Консультация для родителей
консультация (средняя группа)

Одегова Светлана Юрьевна

Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста"

Художественно-эстетическое развитие ребенка – это одно из основных направлений деятельности детского сада. Педагоги определяют этот вид деятельности как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие креативности.

Конечно же, особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, осуждению зла.

Надо отметить, что художественно-эстетическое развитие не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственные совершенствования которой во многом зависят и от эстетического воспитания.

Грамотно организованная театрализованная деятельность в ДОУ может помочь решить ряд образовательных и воспитательных задач, а именно:

  • развитие познавательной активности (знакомство с новыми писателями, композиторами, художественными произведениями, музыкальными и театральными терминами, активизация словаря);
  • развитие психологических процессов: памяти, воображения, мышления, восприятия;
  • развитие специальных способностей (музыкальных, актерских);
  • развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Существует много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты – каждый ребенок выполняет свою роль. В других действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными или плоскостными фигурами или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Одним из любимых видов театрализованных игр у детей является кукольный театр (театр Петрушки или театр бибабо), где используются игрушки перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма -  большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из–за ширмы: кукловоды держат куклу над головой.

Существует еще один вид кукольных театрализованных игр – театр марионеток, которыми кукловоды управляют при помощи ниточек, дергая за которые они «оживляют» кукол, помогают им двигать руками, ногами, головой.

Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения.  Еще одной сложностью управления куклами является координация движений и речи детей. Таким образом, работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы. Эта работа развивает произвольное внимание и  мышление.

Особое значение следует уделить изобразительной деятельности, направленной на изготовление афиш, пригласительных билетов, кукол, костюмов, декораций, атрибутов для спектакля. В этой части подготовки к спектаклю можно задействовать всех детей группы, особенно тех, кто не выступает как артист и тем самым создать и для них ситуацию успеха, собственной значимости, что необходимо для благополучной психологической обстановки в группе.

Итак, театрализованные игры имеют огромное значение в жизни детей дошкольного возраста. Они в полном объеме развивают речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок смог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную роль может оказать театрализованная деятельность в детском саду.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно, у детей дошкольного возраста преобладает непроизвольная память и для того, чтобы дети специально что-либо запомнили, педагогу необходимо продумать постановку каких-либо специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности, когда юному артисту нужно выйти именно в тот момент, когда зазвучит соответствующая музыка, или сказать свою реплику после какого – либо действия и т.д. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.

Театрализованная деятельность также оказывает положительное влияние на развитие воображения у детей. Ведь для того, чтобы дети смогли глубже понять смысл происходящих событий, сумели бы объяснить мотивы поступков героев, смогли бы предположить, как выглядят их герои , в каких условиях живут, необходимо подключить работу воображения. И тогда один и тот же герой у разных артистов будет отличаться манерой поведения, внешним видом, а возможно, и характером.

Необходимо также отметить, что театрализованная деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие эмоциональной сферы детей, заставляет их сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события, а значит, помогает формировать у детей толерантное отношение к людям, чувство эмпатии. Можно утверждать, что данный вид деятельности является источником развития чувств, глубоких переживаний. Благодаря содержанию художественных произведений, дети познают мир не только умом, но и сердцем, учатся выражать свое собственное отношению к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания. Тематика и содержание художественных произведений, на которых основывается театрализованная деятельность в детском саду, как правило, имеют нравственную направленность, а значит, театрализованная деятельность способствует расширению воспитательных возможностей педагогов.

Следует отметить еще один неоспоримый «плюс» театрализованной деятельности. Это эстетическое развитие детей. Грамотно подобранное музыкальное сопровождение к спектаклю, со вкусом оформленные декорации, атрибуты, аккуратно изготовленные костюмы – все это сказывается на развитии художественного вкуса детей, учит быть более наблюдательными, замечать красоту в окружающей действительности и в простых вещах. Все перечисленное вызывает эстетическое наслаждение у детей, которое, в свою очередь, создает радостное настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус.

Таким образом, театрализованная деятельность – эффективное средство активизации творческого потенциала детей, развития общей культуры и личности в целом.

Все мы – педагоги и родители – хотим видеть детей старшего дошкольного возраста хорошо подготовленными к обучению в школе, всесторонне развитыми личностями с ярко выраженными музыкальными и актерскими способностями, сообразительными, активными и не боящимися выступать перед аудиторией. Но надеяться на такой результат, доверив своих детей руководителю по театрализованной деятельности и не прилагая для этого своих усилий, будет не оправданно. Ведь всем известно, что формирование личности  ребенка происходит не за один день, не за одно занятие, и даже не за один год. На становление всесторонне гармонично развитой личности влияет множество факторов, таких как: психологическая атмосфера в семье и в группе детского сада, взаимоотношения детей с родителями, воспитателями, педагогами дошкольного учреждения и со сверстниками, физические и интеллектуальные возможности детей, психологические особенности. Но не менее значимо в жизни детей присутствие  небезразличных, заботливых взрослых, которые готовы помочь малышам сделать первые шаги в познании мира, попасть в  прекрасный мир музыки, живописи, литературы и театра.

         Исходя из этого, можно дать следующие рекомендации родителям детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей:

  • Больше читать детям литературные произведения, беседуя после прочтения, анализируя характеры и поступки героев.
  • Чаще бывать в театре и на концертах, тем самым обогащая детей яркими художественными впечатлениями.
  • Обыгрывать знакомые сказки с помощью игрушек, имеющихся дома.
  • Изготовить совместно с ребенком разные виды театра: пальчиковый, настольный, теневой.
  • Разучить с ребенком небольшие сценки, и проигрывать их, меняясь ролями.
  • Поощрять любые творческие проявления ребенка.
  • По возможности всегда присутствовать в качестве зрителей на утренниках и театральных постановках в детском саду.
  • Вовлекать в участие в домашнем театре всех членов семьи.
  • Организовывать выступления домашнего театра для родственников и друзей.

«Вершки и корешки» (игра для детей 4–7 лет)

Дети стоят по кругу или в шеренге.

В центре круга или перед шеренгой находится воспитатель с большим мячом в руках. Эту игру может вести также кто-то из ребят.

Водящий бросает мяч, называя при этом вершки или корешки. Ребенок ловит мяч и бросает обратно, назвав нужное слово. Например:

Воспитатель. Баклажаны.

Ребенок. Вершки.

Воспитатель. Редька.

Ребенок. Корешки.

Воспитатель. Капуста.

Ребенок. Вершки.

Воспитатель. Картофель.

Ребенок. Корешки.

В конце игры отмечаются дети, которые ни разу не ошиблись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...