"Страна "Кукляндия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Конспект мастер-класса в ст.гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_master.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад №1 г. Вязьмы Смоленской области

        Составила и провела: Леонова Елена Александровна

2016 г.

Конспект занятия мастер - класса

                                      Мастер-класс: «Страна Кукляндия».

Цель: расширить кругозор детей в области кукольного театрального искусства.

Задачи:

Развивающие:

Развитие воображения, речи, внимания, памяти и мышления, воображения;

Развитие интереса к творчеству, театру;

Развитие коммуникативных способностей обучающихся;

Обучающие:

Ознакомить детей с видами кукол;

Познакомить детей с элементами театральной техники;

Обучить их пальчиковой гимнастике,  на примере упражнения «Цветок».

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважительного отношения к окружающим людям.

Форма проведения занятия:  познавательно-игровая.

Методы проведения:

Беседа;

Пластическая игра;

Артикуляционная гимнастика ( Скороговорки);

Пальчиковая гимнастика;

Игра-импровизация;

Дыхательная гимнастика;

Кукольное представление;

Оформление: ширма, куклы, декорации к спектаклю, схема видов кукол.

План мастер-класса:

Организационный момент.

Вступительное слово ведущего ( тезисы о театре).

Рассказ о происхождении и видах кукол.

Игра «Буратино и Папа Карло».

Дыхательные, пластические и речевые упражнения.

Выступление ребят творческого объединения «Кукольный театр» со спектаклем  «Кот и Пёс».

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята, мы рады приветствовать вас в стенах нашего центра «Кукляндия» в гостях у кукольного театра «Мальвина».

Многие из вас были в театре, некоторые из вас видели кукольные представления.

Каким радостным, волнующим событием является для нас каждое посещение театра! Театральный спектакль полон движения, ярких чувств и мыслей, на нем мы познаем жизнь, искренне радуемся, огорчаемся и восхищаемся. Многие из вас любят театр и тайком мечтают стать артистами, но боятся в этом признаться.

Чтобы стать артистом кукольного театра надо иметь талант, актёрское дарование. Быть актёром  кукольного театра так же, как  и актёром просто театра – это кропотливый труд.

Актерское дарование — явление сложное. Его надо развивать с детства. К. С. Станиславский, выдающийся режиссер и актер, писал: «Талант — это счастливая комбинация многих творческих способностей человека в соединении с творческой волей… Нужны: наблюдательность, впечатлительность, память, темперамент, воображение, фантазия, вкус,ум ,  искренность, самообладание, находчивость …»

Этот театральный час поможет вам больше узнать о театре, попробовать свои творческие силы.

Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления.

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая в мире кукла. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Театры кукол сейчас есть везде: в школах, в ДК, в больших семьях, кружках.

Самый простейший кукольный театр – это настольный. Где декорации и герои выставляются на столе. Такой театр напоминает оживший детский рисунок.От простейшего театра на столе теперь перейдём к более сложным формам кукольного театра.

По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

Напольные в отличие от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей

ПЕРЧАТОЧНЫЕ – На Руси издавна существовали петрушечники – актёры, выступавшие с куклами – Петрушками, надеваемыми на руку. Основой – туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой – туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

ТЕНЕВЫЕ – основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка).

ТРОСТЕВЫЕ – куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.

МАРИОНЕТКИ – куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно. Но в этом разнообразии есть свои закономерности и прочные связи. Так, из перчаточной куклы родилась в своё время тростевая, а из марионетки – БОЛЬШАЯ НАПОЛЬНАЯ КУКЛА. Внешне эти куклы напоминают “родителей”, только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Работать с такими куклами очень интересно. Их водит “в открытую” один, а чаще всего два исполнителя. Но вот на сцене появились огромные куклы. Большие кукольные головы, огромные ладони, здоровенные ботинки…. И что самое удивительное, кукловодов рядом с ними нет. Но куклы прыгают, танцуют, водят хороводы со зрителями. Это ЛЮДИ-КУКЛЫ, то есть РОСТОВЫЕ КУКЛЫ..  Актёр надевает на себя огромную голову-маску и превращается в живую куклу.

Вот мы с вами познакомились с различными видами кукол, а теперь хотите поиграть?

Игра «Буратино и Папа Карло».

Представьте, что злой и коварный волшебник заколдовал вас, превратил в дерево. Сначала постепенно перестаёт двигаться голова, становясь «деревянной». Затем шея, руки, туловище, бёдра и ноги. Вы стали «деревянными» и в таком состоянии перемещаетесь по залу. Но вот появился Папа Карло, и благодаря ему у вас начинает двигаться голова влево – вправо, вверх – вниз. Затем можете согнуть руки в локтях, сначала по очереди, потом обеими руками вместе, передвигаясь, таким образом, по залу. Далее сгибаете руки, следом сгибаясь в пояснице, а потом и в коленном суставе.

Молодцы! А теперь попробуйте поприветствовать друг друга таким образом.

Замечательные куклы у нас получились, а теперь вы можете вернуться в своё нормальное состояние и сесть на свои места.

Ребята, а вы знаете, что надо, чтобы стать настоящим кукольным артистом?

Чтобы стать настоящим актёром необходимо уметь говорить чётко, управлять своим дыханием, интонацией , эмоциями. Необходимо каждый день выполнять определенные упражнения:

Дыхательные.

Речевые.

Голосовые .

Интонационные.

Упражнения на дикцию.

Пластические упражнения для рук и пальцев.

Артикуляционная гимнастика.

Давайте сейчас поупражняемся, а заодно и проверим, готовы ли вы стать артистами кукольного театра.

Первое упражнение, которое мы сейчас выполним – это речевое упражнение.

Попробуйте произнести на одном дыхании скороговорку чётко, в темпе и без запинок.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Второе упражнение – дыхательное упражнение

«Снежинки»

(материал: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток)

 Показываю, как сдуть «снежинки» с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

Дровосек.

Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

Игра «Ворона». Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. На выдохе произнести: Карр!

Следующее упражнение  - Мимические упражнения.

Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику.

Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба.

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.

Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.

Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Чтобы стать настоящим артистом, необходимо учится правильно говорить, делать мимические и речевые упражнения и зарядки для своего язычка. Одну из таких зарядок мы сейчас с вами и сделаем.

Зарядка Для Язычка

(тренировка артикуляционного аппарата; с полутора лет)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

(открыть рот)

Он умылся,

(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,

(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся,

провести языкам по губам – «облизнуться»)

Вправо, влево повернулся,

(повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез,

(опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз – и в ротике исчез.

(спрятать язык во рту)

Игра на тренировку мышц губ и щёк.

Круглые овощи и предметы – щёки надуваем. Тонкие –щёки втягиваем.

Пальчиковая гимнастика.

«Домик».

Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.

Под грибом - шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

(направить левую ладонь вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят

Пластические упражнения.

Покажи походку (показывают все поочередно) манекенщицы, солдата, балерины, старика, очень спешащего человека; человека, которому жмут ботинки; человека, который несет тяжелые сумки; мальчика-воображалы; обиженного человека.

Игра-пантомима.

Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают дети по словам взрослого):

- как наши плечи говорят: "Я гордый!",

- как спина говорит: "Я старый человек",

- как наш палец говорит: "Иди ко мне",

- как наш рот говорит: "М-мм, как вкусно!"

- как наша голова говорит: "Нет-нет-нет",

- как делает наше ухо, чтобы сказать: "Я хочу услышать, как поет птичка",

- как делают нос и рот, когда плохо пахнет,

- как глаза и рот говорят: "Мне хочется спать".

Настоящие артисты могут из вас получиться. Но а пока  посмотрите спектакль «Кот и Пёс»  в исполнении ребят из творческого объединения «Кукольный театр «Мальвина» .

(просмотр спектакля)

Молодцы! Ребята, понравилось вам выступление?

Что нового и интересного  вы узнали на нашем занятии?

Рефлексия.

Посмотрите внимательно на стенд. Здесь вы увидите индикаторы вашего настроения.

 При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию.

Поднятая вверх одна рука  - занятие понравилось.

Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

Опущенные вниз руки -  ничего не изменилось в моём настроении.

Кто хотел бы стать юным артистом кукольного театра и заниматься в нашем творческом объединении?

Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры.

До новых встреч!