"Урайский специализированный Дом Ребенка" Проекты гр№6 "Ежата"
проект (младшая группа)

Степанова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

КУ Урайский специализированный Дом ребенка

«Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

Подготовила: Учитель-дефектолог Квардицкая И.О.

Участники: дети группы

Реализуют проект: воспитатели гр.№6

«Ежата»

Урай,2018г.

Содержание:

          Пояснительная записка        3 стр.        

  1. Цели и задачи        3 стр.        
  1. Методы и приемы песочной терапии        5 стр.        
  1. Формы занятий и виды игр на песке        6 стр.        
  1. Виды игр на песке        7 стр.        
  1. Ожидаемые результаты        8 стр.        
  1. Учебный план первой группы раннего возраста        9 стр.        
  1. Тематическое планирование первой группы раннего возраста        11 стр.
  1. Учебный план 2 группы раннего возраста        13 стр.
  1. Комплексно-тематическое планирование во второй группе раннего

           возраста        14 стр.

  1. Оборудование        16 стр.
  1. Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с

           песком        17 стр.

          Методическая литература        18 стр.

          Приложение 1        19 стр.

          Приложение 2        21 стр.

Пояснительная записка

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра с песком — это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

  1. Цели и задачи

Цели песочной терапией:

•Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность;

•Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета), целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;

•Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах;

•Дифференциация, автоматизация звуков;

•Совершенствование навыков и умений практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

•Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно- логического мышления, творческого и критического мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания, способствуя проявлению эмпатии;

•Снижение психофизического напряжения;

•Актуализация эмоций; Задачи песочной терапии Образовательные:

•Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета;

•Обучать        умению        отвечать        на        вопросы        проблемно-поискового

характера;

•Обучать специальным движениям и их выполнение детьми;

•Учить выстраивать композиции на песке по образцу;

•Закреплять представления об окружающем мире; Развивающие:

•Развивать психические процессы (внимание, память);

•Развивать логическое мышление;

•Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

•Развивать умение действовать по инструкции;

•Стимулировать        развитие        сенсорно-перцептивной        сферы,        особенно тактильно-кинестетической чувствительности;

Воспитательные:

•Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

•Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности;

•Воспитывать слуховое внимание и память;

•Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому;

•Совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

  • «Проигрывание»        разнообразных        жизненных        ситуаций,        создание композиций на песке;

Реализация задач песочной терапии носит комплексный характер, проявляющийся в пересечении разных направлений и приёмов обучения и развития:

  • Игровое:
  • театр на песке — разыгрывание несложных литературных и сказочных сюжетов;
  • сюжетно-ролевая игра, построенная на творческом самовыражении

детей;

  • дидактическая        игра,        например,        с        помощью        палочки        можно

нарисовать буквы, написать цифры, пересыпая песок из ёмкости в ёмкость, познакомиться с понятием объёма.

  • Эмоционально-психологическое:
  • стабилизация эмоционального состояния, нейтрализация нервного напряжения, избавление от страхов и агрессии, самоисцеление и проявление чувства защищённости, открытости в общении;
  • приобретение опыта самостоятельного преодоления конфликтов в процессе игрового взаимодействия, воспитание взаимного уважения и умения слушать друг друга;
  • формирование элементарного уровня рефлексии, позитивного отношения к себе, окружающему миру и сверстникам.
  • Сенсомоторное:
  • знакомство со свойствами песка и воды, другими объектами предметного мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности с опорой на тактильное, зрительное, слуховое и звуковое восприятие;
  • развитие пространственного восприятия, изучение признаков предметов опытным путём (цвет, форма, величина);
  • формирование мыслительных операций сравнения, анализа и

синтеза;

  • развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики,

совершенствование        пространственной        координации        в        процессе моделирования и конструирования игровой площадки.

  • ФЭМП:
  • формирование начальных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, объёме, пространственных и временных понятиях;
  • овладение первичными навыками счёта и измерения.
  • Речевое развитие:
  • обогащение словарного запаса благодаря игровому общению со взрослыми;
  • развитие        навыков        самостоятельного        связного        рассказа        и пересказа в процессе игр с песком;
  • формирование грамотной диалогической и монологической речи

посредством театрализованной игры с фигурками на песке;

  • совершенствование        речевой        активности:        умение        поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями.
  • Художественно-эстетическое        —        стимулирование        раскрытия

внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством:

  • рисования на песке;
  • технического        и        художественного        конструирования        из кинетического песка.

Дети, нуждающиеся в игре с песком:

•Различные формы нарушения поведения;

  • Сложностиво        взаимоотношениях        со        взрослыми        (родителями,

педагогами) и сверстниками;

•Психосоматические заболевания;

•Речевые нарушения;

•Повышенная тревожность, страхи;

•Сложности, связанные с изменениями в семейной ситуации (развод, появление младшего ребенка);

•Неврозы.

  1. Методы и приемы песочной терапии, используемые в работе:

  1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
  2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря»,

«проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);

  1. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);
  2. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

3. Формы и структура занятий

Формыпроведениязанятий

•Индивидуальная;

•Групповая;

•Впарах;

НОД с использованием метода песочной терапии имеет свою структурную особенность:

  1. Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

  1. Непосредственно обучающая часть.

Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной и речевой активности.

  1. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр наповерхности мокрого песка.

Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому  дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Педагог в ходе НОД обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает не приятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении игр с песком.

Все игры, упражнения в песке осуществляются с помощью игрушки- посредника, например - Песочного зайчика. Данная игрушка используется только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в НОД в группе, так как через эту игрушку объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

Во время проведения НОД с использованием пескотерапии

применяются такие формы работы с детьми, как:

  1. Сюжетные игры– «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
  2. Игры-забавы– «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать»,«Необыкновенные следы».
  3. Дидактические игры-упражнения- «Узоры на песке»,«Мы создаем

мир».

  1. Рассказывание сказок– лепим героев или рисуем на песке палочкой

сказку и сопровождаем рассказом.

  1. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
  2. Читаем на песке– предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
  3. Рисование песком– хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

  1. Конструирование– используем метод «наплыва» (полужидкий

песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Все игры и упражнения не обходимо объединить общим сказочно- игровым сюжетом: «Знакомство с Песочной страной», «День рождения в Песочной стране», «В гостях у Мишки-Топтыжки».

4. Виды игр на песке

•Обучающие игры помогают во владении навыками счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность;

•Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим;

•Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка;

  • Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение.

Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Благодаря таким занятиям детки учатся общаться в социуме, вырабатывают позитивное отношение к самим себе и к миру в целом.

Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика).

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры коммуникативных навыков ребёнка.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и педагог легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различныез адания на традиционных занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников

  • игровой.

Игры с песком– одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

  1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
  2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.
  3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
  4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
  5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры с песком используются педагогами младших групп в качестве групповой или подгрупповой работы во время прогулки на игровой площадке1-2 раза в неделю по 20-30мин. И в качестве индивидуальных занятий по усмотрению педагога.

  1. Ожидаемые результаты

В результате использования песочной терапии наблюдаются положительные изменения у детей:

  • Значительно повышается общий эмоциональный фон;
  • Снижается уровень тревожности;
  • Быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;
  • Повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Усиливается самостоятельность ребенка;
  • Развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
  • Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление, а также речь и моторика).

Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

  1. Учебный план в первой группе раннего возраста

Тема

Месяц

Правила песочной страны

1

Пересыпание песка

1

Оттиск ладошки

1

Проведение линий

1

Сыпем, лепим

1

В гостях у солнышка

1

Дождик

1

Домашние животные

1

Зима- красавица (снежинки, сугробы)

1

Снеговики

1

Елочка

1

У

новогодней елки

1

Зима- красавица (снежинки, сугробы)

1

Узоры на окне

1

Снегири, синички - славные птички

1

У кормушки

1

Сказка Колобок (животные)

1

Колобок попал в лес (следы)

1

Колобок

1

Капельки (сосульки)

1

Плывет- плывет кораблик

1

Аквариум

1

На дне морском

1

Морская история

1

Пятнышки

1

Колобок попал в лес (следы)

1

Рисование пальцем

1

Домашние птицы (курочка с цыплятами)

1

Проведение линий

1

Букет для мамочки

1

Бабочка- красавица

1

Свободная тема

1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

4

4

4

Всего в год

32

  1. Комплексно-тематическое планирование в первой группе раннего возраста

№ п\п

Тема

Программное содержание

Октябрь

1

1

Правила песочной страны

Познакомить детей с правилами поведения при работе с песком. Развитие мелкой моторики; развитие тактильных ощущений.

2

2

Пересыпание песка

Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол;

3

3

Оттиск ладошки

Прижимать ладошку к стеклу

4

4

Проведение линий

Рисование линий прямых и изогнутых

Ноябрь

5

1

Сыпем, лепим

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

6

2

В гостях у солнышка

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Обыгрывание рисунка солнышка.

7

3

Дождик

Учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Обыгрывание изображения дождика.

8

4

Домашние животные

Учить детей отыскивать в песке спрятанные игрушки домашних животных и называть их.

Декабрь

9

1

Зима-красавица (снежинки, сугробы)

Учить детей рисовать на песке пальцем или несколькими пальцами одновременно. Учить рисовать снежинки.

Обыгрывание рисунка.

10

2

Снеговики

Учить детей рисовать круги на песке, изображая снеговика.

11

3

Елочка

Учить детей рисовать на песке пальцем или несколькими пальцами одновременно елочку.

12

4

У новогодней елки (сюжетная картина)

Учить детей рисовать на песке пальцем или несколькими пальцами одновременно елочку. Обыгрывать полученную картинку.

Январь

13

1

Зима-красавица (снежинки, сугробы)

Учить детей рисовать на песке пальцем или несколькими пальцами одновременно. Учить рисовать снежинки.

Обыгрывание рисунка.

14

2

Узоры на окне

Учить детей рисовать пальцем в разных направлениях

15

3

Снегири, синички - славные птички

Учить детей рисовать на песке простейшие силуэты птиц. Учить называть птиц и пользоваться звукоподражанием.

16

4

У кормушки

Учить детей рисовать на песке простейшие силуэты птиц. Учить называть птиц и пользоваться звукоподражанием.

Февраль

17

1

Сказка Колобок (животные)

Учить детей отыскивать в песке игрушки животных и называть их. Театрализация сказки.

18

2

Колобок попал в лес (следы)

Учить детей изображать следы животных пальцами. Театрализация сказки.

19

3

Колобок

Учить детей рисовать круги. Театрализация сказки Колобок.

20

4

Капельки (сосульки)

Учить детей рисовать пальцем или несколькими пальцами капельки.

Март

21

1

Плывет-плывет кораблик

Учить детей рисовать на песке простейшее изображение моря и корабля.

22

2

Аквариум

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Составлять простейший рассказ по картинке.

23

3

На дне морском (сюжетная картинка)

Учить детей изображать простейшие изображения подводного мира (рыбы, камни и т.д). Составлять простейший рассказ по картинке.

24

4

Морская история (сюжетная картинка)

Учить детей рисовать картину с небольшим определенным замыслом (морская история). Составлять простейший рассказ по картинке.

Апрель

25

1

Пятнышки

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

26

2

Колобок попал в лес (следы)

Учить детей изображать следы животных пальцами. Театрализация сказки Колобок.

27

3

Рисование пальцем

Проведение пальцем в разных направлениях

28

4

Домашние птицы (курочка с цыплятами)

Учить детей находить в песке игрушки птиц и называть их, использовать звукоподражания.

Май

29

1

Проведение линий

Рисование линий прямых и изогнутых

30

2

Букет для мамочки

Расширять знания детей о цветах, учить рисовать пальцем, насыпью с прорисовкой. Учить детей называть цветы.

31

3

Бабочка- красавица

Воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым, использовать при рисовании ладошки, пальцы

32

4

Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Предполагаемый результат        1.

2

3

4

Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

.        Создание рисунков в данной технике.

.        Умение аккуратно действовать с песком.

.                Более четкие и развитые движения пальцев рук, развитие речи.

  1. Учебный план во второй группе раннего возраста

Тема

Месяц

Песочек

1

Пятнышки

1

Кучки

1

Насыпушк и

1

Точки

1

Палочки

1

Цветы- ладошки

1

Тарелка с баранками

1

Солнышко

1

Забор

1

Рыбки

1

Дорожки

1

Курочка

1

ряба

Улиточки

1

Дождик

1

Ветер

1

Колобок

1

Мячики

1

День Рождения котёнка

1

Веточка рябины

1

Неваляшка

1

Ветер

1

Дождь идет

1

Заяц

1

Мишка косолапый

1

Травка выросла

1

Мячики

1

Солнышко

1

Бабочка- красавица

1

Цветы в траве

1

Ежик с яблоками

1

Свободная тема

1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

4

4

4

Всего в год

32

  1. Комплексно – тематическое планирование во второй группе раннего возраста

№ п\п

Тема

Программное Содержание

Октябрь

1

1

Песочек

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2

2

Пятнышки

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

3

3

Кучки

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

4

4

Насыпушки

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Ноябрь

5

1

Точки

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

6

2

Палочки

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

7

3

Цветы-ладошки

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

8

4

Тарелка с баранками

Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Декабрь

9

1

Солнышко

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Составлять простейший рассказ по полученному изображению.

10

2

Забор

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

11

3

Рыбки

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать

нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Составлять простейший рассказ по полученному изображению.

12

4

Дорожки

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

Январь

13

1

Курочка ряба

Обыгрывание сказки «Курочка ряба», закреплять умение рисовать на песке, отвечать на вопросы.

14

2

Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

15

3

Дождик

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Обыгрывать изображение дождика.

16

4

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Февраль

17

1

Колобок

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Обыгрывание сказки

«Колобок».

18

2

Мячики

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

19

3

День Рождения котенка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. Обыгрывание рисунка на песке.

20

4

Веточка рябины

Закрепить знания о ветках деревьев, их плодах, рисовать по песку ветку и на ней ягоды. Называть части дерева и

плоды.

Март

21

1

Неваляшка

Рисовать кулачком круги разных размеров большой и маленький, пуговицы и глазки делать насыпью двумя пальцами. Составлять простейший рассказ по полученному изображению

22

2

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

23

3

Дождь идет

Учить рисовать кулачком облако, а дождь делать косыми линиями. Составлять рассказ по картинке.

24

4

Заяц

Продолжать рисовать диких животных, закрепить представление о них, учить рисовать по песку, развивать фантазию. Называть животных, имитировать звукоподражание.

Апрель

25

1

Мишка косолапый

Закрепить представление о диких животных, учить рисовать ладошкой, пальцем, развивать воображение; Знакомство со стихотворением «Мишка косолапый»;

26

2

Травка выросла

Рисовать пальцем по песку прямые и волнистые линии

27

3

Мячики

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

28

4

Солнышко

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Май

29

1

Бабочка- красавица

воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым, использовать при рисовании ладошки, пальцы

30

2

Цветы в траве

расширять знания детей о цветах, учить рисовать пальцем, насыпью с прорисовкой

31

3

Ежик с

уточнить представление детей о жизни ежа, рисовать по

яблоками

песку пальцем и кулачком, делать глазки, беря песок двумя пальцами; иголки ежа делать короткими линиями.

32

4

Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Предполагаемый результат

.                Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.

.        Создание рисунков в данной технике.

.        Умение аккуратно действовать с песком.

.                Более четкие и развитые движения пальцев рук, развитие речи.

  1. Оборудование «мини-песочницы»:
  1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

Классическая форма песочницы представляет собой деревянный ящик размером 50*70*8 (50*70 – размер поля, 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия (охват всего мира одним взглядом, не перемещая глаз). Данный размер песочницы предполагает индивидуальную работу или работу с группой 3-4 человека.

  1. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.
  2. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

11. Памятка по организации безопасного поведения детей в играх с песком.

При каждой организации игр с песком необходимо:

  • Проверить        прочность        песочного        ящика,        любые        мелкие неисправности должны быть немедленно устранены.

  • Перекопать песок, полить его горячей водой, немедленно убрать с поверхности песка мусор, инородные предметы.
  • Обеспечить        содержание        песка        в        условиях,        исключающих запыление воздушной среды;
  • Проверить на прочность игрушки.

При организации игр с песком запрещается:

  • Использовать игрушки со сколами, трещинами, острыми краями;
  • Использовать        булавки,        иголки,        гвозди,        другие        колющие, режущие предметы;
  • Сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);
  • Играть с подбрасыванием песка вверх, с бросанием его друг в друга;
  • Насыпать песок за ворот рубашки, в штаны, в волосы, в обувь;
  • Ходить в обуви, наполненной песком;
  • Закапывать в песок тело ребенка;
  • Лежать на песке вниз лицом;
  • Жевать песок, либо имитировать употребление его в пищу;
  • Нюхать песок;
  • Переносить песок весом до 2-х кг-мальчикам, до1,5 кг-девочкам.

Взрослый должен внимательно наблюдать за играющими детьми и их отношениями;

Нельзя организовывать игры с песком в ветреную погоду!

Методическая литература:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340 с.
  2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  3. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2016. – 160 с.

Моделирование игр-сказок на песке


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Этап игры

Средства

Стиль поведения

1.     Введени е в игровую среду

Установка на внимательное слушание и активное участие. – призказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний.

Доверительный стиль                общения, внимательное отношение                                к каждому                        ребенку, диалог        с                каждым. Сниженный                        тонус голоса, суггестивный характер высказываний.

2.  Знакомс тво с игрой и ее героями

Прослушивание начала сказки, истории и строительство в песочнице игрового пространств (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов - того, что требуется по сюжету игры), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными и пр.)

Позиция

«отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя познавательного пространства.

3.        Модели рование конфликта, трудностей

Детям зачитывается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: чудовища, драконы, ураганы и т.д.)

Создание ситуации, в которой                        ребенок действует самостоятельно, может переносить и обыгрывать с песком негативные                эмоции, при        этом                взрослый может        выступать разрушителем, используя фигурки и куклы

4.        Выбор помощи

Обращение к ребенку за помощью:- что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? – только ты с таким добрым сердцем сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачиться в сказочные одежды и знакомится с помощниками

Взрослый                        – заинтересованное лицо,                изучающее ситуацию,                ищет выход        наравне        с ребенком. Взрослый, убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя,

указывает        на потенциальные возможности ребенка.

5.        Борьба и победа

Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь – они мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит                восстановление, реконструкция,                        преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают        творцами        – восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят так, чтобы в новой стране, всем было удобно. Усиливается успешный опыт - детям благодарны все сказочные существа.

Он        поддерживает, подбадривает, высказывает                свою заинтересованность, выражает уверенность        в                том, что все получиться. Потом                высказывает искреннее восхищение ребенком, благодарность                        за выдумку, доброту.

6.        Утверж дение победы

Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы.

Стиль                        поведения взрослого – взрослый спрашивает                                об эмоциональном состоянии                        детей, мыслях        и                чувствах, которые возникли в процессе                                        игры, понравилось ли им, что они будут делать если        вдруг                опять попадут в похожую ситуацию и пр.

7.        Перспек тива дальнейших приключений

Рассказ        о        последующих        играх        и приключениях.

Взрослый        пытается заинтриговать ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры на развитие тактильно–кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, речи, координации и ловкости.

Тактильно-кинестетические ощущения на прямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому занятия лучше начинать с развития именно этого вида чувствительности.

  1. Отпечатки ваших рук. На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
  • “по скользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
  • “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
  • Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней все возможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
  • “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после – одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).
  • далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
  • “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх – вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать тоже упражнение на поверхности стола.
  • Предложите ребенку, а еще лучше – двум детям (вдвоем можно соревноваться), пробежать двумя пальчиками мимо нескольких песчаных горок или куличей, расположенных на одной линии на расстоянии 4-5 сантиметров друг от друга. При этом объясните ему, что надо не только быстро пробежать по зигзагообразной трассе, но и постараться не разрушить эти горки. Можно постепенно усложнять задание, добавляя к нему новые элементы.
  1. Автогонки. Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Еще лучше, если на трассе будут поставлены флажки (палочки), которые юному гонщику надо постараться не сбить во время движения.

  1. По камешкам. Для этого упражнения используются плоские речные камешки. Расположите их на некотором расстоянии друг от друга. Предложите ребенку перебраться пальчиками правой руки, а затем левой руки по камешкам от старта к финишу, через реку или по кочкам через болото. Дотягиваться пальчиками от одного камешка к другому, как бы шагая, ребенок должен не оступиться, чтобы не угодить в «воду».
  2. Что же спрятано в песке? Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая затем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
  3. Игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего  –  “сапера”,  откопать  “мину”,  не  дотрагиваясь  до  нее.  “Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.

Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано. Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (Вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.

Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки.

Вылепи отгадку на загадку. Если отгадал загадку, Вслух сказать не торопясь. Ты, используя разгадку,

За задание берись

Кто колдует; заклинает; В ступе по ночам летает? У избы на курьих ножках

Кто хозяйка?(Бабка Ёжка)

***

Спрятал кто иглу в яйце, А яйцо хранит в ларце? Кто всех злее и тощей?

Кто не верит всем?(Кощей) Отгадал, не называй,

Вылепи (выкопай) и прочитай. и т.д.

Необходимо подготовить гладкую поверхность на влажном песке так же, как и для печатания, и приступайте к рисованию. Рисовать на песке можно прутиком, тонкой палочкой или просто пальцем.

  1. Дорожка. Для начала предложите малышу самое простое задание. Проведите прямую линию и попросите ребенка нарисовать рядом еще одну, примерно в 10-15 см от первой. Скажите ему, что это дорожка для

машинки или ручеек для кораблика. Главное условие при проведении параллельной линии, чтобы малыш не отрывал руки, а провел свою линию одним движением. В следующий раз нарисуйте для копирования не прямую, а извилистую или ломаную линию.

  1. Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы… Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы, и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка, на которой не хватает ступенек – пусть малыш ее отремонтирует.
  2. Узоры на песке. Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
  3. Точка, точка, запятая

Точка, точка, запятая– Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик– Получился человечек.

Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка. Наверняка ребенку самому захочется повторить эти строчкии изобразить человечка.

  1. Кто я? Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное, например, грибок, листок или рыбку. Скажите ребенку, что в этих точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
  2. Волшебное превращение. Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.
  3. Узнавалки. В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить следующие контуры и варианты ответов к ним.
  4. Одновременно. Предложите ребенку по пробовать рисовать одновременно двумя руками. Для начала попросите нарисовать («намотать») два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, стой разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем попросите ребенка нарисовать одновременно 2 круга, 2 квадрата или 2 треугольника. Наверняка ребенок выполнит задание без особого труда. После этого предложите ему нарисовать левой рукой круг, а правой – квадрат, а главное, выполнить это одновременно. Каково же будет удивление ребенка, когда он убедится, что сделать это чрезвычайно трудно.

  1. Вслепую. Завяжите ребенку глаза и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Начать можно, например, с автопортретом, а потом вместе посмеяться, когда выяснится, что брови «съехали» в сторону, а ухо оказалось посередине лица. Посоревнуйтесь с малышом в умении рисовать с закрытыми глазами.
  2. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
  3. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
  4. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
  5. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  6. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  7. Выложить фишками геометрическую фигуру.
  8. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
  9. «Чей это след?» На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?
  10. Песочная аппликация. Клеем нанесите на картон рисунок и посыпьте песком. Стряхните лишнее, и у вас получится замечательная картина. Песок можно покрасить красками и высушить.
  11. Игра «Найди друга» (по Н.В.Дуровой). Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
  • Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
  • Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
  • Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
  1. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
  2. Игра «Кто это был?» (по Р.Г.Голубевой). Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и

предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

  1. Игра «Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. - та-ка-па
  • па-ка-та - га-ба-да - по-бо-по - пу-бу-пу
  1. Игра «Какой отличается?» (по Р.Г.Голубевой) Песочный человечек произносит серию слогов (ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са, зу-су- су, мы-ми-мы) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.
  2. Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
  3. Упражнение "Необыкновенные следы".

  • "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").


Предварительный просмотр:

Проект: «Биоэнергопластика — фундамент развития артикуляционного аппарата »

Образовательная область: Речевое развитие. Вид проекта: исследовательский, практический. Продолжительность проекта: долгосрочный

Начало проекта: ноябрь2018 года

Окончание проекта: ноябрь 2019 года.

Авторы проекта воспитатели: Белозёрова И.А. Фирсова А.М. Курзина В.А.

Участники: дети разновозрастной группы с ОНР, педагоги группы №6

«Ежата».

Риск проекта: (частые пропуски детей по причине болезни, карантин). Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языком. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако,

ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи ¬ язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.

Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом,

«биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к

возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями

Цель проекта :

-внедрить в практику коррекционной работы ДОУ метод «биоэнергопластики»

 Задачи:

  1. Исследовать понятие «биоэнергопластика», определить отличия и связи с фонетической ритмикой, методом мануального сопровождения;
  2. Обобщить рекомендации различных авторов по

применению биоэнергопластикив коррекции речевых нарушений;

  1. Обосновать необходимость использования данного метода в работе над звуками.
  2. Создать условия для проведения специальных занятий (картотека рисунков или фотографий ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук; картотека комплексов артикуляционной гимнастики со стихотворными текстами к каждому упражнению;картотека специально разработанных сказок; перчатки: Квики и Кваки)
  3. Провести коррекционные занятия, адаптировать

упражнения биоэнергопластики к двигательным, неврологическим и психологическим особенностям детей со сложными речевыми нарушениями

  1. Привлечь воспитателей        к работе по применению данного метода в работе с детьми;

  1. Проанализировать результативность работы.

Правила биоэнергопластики:

  1. Лучше выполнять упражнения 3-¬4 раза в день по 3-¬5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным;
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9 х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

  1. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо

выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

План проекта:

 I.Диагностический:

  1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции.
  2. Диагностика звукопроизношения.

 II.Подготовительный:

  1. Формулирование проблемы.
  2. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики»
  3. Разработка проекта.
  4. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.

 III.Основной:

  1. Проведение занятий:

-упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка с перчаткой;

-упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;

-артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.

  1. Проведение консультаций для педагогов.
  2. Создание картотеки упражнений, сказок.

IV. Итоговый

  1. Показ театра пальчиков и языка.
  2. Диагностика звукопроизношений детей.

Ожидаемые результаты: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.

Список литературы:

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.:

«Издательство Детство-Пресс», 2011.

  1. Бушлякова Р.Г., Вакуленко Л.С. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 3.Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050/

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
  2. Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4. 6..Развитие познавательной сферы детей с ОНР через формирование мелкой моторики рук Хоменко Н. А. [Электронный ресурс]. – Режим

доступа: http://festival.1september.ru/articles/410410/.

Перспективное планирование по биоэнергопластике во второй группе раннего возраста

месяц

содержание

артикуляционные упражнения

дозировк а

Ноябрь (1-2 неделя)

«Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Окошко»

под счет от 1 до 5

«Улыбочка»

укрепить круговую мышцу рта, развивать умения растягивать губы в улыбке.

Широко растянуть рот в улыбке, затем удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

«Улыбочка»

под счет от 1 до 5

«Надувание щек»

развитие речедвигательного аппарата. Надувание обеих щек одновременно (3-4 раза).

«Надувание щек»

под счет от 1 до 5

Ноябрь (3-4 неделя)

«Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Заборчик»

под счет от 1 до 5

«Вкусное варенье»

укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, выработать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком из стороны в сторону (3-4 раза).

«Вкусное варенье»

3-4 раза

«Качели». вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам (3 - 4 раза). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

«Качели».

3-4 раза

4 неделя

Закрепить упражнения За ноябрь.

«Окошко»,

«Улыбочка»,

«Надувание щек»

«Заборчик»

«Вкусное варенье Качели.

Декабрь (1-2 неделя)

«Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки..

«Хоботок»

под счет от 1 до 5

Упражне ние повторяе тся 3-4 раза

«Бублик»

укреплять круговую мышцу рта.

Рот открыт. Губы принимают положение, как при произнесении звука о. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5.

«Бублик»

В таком положе нии

язык удержа ть под счет от 1 до 5.

«Пение гласного звука у »

вырабатывать умение управлять языком. Рот открыт. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы сомкнуты, добавить голос

(произнесение гласного звука у) (3-4раза).

«Пение гласного звука у »

(произн есение гласног о звука у) (3-

4раза).

Декабрь (3-4 неделя)

«Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Лопаточка»

под счет от 1 до 5

Упражн ение повторя ется 3-4 раза

«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение

«Чашечка»

под счет от 1 до 5

Упражн ение

повторяется 3-4 раза.

повторя ется 3-4 раза

«Индюк» выработать подъем языка и подвижность его передней части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл (3-4 раза).

«Индюк»

3-4 раза

4 неделя

Закрепить упражнения За декабрь

«Хоботок», «

Бублик»

«Пение гласного звука у »

«Лопаточка»

«Чашечка»

«Индюк»

Январь (1-2

неделя)

«Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе.

Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз.

Динамическое упражнение.

«Качели»

3-4 раза

«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз- два. Динамическое упражнение.

«Часики»

3-4 раза

«Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и

«нарисовать» круг ладонями перед собой.

«Вкусное варенье»

Упражне ние повторяет ся 3-4 раза.

Январь (3-4 неделя)

«Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

«Конфетка»

3-4 раза.

«Иголочка »

выработать умение делать язык узким и удерживать его в определенном положении. Рот открыт. Узкий, напряженный язык высунут вперед, и удерживать в таком положении подсчет от 1 до 5.

«Иголочка »

подсчет от 1 до 5.

«Дятел »

укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать кончиком языка за верхними зубами, отчётливо произнося твёрдый звук д

«Блинчик»

выработать умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

«Дятел»

«Блинчик»

(3-4 раза).

под счет от 1до 5.

4 неделя

Закрепить упражнения

«Качели»«Часики»

За Январь

«Вкусное варенье»

«Конфетка«Иголочк

а »

«Дятел» «Блинчик»

Февраль (1-4 неделю)

Произнесение слога на выдохе вырабатывать плавную воздушную струю. Сделать глубокий вдох через нос, а выдох через рот , довить голос ( пение слога пи, медленно)

пение слога пи, медленно

3-4

раза

Стук зубами

укрепить круговую мышцу рта.

Рот открыт. Губы в улыбке. Постучать верхними и нижними зубами одновременно

Стук зубами

3-4

раза

Трубочка

укрепить круговую мышцу рта, развивать умения вытягивать вперед округленные губы. С напряжением вытянуть губы вперед, зубы

сомкнуты, удерживая в таком положении определенное время.

Трубочка

под счет от 1до 5.

Хомяк

развитие речедвигательного аппарата. Рот закрыт. Надувание обеих щек одновременно, изображая жевательные действия

Хомяк

(3-4

раза).

Чищу зубы

вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз

Чищу зубы

(3-4

раза).

Широко открытый рот

укрепить круговую мышцу рта, развивать умения широко открывать рот, как при произнесении звука а.

Рот открыт широко. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5.

при произнесении звука а

под счет от 1 до 5

4 неделя

Закрепить упражнения за февраль

пение слога пи, медленно, Стук зубами, Трубочка Хомяк, Чищу зубы, при произнесении звука а

Март(1-4 неделя

«Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз.

Динамическое упражнение.

«Маляр»

3-4

раза

«Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая

– «нёбо». Динамическое упражнение.

«Лошадка»

3-4

раза

«Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

«Толстячок»

под счет от 1

до 5

«Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

«Парус»

под счет от 1

до 5

Язык за верхние зубы

укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Рот открыт. Губы в улыбке. Поднять кончик языка к верхним зубам, удерживать в таком положении под счет от 1до 5.

Язык за верхние зубы

счет от 1до 5.

«Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

«Часики»

счет от 1до 5.

4 неделя

Закрепить упражнения за март

«Маляр»

«Часики»

Язык за верхние зубы

«Парус»

«Толстячок»

«Лошадка»

Комплекс упражнений биоэнергопластике.

 перчатки: Квики и Кваки

  1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  1. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  1. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  1. Чередование «Окошко» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.
  2. Чередование «Заборчик» - «Хоботок». Динамическое упражнение с чередованием поз.

  1. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  1. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

  1. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

  1. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
  2. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.
  3. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

  1. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

  1. «Маляр»: рот широко открыт, языком водить по твердому небу от горла к зубам и обратно, не закрывая рта. Водить пальцами левой руки по ладони правой, которая расположена вертикально перед собой ладонью вниз. Динамическое упражнение.
  2. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.
  3. «Толстячок»: надуть обе щеки, соединить пальцы обеих рук, образуя шар. Под счет до 5 удерживать статичную позу. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная общеобразовательная программа КУ ХМАО – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка» группы №6 «Ежата». 1 мл.гр.

 Основная общеобразовательная  программа КУ ХМАО – Югры  «Урайский специализированный Дом ребенка» группы №6 «Ежата» является нормативно-управленческим документом, обосновы...

"Урайский специализированный Дом ребенка" гр. №6 "Ежата" - Перспективное планирование.

quot;Урайский специализированный Дом ребенка" гр. №6 "Ежата" - Перспективное планирование.    Вторая группа раннего возраста. 2017-218г....

Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6 "Ежата"

Мониторинг-диагностическая оценка динамики формирования интегративных качеств детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы "Урайский специализированный Дом ребенка" гр.№6...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и ра

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата»."Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с де...