Картотека игр по ФЭМП
материал (средняя группа)

Побединская Татьяна Владимировна

Вашему вниманию представлены дидактические игры по ФЭМП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотка игр по ФЭМП74 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет.

«Сложи узор»

Цель: развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Материал: кубики Б.Никитина.

Для путешествия по Волшебной Стране Микки – Маусу нужен транспорт. Чтобы плыть по реке – пароход, чтобы ехать по дороге – машина, а если на пути встанут труднодоступные горы – самолет или ковер – самолет.

Воспитатель предлагает составить по образцу из девяти кубиков пароход для Микки – Мауса, а затем придумать и составить волшебную машину или ковер – самолет с красивым узором. Воспитатель предлагает рассмотреть все предложенные виды транспорта.

«Спортсмены строятся»

Цель: закреплять понятия «высокий», «низкий». Развивать интерес к игре.

Материал: палочки Кюизенера.

Воспитатель предлагает детям расставить спортсменов по росту – от самого маленького до самого высокого: выбрать сначала самую короткую палочку, затем самую короткую из оставшихся. При затруднениях предложите спортсменам помериться, кто выше. пусть спортсмены перепутают места. Дети выполняют задание.

«Сложи узор»

Цель: развивать внимание, конструктивные способности.

Материал: кубики Б.Никитина.

1 вариант. Микки- Маус должен написать на камне волшебными чернилами волшебное заклинание. Он придумал, как сделать волшебные чернила из ягод, но ему не в чем их хранить. Просит ребят помочь ему.

Дети составляют чернильницу по образцу. Для Микки – Мауса нужны и другие полезные предметы. Каждый ребенок придумывает необходимый предмет из кубиков, и объясняет его назначение.

2 вариант. Воспитатель говорит детям, что Микки – Маус, видимо, что – то задумал, если так тщательно проверяет на ловкость, смекалку, умение фантазировать. Вот и теперь он хочет узнать, умеют ли дети дружить, согласовывать свои действия и желания с мнениями других, договариваться, уступать или настаивать на своем, возможно, правильном решении: радоваться полученному результату.

Дети делятся на две подгруппы по 3-4 ребенка в каждой. Сначала они составляют узор по образцу.

- Сосчитайте, сколько потребуется вам кубиков?

По сигналу воспитателя дети начинают составлять свои узоры. Выигрывает та команда, которая работает дружно, согласованно.

«Блоки Дьенеша»

Цель: учить детей упорядочивать фигуры по форме.

Материал: блоки Дьенеша

1 вариант. Воспитатель приносит в группу большую, красивую коробку. Дети с интересом рассматривают коробку и задают вопрос.

-А что лежит в коробке?

-В этой коробке лежит сюрприз, но сначала вы должны отгадать сами, что лежит в коробке. (Предположения детей).

-Это не совсем игрушки, но с ними можно играть,- подсказывает воспитатель..

-кубики?

-Их можно так назвать, но точнее. (Открывает коробку, дети заглядывают внутрь).

— Это геометрические фигуры.

Воспитатель высыпает фигуры на ковер и предлагает поиграть.

-Рассмотрите внимательно и назовите геометрические фигуры.

- А теперь давайте разложим так, чтобы в одной кучке лежали только круги, в другой квадраты и т.д. разбираются и с величиной и цветом. Дети выкладывают изображения и рассказывают, что или кого они придумали, какие фигуры использовали и сколько.

2 вариант. Микки – Маус считает детей самыми большими волшебниками и, что бы они не взяли в руки – сразу начинаются превращения.

- А можете ли вы одни геометрические фигуры превратить в другие?

Дети рассматривают геометрические фигуры, выделяют соотношения их по размеру и составляют новые фигуры: такие же, но другой величины.

Возможные варианты игровых заданий.

  1. Составить прямоугольники из квадратов, из прямоугольников.
  2. Составить квадрат из прямоугольников, а затем из квадратов.
  3. Составить четырехугольник из треугольников, треугольник из треугольников.
  4. Придумайте и составьте геометрическую фигуру, которой ещё никто не видел.

«Палочки Кюизенера»

Цель: развивать интерес к игре, умение различать полочки по цветовой гамме, размеру.

Материал: палочки Кюизенера.

Дети отправляются в путешествие по реке. На левом берегу реки находиться  необычный город Цветных Чисел. Эти числа необычно обозначены. Они представляют собой цветные палочки.

Дети берут по набору цветных палочек и карточки – таблицы для игры с ними. Они выкладывают по образцу узоры, силуэты животных, предметы быта, соблюдая размер, цвет.

«Блоки Дьенеша»

Цель: учить детей упорядочивать фигуры по форме. Закрепить умения различать фигуры по толщине.

Материал: блоки Дьенеша.

Дети рассматривают блоки. Раскладывают их по размеру и цвету.

-Какие геометрические фигуры лежат на первом столе?

-На втором?

-На третьем?

-На четвертом?

-Чем ещё кроме формы отличаются эти фигуры? (цветом)

-Если взять геометрическую фигуру в руки и хорошо рассмотреть, можно заметить некоторые отличия.

-Все ли фигуры одинаковы по величине? (нет).

-Разложите их.

-Посмотрите нет ли в наших кучках, ещё каких -  нибудь различий.

-Некоторые тонкие, а некоторые толстые. (Раскладывают по толщине).

«Палочки Кюизенера»

Цель: развивать логическое мышление, воображение.

Материал: палочки Кюизенера.

Микки – Маус предлагает отправится в город Цветных Палочек и выложить из них квадрат. Дети рассматривают цветной образец, приходят к выводу, что при выкладывании использовались палочки разной длины и цвета, что одни палочки дополняют другие по длине.

Дети выкладывают квадрат строго по образцу, соблюдая цвет палочек. Воспитатель убирает образец и предлагает самостоятельно выложить квадрат из разных по длине и цвету палочек, спрашивает, можно ли из этих палочек выложить другие фигуры? Если да, то какие?

«Кто быстрее соберет гирлянду».

Цель: учить располагать предметы в заданной последовательности, выделяя основные признаки блоков.

Материал: блоки Дьенеша.

Дети определяют форму, цвет, величину каждой фигуры и обозначают эти свойства с помощью знаков – символов. Затем воспитатель показывает схемы – символы, обозначающие цвет, форму, величину и просит детей назвать и показать фигуру, отвечающим этим признакам.

Каждый из детей составляют гирлянду по образцу, например: два маленьких синий круг, один большой квадрат красного цвета и т.д. Лучшими будут те гирлянды, которые окажутся самыми длинными. Собрать их нужно за три минуты. Для отсчета времени используют песочные часы.

«Разложи все по порядку»

Цель: развивать аналитические способности.

Формировать понятие итогового числа.

Материал: палочки Кюизенера.

В городе Цветных чисел все полочки лежат на столе без коробки. Дети получают конверты с силуэтами тигрят. Они выкладывают тигренка и один белый кубик, он соответствует цифре один, его следует положить под тигренком.

В одном лесу жили маленькие тигрята. Однажды маленький Тим заблудился и попал в город ЦВЕТНЫХ Чисел. Тигренок один и кубик один. Затем в город пришел ещё один тигренок - их стало двое.

Дети кладут двух тигрят, а под ними – два кубика, настолько близко, чтобы казалось, что это одна палочка. Теперь нужно поискать палочки такой же длины, какую имеют два белых кубика вместе.

Дети определяют на глаз или путем приложения, какая палочка имеет длину двух белых кубиков, находят её (розовая) и кладут под двумя белыми, убеждаясь что они имеют одинаковую длину. Розовая палочка – это цифра два. Аналогично дети осваивают все остальные цветные палочки.

«Цветная лесенка»

Цель: развивать умение анализировать, действовать в заданной последовательности. Совершенствовать понятия «длинный», «короткий».

Материал: палочки Кюизенера.

Дети строят лесенку к ракете. Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая цветная палочка в лесенке длиннее предыдущей на один белый кубик. Так, голубая палочка ступенька длиннее розовой на один кубик. Дети сами проверяют эту закономерность, прикладывая белый кубик к каждой цветной ступеньке.

-Если голубая палочка длиннее розовой на один кубик, то что можно сказать о длине розовой палочки по сравнению с голубой? (розовая палочка короче голубой на один кубик).

«Игра с обручами»

Цель: учить классифицировать множества по 2-м свойствам: цвет и форма, размер форма.

Материал: блоки Дьенеша, два обруча (красный, синий).

Кот Франт побывал в городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители город так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Воспитатель кладет два обруча так, чтобы получилось три области.

-Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего все - круглые.

Дети должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселятся фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красным) и формой (круглой).

-Какие фигуры лежат вне обоих обручей?

(все не красные и не круглые: желтые, треугольные, прямоугольные и т.д.

«Мастерская ковров»

Цель: развивать пространственные отношения.

Материал: блоки Дьенеша.

Дети по описанию выбирают ковры для жителей каждой части города Геометрических Фигур. Красные фигуры хотели бы такой ковер: в середине – квадрат, снизу – прямоугольник, сверху три треугольника, слева – 1 треугольник, справа 1 прямоугольник. Используя аналогичные описания, воспитатель предлагает выбрать ковры для жителей двух других частей города.

«Двуцветный квадрат»

Цель: познакомить детей с приемами складывания цветного квадрата, используя все «дорожки» квадрата, большие и маленькие.

Материал: бумажный квадрат 12 на 12; квадрат В.Воскобовича

Воспитатель прикрепляет на ковролин квадрат

-Какая это фигура? Докажите, что это квадрат. (4 угла, все прямые, все стороны одинаковые).

-Этот квадрат жил в волшебной стране. И узнав, что он самый обычный очень расстроился

- Дети, а мы можем помочь квадрату как-то измениться? Давайте попробуем это сделать. Воспитатель берет бумажный квадрат и складывает по схеме. Воспитатель, развернув, показывает, что наш квадрат изменился, что он состоит из отдельных маленьких треугольников. Можно посчитать большие и маленькие треугольники. «Походить» пальчиками по «дорожкам».

«Чудесный мешочек»

Цель: учить делить геометрические фигуры по четырем признакам.

Материал: блоки Дьенеша.

Воспитатель выставляет 4 одинаковые по цвету, величине, толщине, но разные по форме геометрические фигуры.

-Чем эти фигуры отличаются друг от друга? Давайте назовем геометрическую форму этих фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Затем воспитатель убирает все фигуры и выставляет блоки одинаковые по величине и толщине, но разные по форме и цвету.

-Чем теперь отличаются фигуры? (цветом). Ещё бывают разной величины. (выставляет рядом с большими фигурами маленькие: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат)

-Назовите величину фигур.

-Величина является ещё одним признаком, по которому можно разделить геометрические фигуры (на большие и маленькие).

Затем появляются фигуры одинаковые по форме, цвету, величине, но разные по толщине: 2 больших красных треугольника

-посмотрите на эти два треугольника, я считаю, что они одинаковые, потому что имеют форму треугольника, они одинаковые по цвету оба большие. Правильно ли я думаю? (один тонкий, другой толстый).

Затем все рассматривают круги, квадраты, прямоугольники и приходят к такому же выводу.

-Теперь давайте назовем все признаки, по которым отличаются блоки, и поиграем с вами в игру «Чудесный мешочек», на ощупь нужно определить размер и толщину.

«Знаки -коды»

Цель: познакомить детей с рисунками кодами, учить характеризовать признаки определенных фигур при помощи знаков – кодов.

Материал: знаки – коды, блоки Дьенеша.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены 4 геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Карточки с изображением бесформенных пятен голубого, желтого и красного цветов. Также карточки с человечками (обозначающими толщину). Воспитатель берет фигуру и начинает её рассматривать.

- Какая это фигура? (треугольник).

-Какого цвета? (голубого)

- Что ещё можете сказать об этом треугольнике? (большой и толстый).

- Посмотрите на карточки, лежащие на столах, с помощью эти подсказок можно рассказать о фигурах.

-Давайте попробуем описать любую фигуру. (помогает наводящими вопросами).

-Почему вы выбрали эту карточку?

Таким образом с помощью эти знаков – кодов можно описать любую геометрическую фигуру.

«Чудо - крестики»

Цель: развивать конструктивные способности. Учить составлять предметные изображения из геометрических фигур.

Материал: «Чудо - крестики».

Воспитатель показывает игру, вместе с детьми рассматривают её.

-Игра состоит из игрового поля (цвет)

-Что в середине игры (крестики) – отсюда и название игры.

-Чем отличаются крестики? (цветом). Перечислите их.

-Только ли цветом отличаются крестики?

Воспитатель: из геометрических фигур можно составить разрезные предметные фигурки. Дети выкладывают изображения опираясь на схемы подсказки.

«Геоконт»

Цель: рассказать детям сказку о малыше Геои его удивительном сне. Закрепить знание цветов радуги.

Материал: Геоконт.

Однажды малышу Гео приснился сон. Попал он на поляну в сказочный лес. Посмотрел себе под ноги и увидел красивый цветок. Не успел малыш как следует рассмотреть этот цветок, как на него села большая оранжевая бабочка. Захотел малыш разглядеть рисунок на её крыльях, наклонился вперед, и вдруг бабочку спугнул большой мохнатый шмель, которому тоже понравился этот цветок, но шмель не долго сидел на цветке: подул сильный ветер, и шмель упал в зеленую траву и запутался между травинками. Мальчик Гео поднял голову вверх и увидел голубое – голубое небо. По небу летела маленькая синенькая птичка. Она весело кружила в воздухе, а потом села на пенек. Малыш подошел поближе и увидел, что птичка сидит рядом с фиолетовым конвертом. (по ходу рассказа вомспитатель прикрепляет на ковролине цветовые пятна.)

Малыш раскрыл конверт и прочитал удивительные, непонятные слова: «Кохле – охле, деле – зеле – геле – сере- фи». Он ещё раз произнес эти непонятные слова, и вдруг произошло чудо: над его головой вспыхнуло яркое разноцветная радуга. Малыш увидел радугу и сказал: «а ведь я уже сегодня все эти цвета видел, и они шли по порядку, как в радуге. И волшебные слова тоже чем – то напоминают цвета радуги.» малыш проснулся, оделся и вышел на улицу. Подняв голову, малыш увидел радугу, как во сне.

-Что общего межу цветами радуги и теми, с кем встретился малыш Гео в своем сне?

-Сравните цвета радуги и непонятные слова, чем они похожи?

-Повторите волшебные слова из конверта по порядку.

-Загадки и стихи о радуге.

«Геоконт»

Цель: рассказать детям сказку о малыше Гео. Закрепить понятие «прямая линия»

Материал: Геоконт.

Как- то раз малыш Гео прогуливался по прямой линии на волшебной поляне. Ему нравилось гулять то по одной, то по другой линии, потому что каждый раз он находил что – то новое, интересное. Малыш Гео шел по линии и думал, о чем – то своем. Вдруг на его пути, как из-под земли появился большой паук. Малыш даже испугался от неожиданности.

-ты кто? – спросил Гео паука.

-Я паук Юк.

-А ты кто?

-Меня зовут Гео. Зачем ты сюда пришел?

-Я люблю здесь гулять под длинными дорожками.

— Это не дорожки, а прямые линии, - поправил паука малыш.

-А почему ты так любишь гулять по линиям? - с недоверием спросил малыш у паука.

-Мне нужны гвоздики – пеньки, которых на этих линиях очень много. – Я натягиваю на них свои волшебные паутинки, как резиночки, и учу своих паучат, как правильно это делать. А ещё я и мои паучата любим играть с этими паутинками – резинками. И мои паутинки очень похожи на твои волшебные резиночки – дорожки.

-А по какой линии ты шел и почему мы с тобой встретились? - спросил малыш паука.

- Мы шли по разным дорожкам, а место нашей встречи – это точка пересечения двух прямых линий, т.е. твоей и моей. Вот как раз она, на ней мы стоим. (обозначена буквой Ц)

Так они сходились и расходились в разных направлениях и снова их дорожки пересекались.

«Геоконт»

Цель: продолжать знакомить детей со сказкой о малыше Гео.

Материал: Геоконт.

Малыш Гео играл с пауком Юком на волшебной поляне. Они так заигрались, что не заметили тучи, нависшие над ними. Внезапно пошел сильный дождь. Малыш Гео и паук спрятались под деревом и стали наблюдать за ливнем. А он шел сильный, прямой, потому что не было ветра.

-Знаешь как называются такие прямые линии, которые идут сверху вниз и никуда не накланяются? –спросил малыша паук Юк.

- Нет не знаю. Разве у этих прямых линий есть особое название?

-Да они называются вертикальными, потому что идут сверху вниз и, самое главное, они никуда не наклоняются. Чтобы тебе было понятно, давай сделаем специальный прибор – отвес. Возьми шнурок и привяжи какой – нибудь камень. Подними шнурок за свободный конец и посмотри на дождевые капли – линии. (точно по линии дождевых капель). Это и есть вертикальные линии. А теперь посмотри под ноги, видишь, течет ручеек, это другая линия, которая называется горизонталью. Она идет из одной стороны в другую.

-Тогда дерево — это вертикальная линия, а палка на земле горизонтальная?

-Верно, ты правильно разобрался в этих линиях и теперь уже никогда их не перепутаешь.

Детям предлагаются задания провести линии. Вертикальные линии проверяются с помощью отвеса.

«Геоконт»

Цель: помочь детям в освоении понятия «отрезок».

Материал: Геоконт, цветные резинки.

На волшебной поляне только что закончился дождь, и малыш Гео с пауком решили погулять по своим любимым цветным дорожкам. Они пошли по фиолетовой дорожке и вдруг у гвоздика Ф3 дорогу им преградил ручеек. Он появился после дождя. Друзья повернули обратно, дошли до центра и пошли по Оранжевой дорожке. Но едва они прошли несколько шагов, как у гвоздика О2ручеек вновь преградил им путь.

— Вот обидно, после этого дождика мы не можем погулять. А это была наша любимая игра – гулять по дорожкам.

- Давай придумаем новую игру, -предложил Юк. – я протяну свою волшебную паутинку от одного ручейка на Фиолетовой дорожке до Оранжевой.

— Вот здорово, получилась новая дорожка, - обрадовался малыш.

— Это новая дорожка, по ней ещё никто не ходил, и она не похожа на, те дорожки, по которым мы привыкли гулять, у этой дорожки есть начало и конец, сказал Юк.

-Давай дадим этой дорожке свое имя, - предложил малыш, - отрезок, он имеет начало и конец. Таких отрезков линий мы можем сделать сколько угодно.  (Дети составляют свои отрезки, сравнивают по длине, местоположению).

«Кораблик плюх - плюх»

Цель: совершенствовать знания детей цветов радуги. Формировать пространственные отношения. Закрепить понятия «высокий», «низкий».

Материал: игра В.Воскобовича «Кораблик плюх - плюх».

Отважный кораблик плывет в океан.

Лягушки – матросы, а гусь капитан.

Лягушки, забыв про усталость и скуку,

В пути изучают морскую науку.

- Сколько всего мачт на корабле?

-Сколько флажков на первой мачте? И т.д.

-флажков какого цвета больше всего? Какого меньше?

-Покажите самую высокую, самую низкую.

Поверните флажок налево, направо от себя навстречу друг к другу.

По быстрой речушке

Плывут в океан.

Три бравых лягушки

И гусь капитан.

Список литературы:

  1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе д/сада», ТЦ «Учитель», воронеж,2004.
  2. В.В.Воскобович «Сказочные лабиринты игры».
  3. З.А.Михайлова «Математика от трех до семи». СПб.1995.
  4. Б.А.Никитин «Развивающие игры». Москва,1981.
  5. Л.А. Паршина «Совместная технология развития умственных и творческих способностей детей с помощью игры «Геоконт» Сборник ВОИПКРО,1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ФЭМП

1.     Назови одним словомЦель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие ...

Картотека игр по ФЭМП

Игры по математике....

Картотека игр по ФЭМП

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Картотека игр по ФЭМП

В картотеке игр - представлены разнообразные игры, логические задачки, загадки...

Картотека игр по ФЭМП средний восраст.

Игры для детей 4-5 лет с математическим содержанием...

Картотека игр по ФЭМП для детей 6-7 лет

Картотека по ФЭМП для детей 6-7 лет...

Картотека игр по ФЭМП.

Система игр для развития логики и ФЭМП....