Методическая разработка. Проект « В гости к нам пришли матрешки».
проект (младшая группа)

Баланина Ольга Виссарионовна

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_gosti_k_nam_prishli_matreshki.docx595.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  общеобразовательное

учреждение детский сад № 9

       

Проект « В гости к нам пришли матрешки»

 

                                                                 

Классификация проекта

По тематике: информационный.

Состав участников: дети 2 группы раннего возраста,  родители, воспитатели.

По срокам реализации: краткосрочный (13.03-25.03)        

 





Выполнили воспитатели:
  Баланина Ольга Виссарионовна

Шилова Александра Андреевна



2017

Актуальность проблемы:

Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского народа, его традициями. Во время игры с матрёшкой формируется эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение. Актуальностью проекта является развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской культуре через знакомство с матрёшкой.

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

Е.Флерина. 

Идея проекта: пробудить интерес к разнообразию русских традиций и промыслов народных игрушек через знакомство детей с матрёшкой.

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.

Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной  русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

Задачи:

Образовательные:

* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей и привлечь  родителей к историческому и культурному наследию родного края.

* Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными техниками.

* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Развивающие:

* Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.

* Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.

* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

Воспитывающие:

* Воспитывать любовь и уважение к народному искусству.

* Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник.

* Воспитывать аккуратность в работе.

Классификация проекта:

по составу участников – коллективный проект (групповой)

по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края

по тематике – творческий проект

по срокам реализации – кратковременный проект

Участники проекта: педагог, дети, родители.

Длительность проекта: 2 недели.

Прогнозируемый результат:

В процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта

дети:

• проявляют интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

• осваивают элементы росписи;

• овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;

• у детей сформированы знания о русском народно прикладном творчестве, народной игрушке.

родители:

• вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, укреплены семейные связи;

• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

• активное участие в жизни детского сада и группы;

• развитие творческих способностей;

• повышение компетентности родителей при выборе игрушки (предпочтение народным игрушкам).

План реализации проекта:

Первый этап - подготовительный:

• определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;

• изучение методической литературы;

• создание предметно - развивающей среды;

• подбор художественной литературы;

• подбор иллюстраций на тему, альбомов;

• подбор и изготовление настольно-печатных игр, дидактических игр, народных игрушек;

• подготовка материала для художественного творчества;

• обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

Второй этап - реализация проекта

Работа с родителями:

  • Консультация «Матрешки»
  • Наглядно-информационный материал для родителей«Русская народная игрушка»
  • Консультация для родителей «В какие игры можно играть с Матрешками»;
  • Развлечение «Мы веселые матрешки»
  • консультации для родителей «Старинные игрушки наших предков»,

              Основной этап

Виды детской деятельности

Мероприятия

Игровая

Д/И «Найди матрешке ведерко»

Оборудование: Набор матрешек и ведерок разного цвета.

Цель: Продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать, мышление, память, разговорную речь.

Игра «собери матрешку» задача: закрепить знания детей о матрёшках, развивать умение составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.

Д/и «Веселые матрешки» (18;стр.36) Цель: закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практического примеривания и зрительного соотнесения)

Действия с предметами: « Бусы для матрешки»

Цель: продолжать развивать мелкую мускулатуру рук (нанизывание, вкладывание предметов, вдёргивание шнуровок, катание  предметов круглой формы, перекладывание предметов).

Сенсорная игра «ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА» ПРИЛОЖЕНИЕ Цель. Продолжать развивать умение ребенка соотнесению предметов по величине.  Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Совершенствовать тонкие движения кончиков пальцев, координацию рук.

Игры с машинками и колясками (отвезти матрешку в гости)

Дидактическая игра по развитию речи «Кто как разговаривает»(4,132)(петух, конь) Цель: Формировать слуховое восприятие, развивать голосовой аппарат, понимание окружающей речи, способность подражания звукосочетаниям и простым словам.
Игра «Лошадка»(речевое развитие) (38,98) Цель: активизировать речь детей, совершенствовать понимание речи взрослого, развивать умение звукоподражать

Коммуникативная

Ситуативный разговор: «Какие разные матрешки». Задачи: беседа с детьми о том, чем отличаются матрешки.

Расскажи, какая матрешка Цель: формировать умение рассуждать на заданную тему

Игра-ситуация «Матрешечный детский сад» (39,стр45) Цель: закрепление умения подбирать матрешки по размеру, разбирать и собирать матрешки

С/о игра «семья» сюжет « Накормим матрешку» Цель: формировать умение играть вместе.

Моделирование ситуаций общения: «Давайте поздороваемся» (диалоги с матрешкой). Цель: закрепить знание умение вести диалог.

Рассуждение « Зачем нам нужны игрушки» Цель: формировать умение рассуждать на заданную тему

Обучающие ситуации на тему «Играем вместе». (петушок и конь поссорились. Что делать?)Задачи. Обыграть с детьми различные ситуации общения, формировать умение налаживать контакты со сверстниками. Познакомить с речевыми конструкциями вежливого обращения с просьбой, предложением, извинением и т.д..

Моделирование ситуаций общения: «Как конь с петухом здороваются» (диалоги с игрушками-животными). Цель: развитие речи.

С/о игра «семья» сюжет « Накормим петушка да коня» Цель: формировать умение играть вместе.

Повторение потешки «Ладушки, ладушки» Д/и «Кого не стало» (23, стр.87)Цель: вызвать у детей радость от повторения знакомой потешки, развивать умение импровизировать; развивать воображение  и формировать произвольное внимание; развивать умение детей старшей подгруппы повторять короткий описательный рассказ.

Дидактическое упражнение «Делай то-то»  Лошадка-упражнение на звукопроизношение (23,стр.52) Цель : развивать умение детей дослушивать до конца задание, осмысливать его и выполнять соответствующие действия, различать действия, противоположные по значению (подняться вверх-спуститься); формировать умение отчетливо произносить звук И.

Двигательная

Подвижная игра «МАТРЕШКИ И ПЧЕЛА» (приложение)Цель: формировать умение детей согласовывать движение со словами.

Артикуляционная гимнастика «Блинчики»

Дети выполняют артикуляционную гимнастику: массаж языка губами – лёгкое покусывание  (пя-пя-пя-пя-пя) и выкладывание на нижнюю губу, затем дуют на широкий язык.  Цель:  Вырабатывать движение языком горка.

Дыхательная гимнастика «Хомячок» (матрешки надули щечки)  (к9, стр.6) Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Пальчиковая гимнастика «Матрешка»

Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук.  

Физкультминутка Л. Некрасова «Мы веселые матрешки»)

Пальчиковые игры    «Лошадки» (к4, №15) Цель: развитие речи, памяти и мелкой моторики рук.  

Х/и  «Коза рогатая» (картотека6, стр.10)

Цель: формировать умение выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Физкультминутка «Вот идёт петушок» 

 Дыхательная гимнастика «Петушок (к9, стр.6) Цели: тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания.

Изобразительная

Раскрашивание раскрасок Задачи. Формировать умение  детей раскрашивать не заходя за линию

 (Лепка) «Матрешка» 40; стр29  Цель: формировать умение создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху. Закреплять умение собирать из частей целое.

(Лепка) «Петя, Петя петушок» (32, стр.55) Цель. Обучение выкладывать колбаски из пластилина дугообразно из одной точки, закреплять умение расскатывать пластилин между ладонями.

( Рисование) «Петушок, петушок золотой гребешок» (32, стр.55) Цель. формировать умение рисовать пальцем линии, располагая их из одной точки.

(Рисование) «Сарафан для матрешки»  (нетрадиционная техника рисование ватными палочками, печатание поролоновым тампоном) ПРИЛОЖЕНИЕ

 Задачи:

1.формировать умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги.

2.Упражнять в технике печатанья пробкой, поролоновым тампоном, ватной палочкой.

3.Развивать эстетическое чувство, чувство формы и цвета.

( Рисование) «Петушок, петушок золотой гребешок» (32, стр.55) Цель. формировать умение рисовать пальцем линии, располагая их из одной точки.

Познавательно- исследовательская

Внесение матрешки(39, стр44) Задачи. Знакомство с матрешкой

Экспериментирование Погружение в воду (39,29) Цель: знакомство со свойствами воды

Рассматривание иллюстраций(Лошадки да петушки (народные игрушки). Рассказ воспитателя на тему «Народные игрушки». Задачи. Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек 

«Матрёшка — русская народная игрушка» ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи: Познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида.

Музыкальная

Песни и танцы на тему «Для малышей»

 «Мы матрешки »

Игры в ложки, колокольчики, погремушки.

Конструирование

Конструирование с детьми в первой младшей группе

«Домик для матрёшки». ПРИЛОЖЕНИЕ

Задачи: Формировать умение детей сооружать постройку дом, познакомить с одним из конструктивных свойств деталей строительного материала-устойчивостью кирпичика. Продолжаем сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Воспитывать заботливое отношение к игрушке матрешке.

Конструирование «мебель для разных игрушек» (3,82) Цель: закреплять умение сооружать постройку и обыгрывать ее.

Самообслуживание и элементарный труд

Игровое упражнение «Матрешки полдничают». Задачи. Формировать умение  есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Практическое упражнение «Носовой платок для матрешки». Задачи. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, вовремя обращаться за помощью к взрослым

Практическое упражнение «Покажем матрешке как одеваемся сами». Задачи. Формировать у детей навыки самообслуживания, формировать умение  надевать различные предметы одежды. Формировать умение  обращаться за помощью к взрослым, активизировать в речи названия предметов и деталей одежды, вежливые слова.

Практическое упражнение «Водичка-водичка умой матрешке личико». Задачи. Учить детей аккуратно мыть руки, лицо, сопровождать действия чтением потешек, пестушек. Формировать привычку мыть руки после прогулки. Учить пользоваться индивидуальным полотенцем.

Игровая ситуация «Научим матрешку умываться». Задачи. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать учить правильно умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Игровая ситуация «Как лошадка, да петушок умываются»». Задачи. Продолжать формировать умение  детей выполнять игровые действия с персонажами: умывать их, обращая внимание на последовательность действий. Воспитывать аккуратность, опрятность

Тема «Доброе утро, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Игровое упражнение «Покажем лошадке, как мы аккуратно кушаем». Задачи. Формировать умение  есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

Практическое задание «Собираемся на прогулку вместе с петушком». Задачи. Продолжать развивать умениядетей надевать обувь, предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью. Поощрять самостоятельность, стремление быть опрятными..

Обучающая ситуация «Петушок и лошадка завтракают». Задачи. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, развивать умения культурно вести себя за столом, способствовать осознанному выполнению детьми правил этикета и безопасности.

КГН Тема «Доброе утро, расчёска! расчешем лошадке гриву» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,

Р. Карапетьян «Как в большой-большой матрешке»
Ю. Володин «Давай-ка с тобой поиграем немножко»

Л. Громова «Подарили Маше Матрешку – нету краше
Заучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» Задачи. Формировать умение повторять и запоминать стихотворение

Рассказывание сказки В. Сутеева «Петух и краски». Задачи. Развивать умения детей внимательно следить за развитием сюжета сказки с опорой на иллюстрации. Продолжать знакомить детей с основными цветами, развивать умения различать и называть их.

Повторение потешки «Петушок петушок золотой гребешок»  Цель: формировать умение  детей подговаривать слова, благодарить котика за подарок. Внести иллюстрации к потешке

Чтение- инсценировка стихотворения

Ходит конь по бережку,

Цель: прививать любовь к слушанию стихов, формировать умение  их повторять за взрослым и запоминать.

Чтение потешки «Ладушки, ладушки»(23, стр86) Цель: вызвать у детей желание слушать потешку , повторять слова, развивать воображение; упражнятся в подборе существительных к глаголу; развивать представление об окружающем

Заключительный этап

  1. Развлечение «Мы веселые матрешки»
  2. Выставка работ «Матрешки, петушки, коньки-народные игрушки»

.  https://pp.userapi.com/c637516/v637516487/361c3/4t2yI_fYyfU.jpghttps://pp.userapi.com/c637516/v637516487/361f5/NHf4iFoHOcs.jpg

https://pp.userapi.com/c637516/v637516487/36227/Cihc7rTGHxI.jpghttps://pp.userapi.com/c637516/v637516487/36259/oBc3pNpdeFk.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В гости к нам пришла Матрешка"

Познавательно – развивающий проект  в младшей группе (1 - 3 лет)«В гости к нам пришли матрешки!»...

Проект «В гости к нам пришли матрешки»

Творческий проект для детей младшей группы....

Методическая разработка "Осень в гости к нам пришла"

Паспорт долгосрочного проекта "Осень в гости к нам пришла". Направления работы по формированию знаний об осени, ее признаках, изменениях в природе, жизни людей и животных....

Проект «В гости к нам пришла Матрешка» для детей младшей группы

Проект «В гости к нам пришла Матрешка» для детей младшей группыТема проекта: «В гости к нам пришла Матрешка»Актуальность проекта:- У детей нет представления о матрёшке, как пре...

Проект «В гости к нам пришли матрешки»

Проект   для детей первой младшей руппы....

Проект "В гости к нам пришла матрешка"

Знакомство с народной игрушкой, развитие сенсорных эталонов....