Республиканская конференция для детей дошкольного возраста "Экологическая азбука"
проект (старшая группа)

Гунгаева Елена Ошоровна

                 В 2017 году состоялась первая Республиканская конференця для детей дошкольного возраста "Экологическая азбука". От нашего района приняли два воспитанника МАДОУ Детский сад "Солнышко" Балдановы Саша и Артем.  Вместе с детьми и родителями выбрали тему проектов.  Артем на конференции выступил с проектом  "Во дворе растет трава - золотая голова".

 Актуальность проекта:

             На современном этапе общеобразовательная программа дошкольного  образования  по требованиям ФГОС уделяет большое внимание на познавательно-исследовательской деятельности детей, воспитание в них экологически образованных людей, которые будут любить природу и оберегать её. Благодаря этому, мы сможем подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле  во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Ребенку с раннего возраста необходимо закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не рвать цветы без надобности и др.).

           Почему именно одуванчик является   объектом  нашего проекта? Он растет в каждом деревенском дворе, радуя глаз своим обильным цветением. Часто случается в нашей жизни так, что мы проходим мимо этой красоты природы, не уделяя должного внимания. И, нам захотелось больше узнать об этом цветке.

Гипотеза: Если мы будем знать и заботиться о растениях, то принесем пользу в охране природы.

             Саша выбрал тему "Эдельвейс - символ горного края". 

 Актуальность проекта:

           Люди издавна лечатся растениями, любуются ими. Знать растения полезные и вредные, уметь с ними обращаться в повседневной жизни, бережно охранять и разумно использовать – важная задача современного человека. В последние годы все больше значение приобретает фитотерапия и возрастает интерес к растительным средствам, к народной медицине.

            Наше село  находится в уникальной природной зоне. Суровый климат горного Окинского края не повлиял на богатство и разнообразие флоры и фауны. Экологическое воспитание  должно начинаться, прежде всего,  с воспитания у детей любви к родному краю. Необходимо вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут; способствовать осознанию того, что горная Ока является нашим общим домом, малой родиной. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

            Объектом для исследования  не случайно выбран один из видов высокогорных многолетних травянистых растений.  Эдельвейс издревле считается символом не только счастья, мужества, но и символом горного края.

            Эдельвейсы в период цветения раньше довольно часто встречались на склонах гор, пока туристы, привлеченные легендами, не начали собирать их охапками. Поэтому в настоящее время эти растения занесены в Красную книгу России. Что надо беречь природу, не причинять вреда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_oduvanchik.docx24.03 КБ
Файл proekt_edelveys.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «На дворе растет трава - золотая голова»

Выполнила и разработала: воспитатель МАДОУ Детский сад «Солнышко» Гунгаева  Елена Ошоровна.

Тип проекта: экологический.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский проект с элементами творчества.

Срок реализации: 2 месяца (июнь – июль 2017г.)

Место проведения: Экологическая зона Окинского района Республики Бурятия.

Фамилия, имя, возраст ребенка: Балданов Артём, 5лет.

Актуальность проекта:

На современном этапе общеобразовательная программа дошкольного  образования  по требованиям ФГОС уделяет большое внимание на познавательно-исследовательской деятельности детей, воспитание в них экологически образованных людей, которые будут любить природу и оберегать её. Благодаря этому, мы сможем подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле  во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Ребенку с раннего возраста необходимо закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не рвать цветы без надобности и др.).

   Почему именно одуванчик является   объектом  нашего проекта? Он растет в каждом деревенском дворе, радуя глаз своим обильным цветением. Часто случается в нашей жизни так, что мы проходим мимо этой красоты природы, не уделяя должного внимания. И, нам захотелось больше узнать об этом цветке.

Гипотеза: Если мы будем знать и заботиться о растениях, то принесем пользу в охране природы.

Участники проекта: ребенок, педагог, родители.

Цель проекта: Изучение ребенком объекта природы (одуванчика) во взаимосвязи со средой прорастания.

Задачи проекта:  

*В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес ребенка к растению одуванчик, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость;

*Закрепить знания о возможностях использования одуванчика в лечебных целях.

*Обогащать и активизировать речь детей, пополнять словарный запас;

*Воспитывать любовь к живой природе и бережное отношение к ней.

Ожидаемый  результат:

*Формирование у детей знаний об одуванчике;

*Проявление детской самостоятельности в работе над проектом;

*Иметь представление  о пользе одуванчика, которую приносят людям;

* Освоение разных технических приемов для изображения одуванчика.

Продукт проектной деятельности: лепбук «Одуванчик золотой», фотографии, рисунки, поделки, аппликация, сказка «Одуванчик и его друг Ваня» (сочиненная ребенком совместно с взрослыми).

Подготовительная часть:

*Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: стихотворения, рассказы, загадки;

* Рассматривание иллюстраций, открыток;

*Чтение произведений  художественной литературы, заучивание стихотворений по теме: стихотворение О. Высотской «Одуванчик», чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг», стихотворение Е.Серовой «Одуванчик», стихотворение В. Стручкова «Одуванчик»;

*Лепка, рисование, аппликация «Одуванчик».

Основная часть:

*Беседы:  « Одуванчик – лекарственное растение»;

*Рассматривание одуванчика (корень, стебель, цветок, листья)

*Наблюдения за одуванчиками, их ростом, цветением;

Продуктивная деятельность:

Рисование «Одуванчик – украшение нашего двора», аппликация, лепка «Одуванчик».

Опытно – исследовательская деятельность (опыты  «Одуванчик в ясную и в ненастную погоду», «Семена – парашютики»).

Дидактическая игра «Пазлы-Одуванчик», «Что было раньше», «Строение Одуванчика».

Выводы: Считаю, что проведена большая, кропотливая работа с ребенком, семьей по изучению одуванчиков. Получены положительные результаты: ребенок ежедневно наблюдал за ростом растения в разное время суток и в разных погодных условиях.  Из этого он сделал определенные выводы, умозаключения. Ребенок наблюдал за их постепенным ростом, радовался новым открытиям. И в этом была задействована вся его большая семья.

Заключение: Работая над проектом, ребенок усвоил, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе – есть забота о человеке, о его будущем, если страдает и болеет природа, то плохо отражается и на самих людей. Порой поступки детей бывают  сложными и противоречивыми: имея самые добрые намерения, дети совершают отрицательные поступки. Иногда и дети, и мы, взрослые, проходим мимо, не замечая красоту окружающей природы. Поэтому мы должны не только дать знания о природе, воспитывать бережное отношение  к ней, но и учить правильно себя вести  в окружающей среде, чтобы в нашем общем  доме  - Земля всем жилось комфортно, и растениям, и животным.

Заключительный этап:

Обработка  и оформление продуктов совместной деятельности.

Список литературы:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2010.

2. О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

3. С.Н.Теплюк. Занятия на прогулке с малышами 2-4 лет. М. Мозаика – Синтез, 2006.

4. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко. Экологические проекты в детском саду. Волгоград изд. «Учитель», 2011.

5. Экологическое воспитание дошкольников  (под редакцией Л.Н.Прохоровой, М.;  АРКТИ 2010.

Одуванчик и его друг Ваня

(Сказка, сочиненная совместно с родителями и педагогом)

Жил – был Одуванчик – желтый сарафанчик и расцвел он ярко на большой поляне. Каждое утро он просыпался, радовался новому дню. Он целыми днями играл со своими друзьями. А когда пряталось солнце за горы, одуванчик зубки свои чистил, укрывался своими золотыми лепестками и засыпал.

Вот однажды на поляну пришел мальчик по имени Ваня. Он познакомился с одуванчиком и стали друзьями. Они целое лето играли вместе. Когда дождик долго не приходил, Ваня поливал цветок, чтоб он рос. Друзья лето провели отлично! В одно утро мальчик пришел на поляну и не узнал своего друга. На поляне не было видно ни его, ни его друзей – желтых одуванчиков. А вместо них стояли белые, пушистые шарики на ножках. Ваня крикнул ему: «Где же ты, мой друг  Одуванчик?». И он ответил: «Я здесь! Я просто отцвел! А  мои семена-парашютики  ждут, когда ветер подует, чтобы улететь. А ты подуй на меня, увидишь». Ваня так и сделал, исполнил просьбу друга, сделав глубокий вдох, дунул на него, а семена весело разлетелись в разные стороны…  Мальчик удивился, спросил: «Что с тобой?», а Одуванчик улыбнулся и ответил: «Когда у меня семена разлетаются, остается только коричневая головка. А на следующее лето я заново вернусь к тебе». Друзья попрощались и решили,  что они будут ждать следующее лето и обязательно встретятся вновь.



Предварительный просмотр:

Проект  «Эдельвейс – символ горного края»

Выполнила и разработала: Гунгаева Е.О.

Тип проекта: экологический

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Срок реализации: июнь – август 2017г.

Фамилия, имя,   возраст ребенка: Балданов Александр, 5 лет

Цель проекта: Расширить представления детей о лечебных травах родного края.

Задачи проекта:

 *Развивать познавательную активность детей посредством исследовательской деятельности;

* Развивать у детей любознательность, связную речь, обогащать словарный запас детей;

*Воспитывать  любовь и бережное отношение к природе родного края.

Актуальность проекта:

Люди издавна лечатся растениями, любуются ими. Знать растения полезные и вредные, уметь с ними обращаться в повседневной жизни, бережно охранять и разумно использовать – важная задача современного человека. В последние годы все больше значение приобретает фитотерапия и возрастает интерес к растительным средствам, к народной медицине.

Наше село  находится в уникальной природной зоне. Суровый климат горного Окинского края не повлиял на богатство и разнообразие флоры и фауны. Экологическое воспитание  должно начинаться, прежде всего,  с воспитания у детей любви к родному краю. Необходимо вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут; способствовать осознанию того, что горная Ока является нашим общим домом, малой родиной. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Объектом для исследования  не случайно выбран один из видов высокогорных многолетних травянистых растений.  Эдельвейс издревле считается символом не только счастья, мужества, но и символом горного края.

Эдельвейсы в период цветения раньше довольно часто встречались на склонах гор, пока туристы, привлеченные легендами, не начали собирать их охапками. Поэтому в настоящее время эти растения занесены в Красную книгу России.

Ожидаемый результат:

*Расширение знаний о лекарственном цветке Эдельвейс;

*Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;

*Умение вести наблюдение за объектом природы;

* Обогащение знания о растительном мире родного края;

*Вовлечение  родителей в педагогический процесс.

Предварительная работа:

Сбор литературы, информации  по данной теме ( подборка иллюстраций с изображением эдельвейса, чтение легенд о данном цветке, подготовка необходимого оборудования для продуктивной деятельности).

Реализация проекта:

Беседы: «Лекарственные растения нашего края», «Целебные свойства Эдельвейса», «Что такое гербарий и как его составлять»,  «Легенды об эдельвейсе», «Красная книга России».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Экскурсия с родителями на место прорастания эдельвейса,  с целью ознакомления с цветком в естественных условиях.

Составление гербария «Эдельвейс».

Фотосессия «Эдельвейс – львиная лапа».

Составление книжки  «Эдельвейс – символ горного края».

Выводы: В результате проделанной работы у ребенка появился интерес к исследовательской деятельности, любознательность. У него пробудился интерес и к другим объектам родного края, желание больше узнать об окружающем мире. В ходе реализации данного проекта  вся семья была задействована для достижения цели: совместно с родителями посещена детская библиотека, почерпана информация из интернета, проведена целевая многокилометровая прогулка на автомобиле к месту прорастания объекта. Таким образом, сделан вывод, что подобные мероприятия объединяет и сплачивает семью общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями.

Заключение: На этапе дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознание экологической культуры. Экологическое воспитание тесно связано с умением видеть красоту  окружающей природы ( общего ландшафта, отдельного маленького цветка, ползающего крохотного жучка и т.д.). В этом возрасте дети учатся понимать ответственность за все, что его окружает. Именно в дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к окружающим его объектам и не зря их называют «почемучками». По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что также осуществляется сотрудничество педагога, родителей по всем аспектам  вопроса экологического воспитания детей. Думаю, что такие совместные проекты помогают детям улучшить знания о природе родного края и в дальнейшем жить в гармонии с флорой и фауной планеты Земля, которую называем нашим общим Домом.

Заветный уголок вселенной,

Одетый в хвойные меха,

О, горный край благословенный,

О, родина моя – Аха!

(Б.Дугаров)

Список литературы:

1.Школьник Ю. Растения. Полная энциклопедия. М.Эксмо, 2009_256с: ил. – Атласы и энциклопедии.

2.Витт Р., Нинке Х. Энциклопедия родной природы. М.: ЗАО «РОСМЭН – Пресс», 2007. – 120с.

3. И.Б.Иметхенов, Б.Д.Шарастепанов, О.А.Иметхенов. Горная Ока.(география Восточного Саяна): учебное пособие для общеобразовательных школ. – Улан – Удэ: издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – 192с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

Программа обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста "Азбука общения"

Азбука общения-это программа обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Здесь специально подобраны игры и упражнения для формирования  адекватного поведения в обществе, способствую...

Участие в II муниципальном межведомственной научной -практической конференции " Социализация детей дошкольного возраста в контексте современных тенденций дошкольного образования"

1 апреля 2016 года в Домодедовском филиале Российского нового университета (РосНОУ) состоялась II Межведомственная муниципальная научно-практическая конференция «Социализация детей дошкольного в...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по духовно нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Азбука добра»

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

Программа индивидуального обучения для родителей и детей дошкольного возраста "Азбука городских улиц для юного пешехода"

Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в настоящее время как никогда востребовано. Правила поведения на улице, дороге и меры безопасности непосредственным о...

Республиканская научно-практическая конференция "Приобщение детей и школьников к культурно историческим традициям семейских Бурятии"

Организация духовно-нравственного воспитания и народно художественного на   основе приобщения детей к культуре семейских   Республики Бурятия,...