Дополнительная общеразвивающая программа "Страна шашек"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Суборова Татьяна

В процессе  игры в шашки, дети  получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых  в практической деятельности и жизни. Они учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, тренируют пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения, они учатся самодисциплине, вырабатывают  работоспособность, умение решать логические задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5—7 лет ребенок уже может овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.

           Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют использования игровой формы деятельности. Поэтому игровой метод имеет ряд преимуществ. Игра — естественное состояние, потребность детского организма, средство общения в совместной деятельности детей, она создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно, выявляет индивидуальные особенности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

        Именно поэтому мы решили приобщение детей к развивающей игре в шашки.  Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст этой игры весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

     Шашки  способствуют решению следующих важных проблем образования:

  • обогащенного обучения одаренных детей;  
  • активизации творчества детей, родителей и педагогов;
  •  раннее приобщение детей к интеллектуальному спорту;
  •  поднятия уровня математической культуры.

      Благодаря таким играм дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, тренируют пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения, они учатся самодисциплине, вырабатывают  работоспособность, умение решать логические задачи. Такая интеллектуальная игра позволит быстрее адаптироваться выпускникам ДОУ к школьной программе и легче усваивать материал.

Таким образом,  в процессе непосредственно образовательной деятельности – игре в шашки, дети  получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых  в практической деятельности и жизни в современном обществе.

        А особенностью  данной программы является выявление одаренных детей и формирование их математического и логического мышления.

Цель данной программы – развитие мыслительных способностей детей старшего

 дошкольного возраста через игру в шашки.

Задачи:

  •    Обучение основам игры  в шашки  (простые  комбинации, теории и практике

      шашечной игры);

  •    Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности,

     уверенности, воли, трудолюбия,  памяти, наблюдательности;

  •    Выработка у детей умения применять полученные знания на практике;
  •    Развитие мыслительных способностей детей: логическое мышление,  ориентировка на плоскости, умения производить расчеты на несколько ходов вперед; развитие образного и аналитического мышления.

       Настоящая программа предназначена для шашечного кружка  старшего дошкольного возраста и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях.

     Срок реализации  программы: 1 год.

     Участники:  руководитель кружка, воспитатели,  дети, занимающиеся в кружке,  дети ДОУ, родители.

      Деятельность кружка «В стране шашек» будет организована в группе детей 5-7 лет в количестве 10 человек, имеющих речевые нарушения. Непосредственно образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организованной совместной деятельности педагога с детьми, один раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут, 32 раза в год (с октября по май).

                             Организационно-педагогическая  работа кружка:

  •  Проведение встреч, мастер – классов, досугов;
  •  Участие детей старшего возраста  в турнирах по шашкам,  внутри ДОУ.
  •  Продуктивная деятельность совместно с родителями детей: приобретение

   шашечных досок, изготовление наглядности, сочинение стихов, сказок, постановок;

  •  Организация сюжетно – ролевых, дидактических, настольно-печатных, словесных,  

   подвижных игр с применением шашечной и шахматной терминологии;

  •  Оформление шашечного уголка для детей в групповой комнате;
  •  Консультаций для родителей «Игровое шашечное пространство для детей старшего

   дошкольного возраста»;

  •  Выставка детских работ по теме «Мир шашек глазами детей». Фоторепортажи.

Связь программы дополнительного образования

с другими образовательными областями

Образовательные области

Содержание интеграции

Коммуникация

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие  всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи

Социализация

Развитие игровой деятельности. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

Познание

Формирование элементарных математических представлений

Познание

Расширение кругозора. Формирование целостной картины мира.

Художеств. литература

Формировать интерес к познавательной литературе

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества.

Содержание программы  

1 этап

В начале учебного года подбирается состав детей. Основными характеристиками детей являются инициативность, ярко выраженная активность, стремление находить контакты с окружающими, наличие познавательных интересов. Для таких детей работа в кружке предполагает наибольшую реализацию своих возможностей. Для выявления таких детей используются следующие методы:

- беседа с воспитателями, родителями;

- направленное наблюдение за ребенком: как он владеет такими приемами логического

  мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и

  смысловое соотнесение.

- беседа с самим ребенком, выявляющая его интересы, а также желание заниматься в

  кружке.

4

2 этап

Формирование элементарных знаний об игре «Шашки»

2

Теоретический материал

11

Практическое закрепление материала

    9

Организация  встреч, мастер- классов, досугов

4

Турниры по шашкам

2

                                                                                                                                  Итого

32

В конце года: фотоотчет, вручение дипломов «Юный шашист».

Календарно-тематический план

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание

Планируемые результаты развития интегративных качеств

Сентябрь

1

Наш кружок

Выявление детей, с развитым логическим мышлением, опрос детей, родителей, мотивирование детей на участие в работе кружка

«Любознательный, активный»

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

2

3

4

Октябрь

5

«Мастер-класс»

Приглашение детей из подготов. группы на мастер- класс.  

«Любознательный, активный», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения »

6

   «Откуда

    пришли

    шашки?»

История игры

«Эмоционально отзывчивый», «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,

7

«Шашечная страна»

Даем общие понятия о шашках в сказочной форме.

Сказка «Шашечная страна»

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,

8

«Шашечная азбука»

Знакомим детей с доской, шашками.  Д.и. «Белые воины против черных»

«Любознательный, активный», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Ноябрь

9

«Шашечные дороги»,

«Ход: тихий и ударный»

 Знакомим с понятием  «поле» свое и противника,  «ход», «диагональ».

Д.и. «В перед в атаку!»

«Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

10

Практич. закрепление материала

Закрепляем движение шашек по полю.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуаль-ные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

11

«Захват шашки»

Знакомим с понятием  «захват», «срубим».

Д.и. « Кто - кого»

«Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила»

12

Практич. закрепление материала

Закрепляем захват шашек противника.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи»

Декабрь

13

«Основные правила шашечной игры»

Знакомим с основными правилами игры. Запрещенные ходы.

«Любознательный, активный», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

14

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту

15

«Цель игры и определение результата партии»

Беседа о смысле игры.

Понятие «Сражение»,

«Победитель»,

«Сраженный».

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,

16

«Партия»

«Как начать партию?»

Знакомим с понятием  «партия»

Д.и. «Наступление»

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Январь

17

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  адекватные возрасту «Овладевший необходимыми умениями и навыками», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

18

      «Ура!

У меня дамка!»

Знакомим с понятием  «Дамка». Как стать «Дамкой?»

Её преимущество.

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценност. представлений соблюдающий элемент. общепр. нормы и правила поведения»

19

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепр. нормы и правила поведения», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

20

Ходы «Дамки»

Закрепление движение «Дамки» по полю.

Её захваты.

Д.и. « Как уйти от «Дамки»?»

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Февраль

21

«Двойной захват»

Знакомим с понятием «Двойной захват».

Д.и. «Сруби двоих»

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый»,  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

22

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

23

«Ничья!»

Знакомим с понятием «Ничья». Разные виды ничьей партии.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

24

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Март

25

«Наилучшие ходы»

Формируем понятие лучших ходов, их преемущество.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый»,  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

26

Практич. закрепление материала

Отрабатываем полученные навыки.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»,

27

«Мир шашек глазами детей».

Участие детей в выставке: «Мир шашек глазами детей».

«Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверст.», «Любознательный, активный»,

28

Досуговое развлечение: «Поле боя»

Совместное мероприятие с родителями: сочинение стихов о шашках, игры, фоторепортаж о кружковой работе.

 «Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Апрель

29

Подготовка к соревнованиям между  детьми ДОУ

Отрабатываем полученные навыки.

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Овладевший средствами общения и способами взаимод. со взрослыми и сверстниками», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

30

«Шашечный тур»

Соревнования между детьми ДОУ. Вручение призов и грамот.

«Любознательный, активный», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

31

Соревноване между  детьми и их родителями.

Соревнования между детьми и их родителями.  Вручение призов и грамот.

«Любознательный, активный», «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками», «Способный управлять своим поведением и планировать  свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

32

«Фотоотчет» Чаепитие.

Подведение итогов. Вручение всем членам кружка дипломов «Юный шашист».

«Любознательный, активный», «Эмоционально отзывчивый», «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту», «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Май:                                                             мониторинг детей

Мониторинг образовательного процесса организуется два раза в год (сентябрь, май).

                                 Диагностика №1 «Развитие произвольного внимания»

Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам – цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

        Инструкция: «Посмотри, ребята перепутали свои варежки.

                                  Помоги им разобраться и найти все пары варежек».               

        Оценка выполнения:  Не может подобрать ни одной пары – 0

                                      Правильно подобрал одну пару – 1

                                      Правильно подобрал две пары – 2

                                      Правильно подобрал 3-6 пар – 3

Если ребенок не выполняет задания, можно предположить, что у него недостаточно развито логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс-диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к  методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

                       Диагностика №2 «Развитие элементов логического мышления»

Для диагностики развития логического мышления можно использовать методику «Свободная классификация». Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации ребенку не задается, он должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше.

Инструкция: «Разложи эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую

                          группу (кучку) можно было назвать одним словом».

Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают также разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам.

Оценка выполнения: Невыполнение задания после всех видов помощи – 0

                                      Выполнение после словесного указания классификации – 1

                                      Выполнение после показа первых 4 карточек, без словесного

                                      пояснения – 2

                                      Выполнение по основной инструкции – 3                                  

По итогам методик 1 и 2 можно сделать следующие выводы:

    Высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины.

    Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем зоны ближайшего развития ребенка.

    Если ребенок не справился с заданием методики 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание методики 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфически дошкольным видам детской деятельности.

    Если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

                                                        Используемая литература

Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.

Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.

Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.

Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.

Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.

Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.

Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.

Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.

Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.

Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.

Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования

дополнительной общеразвивающей программы дополнительного образования...