Интегрированное открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Удивительные знакомые кристаллы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Нельсон Кристина Эрвиновна

: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_eksperimentirovaniyu_sahar_sol.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 “Золотой ключик”   Муниципального образования Люберецкий муниципальный район МО 140000 г.Люберцы, МО, пр-т  Гагарина, д.25

Интегрированное открытое занятие                                                                      по экспериментальной деятельности в старшей группе

Тема:

«Удивительные знакомые кристаллы»

Подготовила и провела:

воспитатель I квалификационной категории

Нельсон К.Э.

г. Люберцы

2016г.

Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.

Задачи:

1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).                                                                                                                          

2. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

3. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью, интерес и способность работать в группах, коллективе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.

Предварительная работа:                                                                                                                            

1. Чтение пословиц, поговорок про сахар и соль.                                                                                    

2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

3. Дидактическая игра «Свойства предметов»                                                                                       

4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.                                                                                                                        

5. Беседы по технике безопасности.                                                                                                              

6. Проведение исследований, опытов.

Методы и приемыНаглядные: презентация, схемы, словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка, положительная мотивация, художественное слово, практические действия: проведение опытов.

Оборудование: Игрушка Незнайка; мешочки с сахаром и солью; черный картон, лупы, по 2 стаканчика, мерные ложечки, клей ПВА, краски, трафареты цветов – все по количеству детей; емкости под сахар, соль, воду; соль (крупного и мелкого помолов, морская соль, сахарный песок, тростниковый песок, сахар-рафинад, сахарная пудра; чупа-чупсы.

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня прекрасное настроение. Хотелось бы узнать, с каким настроением вы зашли в группу:

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь!

- Кому нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться - хлопните в ладоши!

- Кто уважительно относиться к товарищам, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.

Я вижу, что у вас тоже хорошее настроение. А вот наш друг Незнайка печальный. У него случилась неприятность. Он купил соль и сахарный песок, пересыпал их в одинаковые мешочки и теперь не знает, что где лежит. Просит вас ему помочь.

Поможем Незнайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Для начала мы расскажем и покажем, откуда берутся соль и сахар.

Ребенок: Один из способов добычи соли – соляные шахты. В этих шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят их в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. (Показ слайдов).

Ребенок: Другой способ добычи соли. На морском берегу строят специальные неглубокие бассейны — соляные прессы. По специальному каналу в них напускают морскую воду.

Жаркое солнце нагревает воду, и она быстро испаряется, а принесенная ею соль остается в бассейне. (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды соли вы знаете? Покажите, пожалуйста.

Дети: Каменная соль, Йодированная соль, морская соль. (показ образцов).

Воспитатель: А теперь мы расскажем, как добывают сахар.

Ребенок: Родина сахара – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. Из сахарного тростника отжимают сок, варят сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получается коричневый сахар. (Показ слайдов).

Ребенок: В северных странах, где не растет сахарный тростник, сахар делают из белой свеклы. Комбайн отделяет вершки от корешков, и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар! (Показ слайдов).

Воспитатель: Какие виды сахара вы знаете?

Дети: сахарный песок, сахар-рафинад, сахарная пудра. (показ образцов).

Физкультминутка:

Ты друзей не обижай,                                                                                                                                                                                                                                            Не дерись и не толкай.                                                                                                                                  Мы сейчас пойдём направо,                                                                                                                                     А потом пойдём налево.                                                                                                                                     В центре круга соберёмся,                                                                                                                                И на место все вернёмся.                                                                                                                                Мы тихонечко присядем,                                                                                                                                   И немножечко приляжем.                                                                                                                                   Мы поднимемся тихонько                                                                                                                                          И попрыгаем легонько.                                                                                                                                  Пусть попляшут наши ноги                                                                                                                                   И похлопают ладони.                                                                                                                                      Повернёмся мы направо,                                                                                                                                    Не начать ли всё сначала?

Воспитатель: Теперь приступим к исследованию. Предлагаю сесть за столы. Перед вами два мешочка Незнайки. Попробуем на ощупь определить, где находится сахар, а где соль.                                                                                                                                                              Дети пробуют определить.

Опыт 1.

Воспитатель: Высыплем кристаллики в емкости. Что вы заметили, когда я выполняла это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

Дети: сахар и соль – сыпучие вещества.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 2.

Воспитатель: Насыплем в стаканчики каждое вещество и определим цвет.

Дети: одно – с желтоватым оттенком, другое – белое.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 3.

Воспитатель: Дети, имеют ли соль и сахар запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно?

Дети: Сахар и соль – сыпучие вещества, Их нельзя подносить близко к носу.

Дети: Одно вещество пахнет карамелью, ванилью, другое не имеет запаха.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 4.

Воспитатель: Соль и сахар – очень мелкие кристаллы, нам их трудно рассмотреть. Что нам поможет?

Дети: Лупа.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Лупа увеличивает предметы в несколько раз.

Воспитатель: На один край черного картона положите кристаллики одного вещества, на другой – кристаллики другого. На что похожи кристаллики?

Дети: одно вещество имеет форму кирпичиков, другое – форму горошины.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 5.

Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю налить воды и перемешать ложечкой вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.

Дети: Вещества исчезли. Они растворились.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Опыт 6.

Воспитатель: Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду и определить вкус сахара и соли.

Дети: Соль – соленая, сахар – сладкий.

Воспитатель помещает карту-схему на магнитную доску.

Воспитатель: Вот мы и провели исследования этих полезных кристаллов. Расскажите, в чем сходство и различие соли и сахарного песка?

Дети: Соль и сахарный песок одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина.

Проводится игра «Полезные кристаллы». На мольберте прикреплены картинки изображением вниз. Дети их переворачивают и рассказывают, где используется то или иное вещество.

Воспитатель: Чудесные кристаллы соли мы можем использовать не только в медицине, пищевой промышленности, дорожном хозяйстве, с помощью их мы можем создавать красивые картины. Я предлагаю перейти к столу по художественному творчеству. Для начала мы разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)                                                                                   Все покажут без подсказки.                                                                                                                    Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)                                                              Два здоровых бодрячка.                                                                                                                                                                  Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)                                                                    Молчуны, всегда упрямы.                                                                                                                             Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Воспитатель: Ребята, в городе с каким названием живет Незнайка?

Дети: Цветочный.

Воспитатель: Я предлагаю для Незнайки и его друзей выполнить рисунок солью «Цветы».

После нанесения соли на клей воспитатель загадывает загадки:

Что же это за песочек,                                                                                                                          Сладок с ним у нас чаёк,                                                                                                                               В каждой кухне проживает,                                                                                                                          Всем хозяйкам угождает (сахар).

В воде она родится,                                                                                                                                               Но странная судьба:                                                                                                                                            Воды она боится                                                                                                                                                          И гибнет в ней всегда (соль)

Чай мне мама наливает:                                                                                                                                           — Ты вприкуску, или как?                                                                                                                               — Мне совсем не надо чая,                                                                                                                            Лучше съем его я так.(Сахар)

Этот камень можно есть,                                                                                                                                                   Он в слезах и поте есть.                                                                                                                                     Не вкусна в борще фасоль                                                                                                                               Если пожалели (соль)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Незнайка понял, как определять соль и сахар? Кто думает, что он понял, возьмите картинку с конфетой, кто думает, что не совсем понял – картинку с соленым огурчиком.

Незнайка: Ребята, большое вам спасибо за рассказ. Пока вы рисовали солью, сахар превратился в сладкий сюрприз – чупа-чупсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект экспериментальной деятельности в старшей группе "Удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием мира камней и их свойствами через опытническую деятельность...

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».

МАДОУ детский сад №9 «Петушок» комбинированного видаКонспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные камни».Провела: Галямова Л. Н.Благовещенск – октябрь - 2016Цель: Позна...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные растения»

Растения, как и все живые организмы, способны расти и развиваться. Но, в отличие от многих животных, растение растет всю свою жизнь. Прекращается рост  – растение умирает. Рост  &ndash...

Отчёт по опытно - экспериментальной- деятельности в старшей группе «Удивительные растения».

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

Организованная образовательная деятельность по опытно-экспериментальной деятельности в старшей  группе«Удивительная соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, ...