СТАТЬЯ Триз - технология для дошкольников
статья

Студеникина  Надежда Ивановна

ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_tehnologiya_dlya_doshkolnikov.docx29.04 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ технология для дошкольников»

     Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированных к дошкольному детству является (ТРИЗ) технология - Теория решения изобретательских задач.   Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие с одной стороны-  мышления,   гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

О технологии ТРИЗ я слышала давно, но  до конца я не знала что это …на что оно построено….

Пока я прошла курсы по Тризу, я загорелась идеей воплотить это в свой педагогической работе. Но у меня  был младший возраст, и я мне хотелось сразу теорию воплотить в практику, и мне этот случай предаставился- на недели профессионального роста с детьми подготовительного возраста. Но тут возникла   задачка, как за месяц научить детей этой технологией, где постороено на символах, карточках, и самое главное как заинтересовать их.

Когда я первый раз пришла к детям, я принесла коробочку с символами, и попросила отгадать детей, что у меня в коробочке. Дети начали отгадывать.  

Игра «Рукотворный и природный мир»

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам.

С младшего возраста я стала знакомить с алгоритмом признаков, например «Сегодня в гости к нам пришла «Температура» и мы будем искать её в объектах. В течении дня во всех свободных паузах режимных моментах на прогулке ищем значение признака температура. Например - стол, какой ты по температуре,. Помощник головы – рука. Дети отвечают Горячий. холодный  ит.д  Поиск идет 3- 4 дня, потом выставляется знак. С котором потом будем  работать, играть.    

В каждой образовательной деятельности я стала включать Триз:

- В окружающем мире использую такие игры, как “Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется…

Ознакомление с окружающим миром. (ОБЖ)

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь — это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад — это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами — плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя

 «Раньше – позже» - воспитатель называет ситуацию, дети говорят, что было до этого, или что будет. (Яблоня)

 В речевом  развитии  много игр, дети любят играть в игру ««Уменьшаем и увеличиваем» -  учить образовывать при помощи суффиксов: — ок, — чик, — чек, -ище. Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек. Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — теленок, а корова — коровка.

То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант.

Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище.

В театрализации  игра - «Теремок». В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности. Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»

 А также использую следующие методы ТРИЗ – технологии:

обучение детей творческому рассказыванию по картине;

обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;

Сейчас я стала  учить алгоритму составлению рассказу по картине, это крапотливая работа, мы по каждой символу узнаем, повторяем. Сейчас я вам хочу продемонстрировать.

Еще в работе по развитию речи детей целесообразно, применяю следующие элементы ТРИЗ.

Вот, например, использование специальной игрушки — героя, которая “помогает” воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие — выбираем игрушку необычную и оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующей непосредственно образовательной деятельности.

Художественно- эстетическое развитие-  морфологическая таблице. Взять части тела от всех животных, получилось неизвестное животное- назови его, где будет жить, чем питаться, вот и развитие речи. Фантазия.

Так же я включаю в непосредственно образовательную деятельность логических ТРИЗ-упражнений, таких как:

“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например мост и скрипка).

“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), мяч- заяц (скачет), шина (из резины) и т.д.

“Поиск противоположного объекта” — необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый) и т.п.

Каждый раз непосредственно образовательной деятельности чтобы подводить итоги, и чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа задаю вопросы (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.). Итоги можно подводить в самых разнообразных формах: игры “Интервью”, “Копилка новостей”, “Доскажи предложение” и др., обсуждение планов на будущее (“Вот мы сегодня узнали о…, а в следующий раз узнаем еще и о…”), продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом нужно стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание непосредственно образовательной деятельности с последующими, режимными моментами. Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованных занятий, но стимулируя их речь, использую элементы ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей. Вот например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.

Известно, что именно в свободной деятельности личность ребенка развивается более активно. Для этого на прогулках я использую приемы фантазирования: это может быть оживление,   изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Вот однажды на прогулке детям такой пример: (давайте, ребята ). Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра?

Достаточно эффективным является также прием эмпатии (симпатия-переживание-сочувствие) — дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что если ты превратился в бабочку? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься?” и т. д. Или представили пень

В прогулке поиграем в игру - «Раз, два, три… ко мне беги!». Ведущий раздает всем играющим  маски с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах — это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы.  

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…).  

Таким образом, я пришла к выводу, в результате свободной деятельности, непосредственно образовательной деятельности с применением элементов ТРИЗ по развитию речи у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не даёт готовые знания, не раскрывает перед детьми истину, он учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.

Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".

    Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необхо...

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

статья "ТРИЗ технология в воспитании и развитии дошкольников 21 века".

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить педагог...

Статья на тему "Использование ТРИЗ технологии в образовательной деятельности дошкольников"

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспита...

Статья "ТРИЗ технологии в детском саду"

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия", которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое на...

"ТРИЗ технологии для дошкольников"

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проб...