"Экспериментирование как средство в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Журбина Елена Николаевна

Данная статья раскрывает аспекты экспериментирования в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экспериментирование как средство в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

С внедрением ФГОС в дошкольное образование, повышается качество образования, где образование набирает обороты по внедрению различных форм деятельности. Форма исследовательской деятельности активно входит  в образовательный процесс.

Дошкольное образование строиться на самореализации, саморазвитии у дошкольника. На сегодня актуальным является поиск эффективных средств и подходов к развитию исследовательской деятельности, требующая за собой теоретического и практического решения.

Всем известно, что подготовка ребенка к школе, заключается в воспитании у него внутренней потребности в знаниях с элементами познания.

Старший дошкольный возраст это тот возраст, где познавательная активность повышается, появляется поиск знаний как самостоятельно, так и совместно со взрослыми.

Из самых известных и эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Многие исследователи и педагоги выдвигают свои гипотезы по отношению к экспериментированию. Например, в своих исследованиях Н.Н.Поддьяков выдвигает свою гипотезу: «детское экспериментирование претендует на главную и ведущую роль в деятельности, в период дошкольного возраста.

Для подтверждения данной гипотизы, существует целый ряд

доказательств:

- детское экспериментирование помогает расширить кругозор ребенка, обогатить опыт в самостоятельной деятельности;

- эксперименты позволяют видеть в исследуемом объекте разнообразие его сторон, взаимосвязи с другими объектами и средой обитания;

- по мере накопления знаний и навыков в экспериментировании, ребенок способен ставить себе новые и более сложные цели;

- активизируются творческие способности, психические процессы, благотворно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Методы экспериментирования дают большой ряд преимуществ дошкольнику в познании окружающего мира, экологической культуры.

Экологическая культура ребенка закладывается в дошкольном возрасте. Что бы к ребенку пришло осознание природы, нужно его научить сопереживать, радоваться природе, видеть ее красоту в разных проявлениях.

Именно это поможет ребенку открыть свой внутренний мир, заставит глубже понимать, познавать окружающую среду, повысить культуру общения с природой.

Многие известные авторы в своих программах, термин «экологическое воспитание дошкольников» формулируют по - разному:

«Воспитание начал экологической культуры» принадлежит Николаевой С.Н., «Формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе и месту в жизни» Н.А. Соломоновой.

Для того что бы положить начало реализации целей и задач в экспериментировании как средство в формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста, необходимо создать, организовать развивающую среду.

Мною был организован экологический центр, в который входит ряд

функциональных зон. Каждая зона выполняет свои функции. В зоне «экологический островок», дети трудятся и наблюдают за растениями и животным миром. В особых случаях, эта зона служит для психо -эмоциональной разгрузки детей. Островок насыщен дидактическим, игровым, наглядным пособием, постепенно пополняется картотеками, включающая в себя: экологические сказки, игры, загадки, скороговорки, пословицы, стихотворения о природе; альбомами: «Красная книга Воронежской области», «Береги природу», «Поведение в лесу»; гербариями: «Лечебные травы»; макетами: «сад – огород», «Планета – Земля», «Животные средней полосы России».

Лаборатория «Юный исследователь», включает в себя все необходимое материально – техническое оснащение для экспериментально - познавательной деятельности:

- специальная посуда (трубочки, воронки, тарелки, баночки разной емкости);

- природный материал (спилы дерева, песок, коллекция семян, камешки и т.п);

- утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);

- специализированные материалы (пробирки, лупы, микроскопы, термометры, зеркала);

- картотеки опытов и экспериментов.

Так же в обучении и воспитании детей, мне помогает близость объектов природного окружения. Детский сад находиться в близости с

лесом. Для обогащения экологических знаний и правил общения с природой на территории детского сада сосредоточена целая экосистема: экологическая тропа, птичий стол, в помещениях детского сада развернуты мини – музеи, здесь дети могут, не только наблюдать и трудиться, но и позволяет проводить опытно-экспериментальную деятельность. Работу по экспериментированию провожу в форме игр, игры – эксперименты рассредоточены по блокам: «Человек и природа», «Неживая природа» (вода, воздух, песок, глина, магнит, свет), «Живая природа» (животные, растения, разнообразие живых организмов, приспособление их к среде обитания, природные зоны, эволюция)

В процессе формирования экологических знаний у детей, через экспериментирование, я применяю следующие формы и методы: с детьми: беседы, наблюдения, циклы наблюдений, моделирование (календари природы), тематические прогулки и экскурсии, труд в природе, игровые  обучающие ситуации, изготовление книг, экологические акции, экологические праздники, развлечения, образовательная деятельность с элементами интеграции, экспериментирование, составление проектов, создание стенгазет, рисунков, фоторепортаж с последующим составлением

альбомов с родителями:

- беседы, лекции, диспуты, вечер встреч, анкетирование, круглый стол, буклеты, памятки, совместные выставки рисунков, фотографий, конкурсы.

       В своей работе с дошкольниками, я придерживаюсь высказыванию известного педагога: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире, что – то одно, но открыть так, что бы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что – то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что узнал» (В. А. Сухомлинский).

Подводя итоги, можно сказать, что при организации работы с детьми

дошкольного возраста, нужно спланировать свою работу от простого к сложному, опираясь на формирование естественно - научных и экологических понятий у дошкольников.

Из наблюдений за детьми, можно сделать вывод, что дети с восторгом

и восхищением могут производить действия с различными объектами, которые их окружают, экспериментировать с ними. А экспериментирование, как никакой другой метод познания, помогает увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту и естественное отношение к окружающему миру.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не

должно четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование это способ ознакомление детей с миром, в котором ему предстоит жить.

Список литературы:

1. Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников» М.-МОЗАЙКА _ СИНТЕЗ, 2015. -80 с.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

5. Кудрякова И.Г.,Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. «Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром».г. Саров,1992 с.150

6. Николаева С.Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников – Москва.: Мозайка –Синтез, 2004. 128с.

7. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников.// Вопросы психологии 1985, №2

9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

10. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозайка – Синтез, 2015

11.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

Консультация для воспитателей и родителей «Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста».

Народные приметы в формировании экологических знаний у детей дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей и родителей«Народные приметы в формировании экологических знаний у детей старшего дошколь...

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"...

Возможности проектной деятельности как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ручеёк» (МАДОУ «ДС «Ручеёк»)...