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой.

    Материал: набор полосок разной длины.

    Ход игры. Дети рассказывают о своей семье и выкладывают полоски от самого высокого члена семьи до самого низкого, называя их по имена

    Тема «Овощи»

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Цель: учить детей выбирать овощи на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

    Материал: два набора объемных овощей и картинок с изображением овощей.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такой же овощ, какой лежит на столе, называя его. Игра заканчивается, когда дети найдут все овощи.

    Шнуровка «Где живет червячок».

    Цельразвитие мелкой моторики, закрепить предлоги.

    Ход игры. Игра состоит из различных картонных предметов (яблоки, листья, гриб, корзина). Дети с помощью шнурка «пришивают» червячка на яблоко, или листик, овощ (отверстие для прошивания есть на предметах, и на червячке)

    Дидактическая игра «Сложи картинку».

    Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.

    Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.

    Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания, по образцу или памяти.

    Дидактическая игра «Узнай по запаху».

    Цель: продолжать учить различать запахи в окружающем пространстве.

    Материал: фрукты - апельсин, лимон, банан, яблоко, киви, слива, груша, мандарин.

    Ход игры. Ребёнок с закрытыми глазами должен определить по запаху фрукт, который предложил воспитатель. Если задание выполнено правильно, то ему предлагают его съесть.

    Тема «Осень»

    Дидактическая игра «Послушай – угадай».

    Цельразвивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве.

    Ход игры. Воспитатель предлагает детям узнать по звуку предметы, которые они издают при постукивании или при падении. Например: звук шагов, падение книги, постукивание ложкой по столу, шуршание осенних листьев, бумаги и т. д.

    Тема «Одежда, головные уборы»

    Дидактическая игра «Что из меха, что из фетра»

    Цельразвивать зрительное и осязательное восприятие.

    Материал: кусочки меха и фетра, и предметы одежды и головных уборов.

    Ход игры. Каждый ребенок должен осязательно попробовать материал, а затем зрительно должен определить и назвать, из какого материала сделана та или иная вещь.

    Тема «Обувь»

    Дидактическая игра «Подбери пару»

    Цельразвивать логическое мышление и воображения.

    Материал: набор картинок с изображением обуви.

    Ход игры. Детям предлагают набор картинок с изображением разной обуви. Каждый ребёнок выбирает обувь и подбирает к ней пару. Дети называют обувь и рассказывают, в какое время года её можно носить.

    Дидактическая игра «Дорисуй деталь»

    Цель: закреплять знание цвета и геометрических фигур, умение анализировать и соблюдать последовательность узора.

    Ход игры. Даны две картинки. На первой нарисован сапожок с орнаментом, а на другой только контур. Ребёнок должен дорисовать недостающие детали.

    Тема «Продукты питания»

    Дидактическая игра «Волшебные мешочки».

    Цель: учить определять на ощупь крупы.

    Материал: стаканчики с гречкой, манкой, рисом, сахаром, солью.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает определить на ощупь с закрытыми глазами, какая это крупа.

    Тема «Посуда»

    Дидактическая игра «Подбери крышку к посуде».

    Цель: учить детей узнавать и создавать изображения предметов по отдельным деталям, творчески развивать замысел сверстника.

    Материалкарточки с изображением деталей посуды.

    Ход игры. Из горки карточек на столе дети берут по одной и подбирают крышку по размеру и цвету посуды.

    Дидактическая игра «Из чего сделана посуда».

    Цель: углублять представления детей о различных материалах, из которых сделана посуда: металле, дереве, стекле, пластмассе. Осваивать способы изучения предметов. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать.

    Материал: посуда из разного материала.

    Ход игры. В процессе игры дети называют материалы, их свойства, пытаются обобщить их, сравнивают с другими, находят общие и отличительные признаки.

    Дидактическая игра «Совмести контурное и силуэтное изображение».

    Цель: учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению.

    Материал: набор картинок с реальным изображением домашних животных, с контурным и симметричным изображением.

    Ход игры. Детям раздают карточки с реальным изображением животных. Задание: подобрать к своим изображениям контур и силуэт животного.

    Тема «Домашние птицы»

    Дидактическая игра «Чей голос?»

    Цель: воспитывать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки, развивать сообразительность, выдержку.

    Материал демонстрационный: предметные картинки с изображением домашних птиц.

    Запись со звуками обитателей птичьего двора.

    Ход игры. Воспитатель включает звуки, дети узнают их, находят картинку и называют действие (Петух – кукарекает, утка – крякает и т. д.) При правильном выполнении получают фишку, побеждает тот, кто больше наберет фишек.

    Разрезные картинки «Сложи птицу».

    Цельразвитие логического мышления, мелкой моторики рук.

    Ход игры. Ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с четырех, пяти).Задача ребенка собрать целое изображение вначале по образцу, затем без него. В качестве усложнения можно увеличивать количество фрагментов, а также сложность самого изображения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста с ортопедической патологией посредством дидактической игры

    Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного развития. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ...

    Семинар-практикум для родителей. "Развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте через дидактические игры".

    С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения – только в этом случае ра...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

    Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

    Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

    Картотека игр на развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста...

    "Дидактическая игра как средство развития сенсорных эталонов"

    Дидактическая игра, как средство развития сенсорных эталонов....

    Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

    Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...