Картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста
картотека (подготовительная группа)

Максимова Татьяна Викторовна

Театрализованная игра - исторически сложившееся общественное явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_teat._igr.docx83.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста

Составитель:   Воспитатель высшей

квалификационной категории

Максимова Татьяна Викторовна

2019 – 2020 уч. год

 Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Театральная игра «Веселые обезьянки»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью считалки выбирают «посетителя».

 

Театральная игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая — салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. — для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. — для салата.

Затем все дети становятся в круг — получается «кастрюля» — и поют песню (импровизация):

 

 Сварить можем быстро мы борщ или суп

 И вкусную кашу из нескольких круп,

 Нарезать салат и простой винегрет,

 Компот приготовить — вот славный обед.

 

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

 

Театральная игра «Угадай, что я делаю»

 Цель. Развивать память, воображение детей.

Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

 — стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.);

 — стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.);

 — сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.);

 — наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.). 

Педагог предлагает ребятам повторить игру «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.)

Театральная игра «Метелица»

Цель. Учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, развивать внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми предметами.

Игра проводится под хоровую песню. Дети встают в круг, рассчитываются на первый-второй, идут по кругу с песней:

 Вдоль по улице метелица метет,

 Скоро все она дорожки заметет,

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 Скоро все она дорожки заметет.

На слова «Аи, жги...» дети начинают крутить руками перед собой.

 Запряжемте-ка мы в сани лошадей.

 В лес поедем за дровами поскорей.

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 В лес поедем за дровами поскорей!

Игроки под первыми номерами становятся «конями», а игроки под вторыми номерами — «возчиками». «Возчики» запрягают «коней» — берут их за вытянутые назад руки или за пояс и начинают двигаться гуськом неторопливым бегом по кругу, припевая:

 

 Рысью, рысью, друг за другом поспешим

 И скорехонько до леса докатим.

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 И скорехонько до леса докатим.

 

Дети останавливаются, разъединяют руки, поворачиваются внутрь круга и поют:

 

 Топорами мы ударим дружно в лад,

 Только щепочки по лесу полетят.

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 Только щепочки по лесу полетят.

 

Дети соединяют пальцы рук перед собой и поднимают их вверх, затем начинают резко опускать руки вниз в такт музыки, подражая ударам топора:

 

 А с дровами мы тихонечко пойдем,

 А руками-то прихлопывать начнем.

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 А руками-то прихлопывать начнем.

 

«Возчики» опять запрягают своих «коней» и начинают двигаться по кругу рысцой в такт песни, на последних строках хлопают в ладоши в такт музыки. Далее дети поют:

 

 А ногами-то притопывать все враз,

 Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

 Аи, жги, жги, жги, говори,

 Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

 

Все усиленно топают ногами, двигаясь друг за другом, и на последних словах песни останавливаются.

Театральная игра «Одно и то же по-разному»

 Цель. Развивать воображение, фантазию детей. 

Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.).

 

Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.

 

I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:

 

 — сидеть у телевизора;

 — сидеть в цирке;

 — сидеть в кабинете врача;

 — сидеть у шахматной доски;

 — сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

 

II группа получает задание идти. Возможные варианты:

 

 — идти по дороге;

 — идти по горячему песку;

 — идти по палубе корабля;

 — идти по бревну или узкому мостику;

 — идти по узкой горной тропинке и т.д.

 

III группа получает задание бежать. Возможные варианты:

 

 — бежать, опаздывая в театр;

 — бежать от злой собаки;

 — бежать, попав под дождь;

 — бежать, играя в жмурки, и т.д.

 

IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:

 

 — отгонять комаров;

 — подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

 — сушить мокрые руки и т.д.

 

V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:

 — ловить кошку;

 — ловить попугайчика;

 — ловить кузнечиков и т.д.

 

Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

 

Театральная игра «Превращение предмета» 

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.

Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

 

 Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

 

  карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

  маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

  записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.

 

 Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета. Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памятник и др.

Театральная игра «Морское путешествие»

Цель. Дать детям возможность представить себя в образе матросов. Развивать фантазию и воображение, внимание, память, общение. 

Дети строятся и по команде педагога: «Свистать всех наверх» поднимаются на корабль, где распределяют обязанности капитана, помощника капитана, рулевого, моториста.

 

Капитан дает команду: «Отдать швартовые!»

Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Поднимают веревки.)

Капитан. Поднять якоря!

Матросы. Есть! Поднять якоря!

Капитан. Подать склянку!

Помощник капитана. Есть! Склянка! (Бьет в рынду.)

Капитан. Малый вперед!

Матросы (высунув голову из иллюминатора). Есть! Малый вперед!

Капитан. Полный вперед!

Матрос. Есть! Полный вперед!

Капитан. Песню за-пе-вай!

Матросы поют вместе с педагогом песню «Бескозырка белая».

Капитан. Машина, стоп!

Моторист. Есть! Стоп!

Капитан. Отдать швартовые!

Матросы. Есть! Отдать швартовые! (Сбрасывают веревку.)

Капитан. Отдать якоря!

Матросы. Есть! Отдать якоря!

Капитан. Товарищи матросы, смирно! Равнение на середину! Товарищ педагог, корабль благополучно прибыл в пункт назначения.

Капитан называет свое имя и фамилию.

Педагог. Вольно! Спасибо за путешествие.

 

Театральная игра «Любитель-рыболов»

Цель. Развивать воображение, музыкальный слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

Ход:

Дети сидят в творческом полукруге. Педагог спрашивает: «Кто такой рыболов? (Человек, который любит проводить свободное от работы время на озере, на реке за удочкой.) Поэтесса Агния Барто написала стихотворение «Любитель-рыболов». Послушайте это стихотворение.

  

 С утра сидит на озере

 Любитель-рыболов,

 Сидит, мурлычет песенку,

 А песенка без слов:

 Песенка чудесная —

 И радость в ней, и грусть,

 И знает эту песенку

 Вся рыба наизусть.

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля.

 Как песня начинается,

 Вся рыба расплывается.

 Озеро глубокое,

 Удачный будет лов.

 Сейчас поймает окуня

 Любитель-рыболов.

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля,

 Тра-ля-ля.

 

ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ

 «Глухая бабушка». Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает«Где Витя?» (называет имя любого ребенка, «Чьи это книги?»«Чьи игрушки?»«Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.

 «Тише». Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу«Тише!»

 «Ласка». Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т. д.

 «Вкусная конфета». У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, потом разворачивают бумажку и берут конфету в рот. Предлагается показать мимикой и жестами, какие конфеты на вкус.

Игра «Кто живет в Африке?»

Цель: Учить свободно двигаться, используя все окружающее пространство; формировать навыки импровизации.

Перед игрой педагог выставляет на фланелеграфе иллюстрации с изображением африканских животных

(жираф, слон, лев, носорог, бегемот, зебра, обезьяны...).

Знакомы ли вам эти животные? (Ответы детей.)

Представьте себе, что вы попали в жаркую Африку и превратились в этих животных. Вы не

говорите, кем вы стали, а я попробую это отгадать.

Включается фонограмма «Чунга-чанга», дети имитируют движения выбранного животного, а

воспитатель пытается отгадать.

Игра «Муравейник»

Цель: Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному

выбору роли.

Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете.

И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Вы сели на пень- муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

Игра «Мухи»

Цель: Развивать пантомимические навыки и творческое воображение

Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение.

На паркете в восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука — в обморок упали. Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра «Жадный пес»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес — Тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, Сел в уголок

Воды наносил, И съел его сам! AM!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если

есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более

убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

Игра «Сугроб»

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал

оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные

и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали,

огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит

река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

Игра «Медвежата»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот

пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши,

лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами

сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и

рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий

воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Игра «Загадка»

Цель: Развивать пантомимические навыки.

Играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.

—в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен

покупателю или какой товар стоит на полке;

—в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

—отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

—отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и пр.);

—отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);

—отгадать, какая на улице погода;

—определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек,

манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

Игра «Если бы…….."

Цель: Развивать пантомимические навыки

1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

— королевский трон,

— аквариум с экзотическими рыбками,

— костер,

— куст цветущих роз.

3. Передать книгу друг другу так, как будто это:

— кирпич,

— кусок торта,

— бомба,

— фарфоровая статуэтка и т. д.

4. Взять со стола карандаш так, как будто это:

— червяк,

— горячая печёная картошка,

— маленькая бусинка.

5. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.

6. Выполнять различные действия:

— чистить картошку,

— нанизывать бусы на нитку,

— есть пирожное и т. д.

 Игра «Загадки без слов»

 Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

 Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

 Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Игра «Утренний туалет»

Цель: развивать воображение, выразительность жестов.

Воспитатель говорит, дети выполняют

— Представьте себе, что вы лежите в постели. Но нужно вставать, потянулись, зевнули, почесали затылок. Как не хочется вставать! Но — подъем!

Идемте в ванну. Чистите зубы, умываетесь, причесываетесь, надеваете одежду. Идите завтракать. Фу, опять каша! Но есть надо. Едите

без удовольствия, но вам дают конфету. Ура! Вы разворачиваете ее и кладете за щеку. Да, а фантик где? Правильно, бросаете его в ведро. И бегом на улицу!

Игра:  «Пантомимы»

Цель: учить детей элементам искусства пантомимы , развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.

2. Много снега — протопчем тропинку.

3.  Моем посуду. Вытираем.

4. Мама с папой собираются в театр.

5.  Как падает снежинка.

6.  Обиженный щенок.

7.  Как скачет солнечный зайчик.

8.  Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.

9. Едим щи, попалась вкусная косточка.

10.  Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.

11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.

12.  Лепим снежки.

13. Расцвели, как цветы. Завяли.

14. Волк крадется за зайцем. Не поймал.

15.  Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.

16.  Котенок на солнышке: жмурится, нежится.

17.  Пчела на цветке.

18. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.

19. Обезьяна, изображающая вас,

20. Поросенок в луже.

21. Наездник на лошади.

22.  Невеста на свадьбе. Жених.

23.  Бабочка порхает с цветка на цветок.

24.  Зуб болит.

25.  Принцесса капризная, величественная.

26. Бабушка старенькая, хромает.

27.  Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.

28.  .  Гадкий утенок, его все гонят (голова опущена, плечи сведены назад).

29.  Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).

30.  Теплый луч упал на землю и согрел зернышко. Из него проклюнулся росток. Из него вырос прекрасный цветок. Он нежится на солнце, подставляет теплу каждый лепесток, поворачивая головку к солнцу.

31.   Стыдно: брови приподняты вверх и сведены, плечи приподняты.

32.  Я не знаю.

ЭТЮДЫ

«Солнышко». От ласковых имен стало тепло, как от солнышка. Все мы сейчас станем солнышками и согреем друг друга.

 «Скажи хорошее о друге».

По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.

«Сочиним историю».

Воспитатель начинает историю. «Жили-были дети старшей группы одного детского сада...», следующий участник продолжает, и гак далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он корректирует сюжет истории, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

«Ой-ой, живот болит!». 

Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Ой, ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим. Выразительные движения: брови приподняты, живот втянут, руки прижаты к животу. Воспитатель предлагает «медвежатам» пожалеть друг друга.

«Я так устал».

Маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал... ». Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены. Воспитатель предлагает одной группе детей изобразить гномиков, а другой -помочь донести большую шишку, пожалеть. Затем дети меняются местами.

«Спаси птенца». 

Воспитатель говорит о том, что в нашей помощи нуждаютсямногие животные, предлагает спасти маленького птенца: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам.

«Глаза в глаза»

Воспитатель говорит о том, что нужно быть очень внимательным к окружающим людям. Предлагает поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга. Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Воспитатель предлагает:Глядя только в глаза и чувствуя руки друг друга, попробуйте молча передать разные эмоции: «Я грущу, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я хочу с тобой дружить!».

Этюд дети выполняют в парах. Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

 «Танец морских волн».

Качаться можно не только на качелях, но и на волнах. Дети выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий -«ветер» -включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании -вторые. Море может быть и спокойным -рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими. Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра».

«Утешение». 

Мальчик нечаянно сломал игрушку девочки, она плачет, остальные ребята должны успокоить девочку, утешить. Исполнительница роли девочки «плачет». Дети окружают ее, и каждый предлагает свой вариантутешения (подает новую игрушку, старается отремонтировать сломанную и т.д.).

"Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

 "Баба Яга".

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет —сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

«Медвежата».

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки –греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

 "Фокус".

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.

"Один дома".

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно —а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

"Лисичка подслушивает".

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

"Кот Васька".

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался в кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

"Соленый чай".

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

"Новая девочка".

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей —недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

"В лесу".

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся —нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ)Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток -а вдруг это медведь? (СТРАХ). Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей —они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ).

ЛОГОРИТМИКА

Логоритмические упражнение:

«Урожай»

В огород пойдём

Идут по кругу, взявшись за руки,

Урожай соберём

Мы морковки натаскаем

«таскают»

И картошки накопаем

«копают»

Срежем мы качан капусты

«срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный

показывают круг руками (3 раза)

Щавеля нарвём немножко

«рвут»

И вернёмся по дорожке

идут по кругу, взявшись за руки.

Пальчиковый игротренинг

Тук – тук – тук-тук!

Ритмичные удары ребром ладоней

Раздаётся в доме стук

Мы капусту порубили

Перетёрли

трут кулачок о кулачок

Посолили

указательный и средний пальцы трутся о большой

И набили плотно в кадку

удары обеими руками по колену

Всё теперь у нас в порядке

Отряхивают руки

Диалог: «Перец»

Дети:     «Говорят, ты острый перец,

                Что, и вправду ты как нож?»

Перец: «Ну, не веришь, так не веришь…

                Надкуси , тогда поймёшь!»

Логоритмическое упражнение: «Винегрет и борщ»

Торопился на обед

Бег на месте

Винегрет

Так старался, так спешил

Что в кастрюлю угодил:

Наклонились , опустили вниз, свесили.

В кипяток свалился – винегрет сварился

Вот большая ложка- попробуйте немножко

Имитация еды , в руках ложка

Вкусно?

Во!

Показывают большой палец

Диалог: «Домовята и каша»

За столом кричит Дуняшя:

«Не хочу, не буду кашу!»

Мама с папой: «Что с тобой?»

Деда с бабой: «Ой-ё-ёй!

Тётя с дядей: «Съешь Дуняш!»

Домовята: «Завтрак наш!».

Логоритмическое упражнение: «Мы листочки»

Мы листики осенние

Стоя, машут руками,

На ветках мы сидели

(присели)

Ветер дунул - полетели

Поднялись, бег по кругу

Мы летели, мы летели

Бегут, кружатся

И на землю тихо сели

приседают

Ветер снова побежал

поднялись

И листочки все поднял

покружились

Пальчиковая гимнастика «Листочки»

1,2,3,4,5

Загиб пальцев с большого

Будем листья собирать

Сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы

Загибают пальцы, начиная с большого

Листья осины

Листики тополя

Листья рябины

Листья дуба мы соберём

Шагают по столу 2 и3 пальцами

Маме осенний букет отнесём

Разводят руки

Диалог: «Здравствуй, Осень!»

Дети надевают шапочки осени и дождика

Дети:

Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла!

У тебя мы осень просим

Что в подарок принесла?

Осень:

Принесла я вам муки

Значит будут пирожки

Принесла я гречки

Будет каша в печке

Принесла я мёду

Полную колоду

Дети:

А хорошую погоду ты нам, Осень, принесла?

Осень:

Дождику вы рады

Дети:

Не хотим, не надо!

                       

Логоритмическое упражнение  «За малиной»

За малиной в лес пойдём,  в лес пойдём

Идут в хороводе, взявшись за руки

Спелых ягод наберём, наберём

Идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды

Солнышко высоко, а в лесу тропинка

Встают лицом в круг, тянутся руками вверх, затем пальчиками достают тропинку, сделав наклон.

Сладкая ты моя ягодка - малинка

Бегут по кругу , взявшись за руки

Логоритмическое упражнение «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке

Ритмично на каждое слово стучат кулачками по коленям

Продаёт она орешки

Лисичке - сестричке

Загибают по одному пальчику, начиная с большого

Воробью, синичке

Заиньке усатому

Мишке толстопятому

Диалог «Лис и мышонок»

- «Мышонок, мышонок, почему у тебя нос грязный?»

-Землю копал

-А для чего землю копал?

-Норку делал

- А для чего норку делал?

- А чтобы от тебя лис спрятаться.  

                   

Логоритмическое  упражнение: «Снежинки»

Кружатся , кружатся снежинки,

Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре

Как белые перья ложатся в перинки,

Руки стороны ,плавно их опускают и постепенно приседают.

Перинки, подушки, лежат на опушке

Взмахи руками влево-вправо снизу , у пола,

И зайца следы  - как петельки.

Перекрёстный шаг  на месте.

Украсили эти постельки.

Пальчиковый игротренинг: «Рубим дрова»

Чтобы печку истопить,

Имитировать движения рук дровосека,

Надо дров нам  нарубить.

Пальцы « сплести», соединить ладони и стиснуть

Рубим, рубим мы дровишки -

Их как можно сильнее.

Пусть тепло будет детишкам.

Логоритмическое упражнение «Санки»

Ух! Ух!Ух!

«Тарелочки»

Мчатся сани

Хлопок справа, слева

Во весь дух.

2 раза топают

Ух! Ух! Ух!

«тарелочки»

Снег под горкой

Хлопки справа, слева

Словно пух.

2 хлопка над головой

Диалог «Снегурочка»

 Все вместе:  Снег лежит на улице, вышли мы во двор

 Мальчик:  «Давай лепить Снегурочку!»

 Воспитатель:  - Предложил Егор!

 Мальчик: Приделаем Снегурочке мы длинную косичку

 А из тонких веточек пушистые реснички.

  Кругленькие пуговки шубку украшают,

  А вот щёчки бледные - солнышка не знают

  Воспитатель: Говорит вдруг Маша:

  Маша: «Чтоб Снегурка наша порумяней стала,

  Свеколку из погреба бабушка достала

  Хором: Ведь чудеса бывают всегда под Новый год,

 А вдруг наша Снегурочка возьмёт и оживёт

Логоритмическое упражнение: «Воробей»

Воробей по лужице

Движения выполняем в соответствии со словами

Прыгает и кружится

- прыгают, кружатся, наклоняются, хвостиками машут

Пёрышки взъерошил он,

хлопают в ладоши;

Хвостик распушил

Погода хорошая: «Чив» , «Чив»

Пальчиковый игротренинг «Птенчики»

Приносила пташка

Птенчикам букашек

Птенчики ждали -

Рты разевали,

Громко кричали

(Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.  Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

Упражнение на развитие силы голоса: «Вороны»

Возле ёлочки зелёной, скачут , каркают вороны

(каркают тихо, изображая воробьёв)

Из-за корочки подрались, во всё горло раскричались.

(каркают громко)

Логоритмическое упражнение: «Теплоход»

От зелёного причала оттолкнулся теплоход

Шаг вперёд, руки опущены

Он назад шагнул сначала -  раз, два

2 шага назад

А потом шагнул вперёд – раз, два

2 шага вперёд

И поплыл, поплыл по речке . набирая полный ход

Руки вперёд, ладони сомкнуты «нос» теплохода.

Движения по кругу мелкими шагами

Логоритмическое упражнение «Самолёт»

Руки в стороны – в полёт

(дети бегут на носочках по кругу, расставив, руки в  стороны)

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

поворот через правое плечо

Левое крыло вперёд

поворот через левое плечо

Полетел наш самолёт

бегут по кругу, руки в сторону

«Есть игрушки у меня».

Диалог «Паровоз»

-Паровоз, паровоз

- Что в подарок нам привёз?

- Я привёз цветные книжки, пусть читают ребятишки!

Я привёз карандаши, пусть рисуют малыши.

Логоритмическое упражнение:  «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Круговые движения головой  в разные стороны

Головой они крутили,

Вот так, вот так!

Медвежата мёд искали,

Наклоны в стороны

Дружно дерево качали,

Руки вперёд

Вперевалочку ходили

Ходьба по - медвежьи

И из речки воду пили

Наклоны вперёд

Вот так, вот так

А потом они плясали

пружинки

Выше лапы поднимали

Поднимают ноги высоко

Вот так, вот так

Диалог «Лиса и заяц»

-Слыхал, заяц, как охотники мой лисий хвост называют?

Заяц: Трубой! Хи-хи!

- А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком!

- Да ну-у-у! А ну, зайка, дай мне цветочек понюхать?

-Но-но-но! Я твою лисью морду знаю!  Цветок понюхаешь,  а ногу откусишь. Уходи , уходи, со своей трубой!

Пальчиковый игротренинг  «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял

«Ходим» по  коленям указательными и средними пальцами рук обеих рук)

И зверей там повидал

Длинношеего жирафа

(Пальцы рук складываем в кулаки, большие пальцы выставляем вверх)

Высотою аж в три шкафа

Черепаху , тигра, льва и огромного слона

Я катался на  Слоне…

Попеременно ударяем , то кулачок о кулачок, то ладошку о ладошку

Жаль, что было всё во сне.

Логоритмическое упражнение: «Мартышки»

На арене цирка – вышка,

Сложить руки в кулачки, имитировать

движения рук

А на вышке – две мартышки.

По верёвке вверх, а затем вниз.

И они влезают ловко,

Вверх под купол – на верёвке.

Вниз скользят, как акробаты,

Очень ловкие ребята!

Логоритмическое упражнения:  «Помогаю маме»

Свою маму я люблю

Руки в стороны и прижать к груди  (2р)

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Имитация колки дров (руки в замок – 2р)

Я ей дров наколю

Вот так! Вот так!

Свою маму я люблю

Руки в  стороны и прижать к груди

И всегда ей помогу

Вот так! Вот так!

Пальчиковый  гимнастика  «Помощники»

Мы бельё стирали сами

Мы его прополаскали

и не капли не устали

Будем снова полоскать

Будем маме помогать

Диалог: «Весна»

Дети:

- Ну, весна, как дела?

Весна:  У меня уборка

Дети: «Для чего тебе метла?»

Весна: « Снег смести с пригорка!»

Дети:  «Для чего тебе ручьи?»

Весна:  «Мусор смыть с дорожек»

Дети: «Для чего тебе лучи?»

Весна: «Для уборки тоже. Всё промою, просушу. Вас на праздник приглашу.

Логоритмическое упражнение:  «Весенняя телеграмма» - Азбука Морзе

Дятел сел на толстый сук – тук-тук-тук

стучат кулачками в ритм

всем друзьям своим на юг –  тук-тук-тук

Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-тук

Что весна уже настала – туки – туки - тук

Ручейки давно бегут – туки – тук - тук

И подснежники растут – туки – тук-тук-тук

Дятел зиму зимовал – тук - тук

И на юг он не летал – тук-тук

Вот понятно почему дятлу скучно одному

                         

Логоритмическое упражнение:  «Веснянка»

А уж ясно солнышко припекло , припекло

Дети идут по кругу , взявшись за руки,

Медленно поднимают руки.

И повсюду золото разлило, разлило

Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Медленно опускают руки.

Ручейки по улице

Бегут по кругу, в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе

Всё журчат, всё журчат

Журавли курлыкают

Идут по кругу, в противоположную сторону,

И летят и летят.

высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

Пальчиковая гимнастика  «Весна идёт»

На  сосну взобрался Миша

Имитация взбирания на дерево

С ветки даль ему видна

Ладошку приставить «козырьком ко лбу

Смотрит на холмы и крыши

рукой сделать волнообразные движения, а

затем сложить руки над головой – «крыша»

Не идёт ли к нам  весна?

ходьба на месте

За деревней, за долиной

посмотреть влево, вправо

Где прозрачен небосвод

показать руками небо

Клин увидев журавлиный

сомкнуть кончики пальцев вытянутых перед собой рук

Закричал: «Весна идёт»

вскинув руки вверх, в стороны.

Диалог: «Медведь и солнце»

Просочилась в берлогу вода – Медведю штаны промочила.

- чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! – заругался медведь. – Вот я тебе сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом.

-Не я, Медведушка, виноват. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное – теку под уклон.

- Ах, это снег виноват? Вот я его сейчас! – взревел медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу.

- Не я винова , Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло – растаешь тут!

- Ах, это ты солнце мне штаны промочило? – рявкнул медведь, - Вот я его сейчас!

А что сейчас? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе, с8нег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего – убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Логоритмическое упражнение: «Воробей»

Поскорей, поскорей

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные

Прилетай к нам , воробей!

действия, имитирующие движения рук, робота или

Тебе на дорожке

Буратино.

Мы насыплем крошки.

Текст произносят скандировано и чётко.

Прыг-прыг-прыг, чик – чирик.

Воробей наш невелик

Прыгает, летает, устали не знает

Логоритмическое упражнение: «В лесу»

Тишина в лесу, покой,

Руки совершают плавные встречные движения,

Вот и водоём лесной,

имитируя движение рук дирижёра в оркестре.

Мощные расправив крылья,

Лебедь над водой парит,

Изогнув изящно шею,

Как волшебное виденье,

По поверхности скользит,

И на солнце оперенье

Словно снежное блестит.

Пальчиковый игротренинг: «Жук»

Жук сидит на веточке

Сжать кулачок.

Вы не бойтесь, деточки

Попробуйте-ка сами!

Указательный и мизинец развести в стороны ( усы)

Пошевелить усами.

Шевелят указательным и мизинцем.

Диалог: «Воробей и синица»

- Угадай, синица, какое у людей самое страшное оружие?

- Ружьё?

-Э-Э – не угадала!

-Пушка?

-Опять не угадала!

- Какое же тогда, воробей?

- Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я -то уж знаю, я –то стреляный воробей!

РИТМОПЛАСТИКА.

Игра «Ходим кругом»

Цель: Учить детей «снимать» зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими детьми.

Дети встают в круг и выбирают водящего. Он встает в центр круга и громко произносит свое имя. Ребята, стоящие в кругу, медленно двигаются вправо или влево (по указанию педагога) и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:

Ходим кругом,

Друг за другом.

Эй, ребята, не зевать!

Все, что Ваня (Коля, Маша, Таня и др.)

Нам покажет,

Будем дружно повторять!

Дети останавливаются, ведущий показывает какое-либо движение (вращает руками, прыгает, как лягушка, становится на  ногу, как журавль) или принимает какую-то смешную позу. Дети должны точно повторить его движения. После это-водящий подходит к кому-нибудь из ребят в круге и низко кланяется. Ребенок, которому он поклонился, идет в седину круга и становится водящим, а прежний водящий занимает его место. Игра повторяется.

Игра «Снеговик»

Цель: Развивать умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены.

Игра «Заяц и охотник»

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

Двое ребят выбираются на роли «охотника» и «зайца». Остальные дети разбиваются на пары и строятся парами, повернувшись спиной друг к другу. Из сцепленных вверху рук каждая пара образует «домик» — убежище. Если «заяц», спасаясь от «охотника» (водящего), забежал в «домик», то тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и в свою очередь должен убегать от «охотника». Если «охотник» успел до него дотронуться, то «заяц» становится «охотником». Игра проводится под музыку.

Игра «Пальма»

Цель: Развивать пластическую выразительность.

Педагог. Представьте, что вы — пальмы. Сейчас пальмы будут медленно расти. Вы поднимаетесь со стульчиков. Встали и пальма выросла большая-пребольшая: правую руку вытяните вверх, потянитесь за рукой, посмотрите на руку —«завяли листочки»; опустите кисть — «завяли ветки», опустите руку от локтя — «вся пальма завяла». Вы должны попеременно напрягать и расслаблять мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Игра «Смелые мышки» 

Цель: Развивать образное мышление детей. Двигательные способности детей.

Сначала педагог читает стихотворение:

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре.

Мышки дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон...

Убежали мышки вон!

Затем педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику. Игра повторяется 2—3 раза.

По окончании игры педагог отмечает, что все мышки были разные, не похожие одна на другую, и хвалит ребят за старание.

Игра «Животные во дворе»

Цель: Развивать воображение, выразительность жестов.

Педагог. Ребята, вспомните, какие домашние животные! живут на деревенском дворе. У них разные характеры, повадки. Даже животные одного вида отличаются друг от друга.

На сцену вызывается несколько ребят, которые будут под музыку изображать домашних животных: ленивого кота, голодного поросенка, крикливого щенка, наглую ворону, юркого воробья.

Игра «Зернышко»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность.

Педагог рассчитывает детей на первый-второй. Первые — зрители, вторые — исполнители. Каждый ребенок представляет себя маленьким зернышком какого-либо растения. Дети сидят на корточках (голова прижата к коленям), обхватив себя руками. Из зернышка пробивается росточек, он тянется к солнышку, растет, выпускает листочки... Зрители пытаются определить, что за растение выросло из каждого зернышка. Затем дети меняются ролями; игра повторяется.

Игра «Волшебное превращение»

Цель: Учить детей чувствовать, понимать и сопоставлять характер музыки с образом животного.

Ребята, в моем мешочке есть волшебная палочка. Стоит мне ею взмахнуть, и вы превратитесь в моих друзей — лесных обитателей, а я буду отгадывать. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Педагог заранее подбирает музыку для каждого животного и дает детям некоторое время послушать ее, чтобы животное соответствовало характеру музыки. Педагог помогает детям наводящими вопросами.

Игра  «Художница Осень»

Цель: Учить произносить фразы с определенной интонацией и с разной силой голоса; формировать эстетическое восприятие природы и воспитывать бережное отношение к ней;

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья —

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной!

Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями — вниз.

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул!

Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет — лишь ветки видно.

Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки.

Игра «Баба Яга»

Цель: Развитие двигательных способностей.

В этой игре дети учатся напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу. Они ходят по залу врассыпную, приговаривая потешку и выполняя соответствующие тексту движения:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала! (Дети ходят по залу)

А потом и говорит:

«У меня нога болит!»

 Пошла на улицу —

Раздавила курицу,

Пошла на базар —

Раздавила самовар!

 Вышла на лужайку —

 Испугала чайку!

(Дети останавливаются!)

Дети продолжают движение, напрягая сначала левую, потом правую ногу; прихрамывают.

Игра «Руки-ноги»

Цель: Игра развивает внимание и быстроту реакции.

Хлопок- дети поднимают руки, два хлопка — встают. Если руки у ребят подняты, то на один хлопок они опускают руки, на два, садятся. Игра повторяется, меняется темп.

Игра «Считалочка»

Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. Умение пользоваться жестами.

Педагог произносит текст считалки, дети запоминают его.

Раз, два —острова.

Три, четыре —мы приплыли.

Пять, шесть —сходим здесь.

Семь, восемь —сколько сосен!

Девять, десять —мы в пути.

Досчитал до десяти!

Дети повторяют текст, затем выполняют движения и одновременно произносят текст.

Раз, два — острова. (Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова.)

Три, четыре —мы приплыли. (Два хлопка обеими руками. Волнообразные движения руками в направлении ош себя.)

Пять, шесть —сходим здесь. (Два хлопка, поочередное движение правой рукой ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч).)

Семь, восемь —сколько сосен! (Два хлопка, правая рука вытягивается вверх; на слове «сосен» вытягивается вверх левая рука.

Девять, десять — мы в пути. (Два хлопка; средним и указательным пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги».)

 Досчитал до десяти!

Дети должны выполнить 4 движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову, 2) тыльная сторона левой руки под подбородок, 3) ладонь правой руки касается правой щеки, 4) ладонь левой руки касается левой щеки.

Затем дети должны выполнить 3 движения: 1) правая рука вытягивается вперед, 2) левая рука вытягивается вперед, 3) звонкий хлопок в ладоши.

Игра повторяется 2—3 раза (медленно), до тех пор, пока дети не привыкнут соединять текст с движениями.

Игра «Вороны»

Цель: Учить произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, сочетать движения и речь.

Потешка сопровождается движениями.

Вот под елочкой зеленой        Дети разбегаются по группе

Скачут весело вороны        и машут руками, как крыльями.

Кар-кар-кар! (громко)

Целый день они кричали,        Дети подпрыгивают на месте

Спать ребятам не давали,        и машут руками.

Кар-кар-кар! (громко)

Только к ночи умолкают        Дети приседают, сложив

И все вместе засыпают.        за спиной руки.

Кар-кар-кар! (тихо)

Игра проводится два-три раза с уточнениями движений и силы голоса.

Игра «Летает — не летает»

Цель: Развивать логическое мышление, воображение;

учить соотносить музыкальное произведение с характером движений выбранного персонажа;

Дети стоят произвольно. Педагог называет различные предметы, птиц и т.д., если летает, дети машут руками, как крыльями, и передвигаются по площадке, подражая голосом, а если нет, то приседают и сжимаются в комочек, например: кошка, ласточка, утюг, портфель, облако, ворона, книга, синица, медведь, самолет, воробей, лебедь.

Педагог уточняет, как летает воробей (он часто машет своими маленькими крылышками), как летает лебедь (он размеренно и плавно машет своими большими крыльями). Детям предлагается прослушать два музыкальных фрагмента.

-Как вы думаете, какая музыка соответствует полету воробья, а какая — лебедю?

-А теперь попробуйте полетать под музыку как воробьи и как лебеди.

Игра  « Снежинки»

Цель: Развивать фантазию

- Представьте себе, что вы превратились в маленькие снежинки, а я
ветер.

Педагог делает вдох и дует на детей. Включается грамзапись («Времена года» П.И.Чайковского).

- Разлетелись снежинки, кружатся в воздухе, как будто танцуют.
Сначала спокойно, плавно и медленно ложатся на землю. Но поднялся
ветер, закружила вьюга и намела целый сугроб.

Дети собираются в плотную группу.

Игра «Пингвины на льду»

Цель:  Учить детей сочетать движения и речь.

Лед да лед, лед да лед, а по льду пингвин идет.

Игра «Японская машинка»

Цель: Развивать координацию и быстроту движений.

Дети сидят в кругу и одновременно выполняют ряд движений: хлопают перед собой в ладоши; хлопают обеими руками по коленям (правой —по правому, левой —по левому); не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо — вверх, одновременно щелкая пальцами; то же самое делают левой рукой.

КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ

ЭХО

Ход игры: Собирайся, детвора! Ра! Ра!

Начинается игра! Ра! Ра!

Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час! Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два! Два! Два!

Дремлет ваша голова! Ва! Ва!

Как поёт в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин, а петух? Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как1 Как!

Если кто – то закукарекал, отдаёт фант, и игра начинается сначала.

ЧУДО-ЛЕСЕНКА

Ход игры: Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи...

А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че...

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

САМОЛЕТ

Ход игры: В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком ААА... или 3333... Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход игры: Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м» а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у»

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход игры:  Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОмми! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

Упражнение "Эхо".

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства "Ау-у-у!". Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Упражнение  «Снежки»

Ход игры: Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки:

«Бобр добр для бобрят»,

«Жужжит над жимолостью жук»,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

«Мыльные пузыри»

Ход игры: Ход игры: Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

                Осторожно – пузыри!

                - Ой, какие!

                - Ой, смотри!

                - Раздуваются!

                - Блестят!

                - Отрываются!

                - Летят!

                - Мой - со сливу!

                - Мой – с орех!

                - Мой – не лопнул дольше всех.

  «Считай до пяти»
Ход игры: Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.
В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

 «Самовар»

Глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…».

Глубоко вдохнуть, затем, прерываясь, медленно выдыхать и произносить «пых – пых – пых – пых…».

«Резиновые игрушки»

Ход игры:  Педагог – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса».  «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Педагог произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

«Косари»

Ход игры: : Дети берут в руки «косу» и произносят: ссс! ссс! ссс!... ( Звук отрывистый, короткий. Движения рук размашистые и резкие).

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ СО СЛОВОМ

ВКУСНЫЕ СЛОВА

Цель: Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

Ход игры: Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и съедает. Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т.д.

СОЧИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: Учить детей составлять предложение, развивать воображение, навыки совместной деятельности.

Ход игры: Дети распределяются на несколько команд, получают по 2—З карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа лото. Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

СОЧИНИ СКАЗКУ

Цель: Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

Ход игры: Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький кузнечик...», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

ВОПРОС ОТВЕТ

Цель: Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

Ход игры: Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т.д.

ПРИДУМАЙ ДИАЛОГ

Цель: Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

Ход игры. Дети распределяются на пары, им предлагается придумать и сыграть диалог между Колобком и Репкой, Курочкой рябой и Котом в сапогах, Буратино и Малышом, Красной шапочкой и Незнайкой. Дети сами могут предлагать известных героев.

ПОХОЖИЙ ХВОСТИК

Цель: Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

Ход игры: Дети распределяются на группы (2—З), каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму (слова с похожими «хвостиками) и изобразить эти слова с помощью пантомимы. Например, дается слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, кукушка, Петрушка, кормушка... Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела.

Слово «шишка» — книжка, мышка, крышка...

ФАНТАЗИИ О...

Цель: Развивать воображение, фантазию, связную образную речь, развивать способность представлять себя другим существом или предметом.

Ход игры: Ребенок, превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что ее окружает, что волнует, где и как она живет, и т.п.

Варианты: «Я — утюг», «Я — чашка», «Я — кукла», «Я — кошка», « Я –пчела», «Я - мячик» — и т.п.

РУЧНОЙ МЯЧ

Цель: Пополнить словарный запас, развивать быстроту реакции.

Ход игры: Ведущий поочередно бросает каждому ребенку мяч, называя слово. Поймавший должен придумать свое слово:

а) противоположное по значению (день — ночь, горячий — холодный);

б) определение к данному слову (елка — колючая, волк — зубастый);

в) действие (дерево — растет, мальчик — бежит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста

Картотека поможет педагогу в развитии эмоциональной сферы дошкольников...

Картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста

В данной картотеке представлены игры и упражения для развития дикции, тембра, мимики, чувство такта, уменя подражать тем или иным лицам. Способствует развитию умения, разыгрывать простые сценки....

Картотека театрализованных игр для старшего дошкольного возраста

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов явля...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Картотека театрализованных игр для детей дошкольного возраста

Игра - один из важнейших видов детской деятельности, в ходе которой идет развитие и обучение. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Театрализованные игры - это деятельность, поз...

Картотека "Театрализованные игры для детей дошкольного возраста"

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста...

«Создание собственной картотеки театрализованных игр для детей дошкольного возраста»

В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность че...