Главные вкладки

    Информационно - познавательный проект для воспитанников смешанной дошкольной группы (5-7 лет) "Славься, край мой северный!"
    проект

    Цель: создать условия для формирования представлений воспитанников о Республике Коми, особенностях природы родного края, национальных и культурных традициях коми народа.

    Задачи:

    • познакомить воспитанников с культурой и бытом народа коми, с элементарными сведениями из истории родного края, расширить знания о растительном и животном мире Республики Коми;
    • развивать речь, память, мышление, творческое воображение воспитанников, подготовить детей к изучению коми языка путем знакомства с некоторыми словами на коми языке.
    • воспитывать положительные качества личности, такие как любознательность, трудолюбие, стремление помочь товарищу, уважение к трудовому человеку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 6"

    "Славься, край мой северный!"

    Информационно - познавательный

     проект для воспитанников

    смешанной дошкольной группы (5-7 лет)

    Автор:

    воспитатель Голубева А.В.

    г. Инта

    2019 г.

    Пояснительная записка.

    «Ты вспоминаешь не страну большую,

    Какую, ты изъездил и узнал…

    Ты вспоминаешь Родину такую,

    Какой ее ты в детстве увидал…»

    К. Симонов

    Актуальность:

            Воспитание патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Одним из приоритетных направлений является знакомство детей дошкольного возраста с национально-региональным культурным наследием и историей родного края.

            Яркие впечатления о природе, об истории и культуре родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Именно поэтому знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями, способствует формированию у дошкольников таких черт характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины.

            В нашем образовательном учреждении уже несколько лет реализуется долгосрочный образовательный проект «Коми край мой северный», в ходе которого мы знакомим детей с родным краем через различные виды деятельности.

    В этом учебном году я работаю на разновозрастной группе (смешанная дошкольная группа детей от 5 до 7 лет). С начала учебного года в ходе совместной деятельности мною были замечены некоторые недостатки в запасе имеющихся у старших дошкольников знаний о Коми крае: ребята путались в обозначении диких животных, живущих в нашей местности и за пределами Коми края; та же проблема была относительно местных деревьев, при этом дети проявляли интерес к устному народному коми-творчеству, задавали вопросы про оленеводов, про то, как жили коми, к примеру, 100 лет назад. Именно поэтому мною был разработан краткосрочный проект «Славься, край мой северный!», в котором я собрала познавательный материал в интересной и доступной для детей форме.

    Новизна: в ходе реализации данного проекта родители наравне с детьми стали его активными участниками: играли, занимались творчеством, проводили беседы. Впервые также в рамках ознакомления с коми народным устным творчеством дети вместе с родителями разыграли коми- сказку в кукольном спектакле, на котором в качестве зрителей были не только участники проекта, но и наши соседи - воспитанники смешанной младшей и средней группы.

    Вид проекта: краткосрочный, информационно –познавательный, семейно-групповой.

    Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.

    Срок реализации: 2 недели (с 7 ноября по 22 ноября 2019 г.)

    Цель: создать условия для формирования представлений воспитанников о Республике Коми, особенностях природы родного края, национальных и культурных традициях коми народа.

    Задачи:

    • познакомить воспитанников с культурой и бытом народа коми, с элементарными сведениями из истории родного края, расширить знания о растительном и животном мире Республики Коми;
    • развивать речь, память, мышление, творческое воображение воспитанников, подготовить детей к изучению коми языка путем знакомства с некоторыми словами на коми языке.
    • воспитывать положительные качества личности, такие как любознательность, трудолюбие, стремление помочь товарищу, уважение к трудовому человеку.

    Обеспечение проектной деятельности:

    1. Интернет- ресурсы и методическая литература.

    2. Подбор наглядного материала (коми народные сказки, иллюстрации, фотографии, презентации)

    3. Подготовка  материалов для продуктивной деятельности.

    4. Выставки книг, фотографий, рисунков.

    5. Посещение мини музея «Коми изба».

    6. Разработка дидактических игр.

    Предполагаемый результат:

    В результате реализации данного проекта воспитанники:

    • Освоят определённый запас слов на коми языке.
    •  Получат представление о культурных ценностях, обычаях и традициях народа коми, об истории родного края.
    • Расширят знания о растительном и животном мире Республики Коми.

    Работа с родителями:

    1. Оформление стенда «Изучаем родной край»

    2. Консультация «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Коми народные игры и забавы».

    3. Творческая мастерская «Украсим одежду коми орнаментом».

    4. Привлечение родителей к сбору информации по теме проекта.

    Этапы реализации проекта.

    I этап – подготовительный: подбор литературы по теме, подготовка материалов и оборудования для продуктивной и познавательной деятельности; привлечение родителей к участию в проекте (консультации «Расскажите ребенку сказку», «Коми-народные игры –забавы», «Настольная игра «ШЕГ»; составление тематического планирования.

    II этап – основной: деятельность педагога, детей и родителей согласно тематическому плану.

    III этап – заключительный: итоговое мероприятие – интеллектуальная викторина «Славься, край мой северный»!

    Таким образом, создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через построение целостного педагогического процесса взаимодействия педагогов, детей и родителей на основе синтеза и интеграции видов деятельности, помогут заложить нравственные основы по воспитанию патриотических чувств дошкольников.

    Форма работы

    Содержание работы

    I этап – подготовительный (7-8 ноября 2019 г.)

    1

    Подбор литературы

    1. Е. Габова, Н. Макарова "Дети древней земли", Сыктывкар, ООО "Издательство "Кола", 2011 год.

    2.  Л. Грибова, Э. Савельева "Народное искусство коми", Сыктывкар, «Коми книжное издательство», 1983 г.

    3. О. Гридчин «У Полярного Круга», Санкт-Петербург, ОАО «Иван Федоров», 2011 г.

    3. Ф. Плесовский  "Коми народные сказки", Сыктывкар, «Коми книжное издательство», 1997 г.

    4. Л. Виноградов «Коми АССР – преображенный край», Москва, изд. «Планета», 1978

    5. Э. Савельева «Историко-культурный атлас Республики Коми», Москва, издательский дом «Дрофа», 1997 г.

    2

    Подготовка материалов и оборудования

    • Альбом «Животный мир Коми Республики»
    • Изготовление набора пас-знаков
    • Составление презентаций «Отгадай загадку», «Коми народные музыкальные инструменты», «Быт оленеводов»
    • Подбор фотографий для оформления альбома «Растения нашей местности»
    • Образцы коми-орнамента

    3

    Привлечение родителей

    • Проведение консультации «Коми народные игры и забавы», «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному край».
    • Оформление стенда «Изучаем родной  край»;
    • Помощь родителей в сборе информации по теме проекта

    II этап – основной (Тематическое планирование см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

    III этап - заключительный

    Интеллектуальная викторина «Славься, край мой северный!»

    В рамках интеллектуальной игры участникам проекта предоставляется возможность продемонстрировать приобретённые знания и проявить интеллектуальные способности. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда – обязательным условием выигрыша. Проведение подобного мероприятия как итогового в первую очередь, позволит обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе реализации проекта, а также, подарит воспитанникам радостные переживания, эмоционально обогатит их, создаст радость успеха и хорошее настроение.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Тематическое планирование

    № п/п

    Тема, цель

    Вид деятельности, формы организации взросло-детской (партнерской) деятельности

    11.11

    Животные нашего леса.

    Цель:

    Создать условия для закрепления  ранее полученных знаний о диких животных республики.

    Игровая:

    Дидактические игры "Кто где живет", "Чей хвост", коми народная игра «Шег» с участием родителей.

    Коммуникативная:

    Беседа о животных РК.

    Отгадывание и составление загадок о животных.

    Познавательно-исследовательская:

    Рассматривание картинок с изображениями животных, выявление характерных признаков каждого животного.

    Двигательная:

    Подвижная коми народная игра «Кот и мыши"

    Чтение художественной литературы:

    Чтение коми народной сказки "Лиса и заяц"

    12.11

    Животные нашего леса.

    Цель:

    Продолжать создать условия для закрепления  ранее полученных знаний о диких животных республики.

    Игровая:

    Дидактическая игра "Узнай по следу"

    Познавательно-исследовательская:

    Решение проблемной ситуации "Как вести себя при встрече с диким животным".

    Двигательная:

    Подвижная коми народная игра "Медведь" (с участием приглашённого родителя).

    Продуктивная:

    Лепка «Три медведя».

    Чтение художественной литературы:

    Чтение коми народной сказки «Медвежьи няньки» .

    13.11

    Деревья  нашего края.

    Цель:

    Создание условий для закрепления ранее полученных знаний о растительном мире нашего края.

    Игровая:

    Дидактические игры "Кто назовет больше", "Узнай по описанию", "Четвертый лишний".

    Коммуникативная:

    Беседа о деревьях  нашей местности.

    Составление описательных рассказов по теме.

    Составление рассказа - рассуждения "Почему важно беречь лес"

    Познавательно-исследовательская:

    Наблюдения за деревьями в зависимости от времени года.

    Решение проблемных ситуаций "Что случится, если...", "Правила поведения в лесу"

    Двигательная:

    Физминутка "Ветер на полянке"

    Продуктивная:

    Рисование «Моё любимое дерево».

    14.11

    Лукошко даров леса.

    Цель:

    Создание условий для закрепления ранее полученных знаний о дарах леса коми края.

    Коммуникативная:

    Беседа о  ягодах и грибах.

    Составление описательных рассказов по теме.

    Познавательно-исследовательская:

    Дегустация ягод: клюквы, брусники, черники, голубики, морошки.

    Решение проблемных ситуаций "Как правильно собирать грибы", "Что будет, если съесть незнакомую ягоду..."

    Двигательная:

    Динамическая пауза "За грибами в лес пойдем".

    Продуктивная:

    Рисование «Дары леса».

    15.11

    Устное народное творчество коми.

    Цель:

    Создать условия для знакомства воспитанников с устным народным творчеством коми, основными персонажами сказок.

    Игровая:

    Дидактические игры "Назови персонаж", "Из какой сказки".

    Коммуникативная:

    Беседа о коми сказках и их персонажах.

    Познавательно-исследовательская:

    Рассматривание иллюстраций к коми народным сказкам.

    Продуктивная:

    Рисование «Персонаж коми сказки».

    Трудовая:

    Оформление книжной полки "Коми сказки".

    Чтение художественной литературы:

    Чтение коми сказок "Пера-богатырь», «Три брата и сестра».

    Театрализация коми-сказки «Лиса и заяц» (с участием  родителей)

    18.11

    Устное народное творчество коми.

    Цель:

    Продолжать создать условия для знакомства воспитанников с устным народным творчеством коми, основными персонажами сказок.

    Игровая:

    Дидактические игры, "Узнай по описанию из какой сказки".

    Коммуникативная:

    Составление описательных рассказов героев коми сказок "Яг Морт", "Баба Ёма", "Пера-богатырь" и т.д.

    Познавательно-исследовательская:

    Рассматривание иллюстраций к коми народным сказкам.

    Продуктивная:

    Лепка персонажей из коми сказки «Лиса и заяц».

    Чтение художественной литературы:

    Чтение коми сказок "Пера-богатырь", "Три стрелы", "Охотник и Вэрса".

    19.11

    Коми изба.

    Цель:

    Создать условия для знакомства воспитанников с  коми избой и предметами быта.

    Игровая:

    Дидактические игры: "Назови предмет", "Четвертый лишний", "Что для чего".

    Коммуникативная:

    Составление описательных рассказов о предметах быта коми.

    Отгадывание загадок о предметах быта коми.

    Познавательно-исследовательская:

    Экскурсия в мини-музей "Коми изба"

    Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением коми избы, предметов быта, их названия и назначение.

    Продуктивная:

    Рисование «Предметы коми-быта».

    20.11

    Стойбище оленеводов.

    Цель:

    Создать условия для знакомства воспитанников с трудом и бытом оленеводов.

    Игровая:

    Дидактические игры "Назови предмет", "Что для чего".

    Коммуникативная:

    Беседа об особенностях быта и труда оленеводов (с участием приглашённого родителя).

    Познавательно-исследовательская:

    Просмотр презентации "Быт оленеводов"

    Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением чума, стойбища, оленьего стада.

    Двигательная:

    Подвижные игры "Поймай оленя за рога", "Гонки оленьих упряжек".

    Продуктивная:

    Рисование «Северный олень».

    21.11

    Игры и забавы.

    Цель:

    Создать условия для знакомства воспитанников с играми и забавами народа коми.

    Игровая:

    Сюжетно-ролевая игра "Во что играли наши предки".

    Коммуникативная:

    Беседа по теме «Игры и забавы народа коми»

    Познавательно-исследовательская:

    Сравнение коми народных и русских народных игр и забав.

    Двигательная:

    Подвижные игры "Медведь", "Кот и мыши", «Перетягивание каната» (с участием приглашённого родителя)

    Продуктивная:

    Рисование «Как мы играем в коми народные игры».

    22.11

    Особенности национального костюма.

    Цель:

    Создать условия для знакомства воспитанников с коми национальной одеждой и обувью.

    Игровая:

    Дидактические игры "Назови и покажи", "Собери целое из частей". Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в прошлое".

    Коммуникативная:

    Составление описательных рассказов "Женский национальный костюм", "Мужской национальный костюм".

    Познавательно-исследовательская:

    Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением коми национальной одежды и обуви, её название и назначение.

    Продуктивная:

    Рисование «Украшение рукавички элементами коми орнамента».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возрастные особенности детей смешанной дошкольной группы 3-5 лет.

    В помощь воспитателями и родителям для ознакомления с особенностями развития детей 3-5 лет....

    Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей смешанной дошкольной группе

    Календарно-тематическое планирование на летний период в старшей смешанной дошкольной группе...

    Календарно-тематическое планирование на летний период в младшей смешанной дошкольной группе

    Календарно-тематическое планирование на летний период в младшей смешанной дошкольной группе...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми смешанной дошкольной группы (6-7 лет)

    Рабочая программа по развитию детей  разновозрастной дошкольной  группы  разработана в соответствии с основной   образовательной программой детского сада «Росинка»...

    Беседа с детьми старшей группы на тему: «Тюменская область – край наш северный»

    Знакомство детей с географической картой, климатом, растительным и животным миром тундры, лесотундры и тайги Тюменской области....

    Мастер-класс с родителями воспитанников смешанной ранней группы Тема: «Нестандартное спортивное оборудование для стимулирования и сохранения здоровья дошкольников»

    Мастер-класс с родителями воспитанников смешанной ранней группы Тема: «Нестандартное спортивное оборудование для стимулирования  и сохранения здоровья дошкольников»...