«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_dekabr_2.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста.

В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом. У детей быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребенок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются в первую очередь неразвитостью мелкой моторики пальцев руки. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Основная задача педагогов в работе с детьми дошкольниками не научить рисовать или писать, а развивать двигательные навыки: 1. формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях с различными предметами (твердыми и мягкими, гладкими и шероховатыми); 2. развивать умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах); 3. координировать движения своего тела, совершенствование двигательных умений и навыков; 4. учить пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве; 5. развивать умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также ознакомление с написанием цифр и букв.

При обучении письму возникают противоречия между психофизическими особенностями ребенка – его быстрой утомляемостью, быстрой сменой процессов в о з б у ж д е н и я и т о р м о ж е н и я и д р . и д и д а к т и ч е с к и м и з а д а ч а м и . Игры-упражнения, применяемые педагогами на занятиях, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом. Такие занятия полезны для развития мелких и точных движений рук. Для стимуляции речевого развития используют пальчиковые игры. Путем тренировки движений пальцев рук, у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движения, что в дальнейшем облегчит приобретения навыков письма. Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать с игровой деятельности. Это могут быть игры и упражнения, позволяющие ребенку постепенно без перегрузки, подготовится к этому роду деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи: «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховок, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приёмом действий: вести линию сверху вниз и слева на право, штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур. Штриховка помогает ребенку координировать движения, соблюдая границы контура, распределять нанесение рисунка по всему силуэту изображаемого предмета. Штриховку можно выполнять сплошной, пунктирной или волнистой линией. Но, пожалуй, самое увлекательное занятие — заштриховывать несколько предметов на одном рисунке. Главным выразительным средством на занятиях является линия. Она наносится на бумагу различными инструментами: шариковой или гелевой ручкой, цветным или простым карандашом разной твердости, фломастером, специальным угольным стержнем, восковым мелом, пастелью, твердыми материалами, беличьей или колонковой кистью при работе с гуашью, акварелью или тушью. Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для письма, когда требуется переносить длительные статические нагрузки на кисть при сохранении четкости движений. Нормализации тонуса мелких мышц также способствуют игры с холодной и горячей водой, кубиком льда, грецким орехом, маленьким массажным мячом.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

- обведение рисунка по контуру, копирование;

 - рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

- разлиновка;

- графический диктант;

- обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки; маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится новых фигур, тем лучше.)

Для проведения игр и упражнений по развитию моторики потребуется оборудование:

 — разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;

— свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек; — дощечки и игрушки-шнуровки «Чудо-пуговица» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;

— различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;

— наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;

— различные виды мозаики, конструкторов, пазлы.

 Приведем примеры игр и упражнений для развития мелкой моторики:

• Упражнения на развитие статической координации движений.

 «Гнездо» — пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней. «Буквы» — изобразить руками буквы О, Л, М, П, Т и др.

 «Замок» — соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.

 • Упражнения на развитие динамической координации движений. «Пальчики здороваются» — на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т. д.

«Соревнования по бегу» — средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе).

«Посчитай-ка» — сжать руку в кулачок, считать пальцы, разгибая их (сначала на правой руке, затем на левой).

• Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

«Кулак — ребро — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе.

 «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот). «Барабанщик» — один ребенок барабанит всеми пальцами обеих рук по столу, отстукивая ритм, другой повторяет.

• Упражнения на развитие координированных графических движений. «Трудные виражи» — на одном конце дорожки нарисована машинка, на другом — домик или гараж. Педагог говорит: «Ты — водитель, и тебе надо проехать на своей машинке к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Будь внимателен и осторожен». Ребенок должен, не отрывая руки, карандашом «проехать» по изгибам простых дорожек, а когда он освоится, ему можно предложить и более сложные варианты дорог, либо сопровождать движение с прочтением стихотворения.

• Упражнения с предметами: — составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких (стол, дом, треугольник, машина); — вырезание из бумаги какой-либо фигуры правой и левой рукой;

— нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин, а на нитку с иголкой — мелких бусин, бисера;

 — сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); — доставание бусин ложкой из стакана;

— складывание мелких деталей (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр;

— продевание нитки в иголку;

— стирание ластиком нарисованных предметов;

— прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

—перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу и обратно;

— нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне», наполненном горохом и фасолью, в пластиковых ведрах или тазиках;

— катание мячей-ежиков (с шипами).

 Упражнения с формообразующими движениями (работа с пластилином) — скатывание колбасок, скатывание под углом, скатывание округлых форм, прищипывание, вдавливание, сглаживание.

  Работа над ритмом:

 - выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя руками;

- чередование ритма;

 - акцентуация медленных ритмов в играх.

Успешность формирования графического навыка во многом зависит от уровня развития других учебно – важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно – двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), уч...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Значение развития графомоторных навыков в старшем дошкольном возрасте"Содержит рекомендации игр и упражнений с детьми...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация "Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Криотерапия как средство развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОНР."

В статье раскрыт метод криотерапии в процессе развития графомоторных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены теоретические основы и результаты практического использования кри...