"Развитие социально-коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"
статья (младшая группа)

Лампицкая Анжелика Юрьевна

1.Актуальность темы.

2.Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта по заявленной теме.

3.Целевые ориентиры в раннем возрасте.

4.Взаимодействие работников ДОУ с родителями.

5.Описание коммуникативных игр,  направленных на развитие социально-коммуникативных  умений у детей младшего дошкольного возраста.

6.Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Развитие социально-коммуникативных  умений у детей младшего дошкольного возраста (возраст от 2,5 до 3 лет) посредством коммуникативных дидактических игр"

Актуальность темы

Современная социально-экономическая и политическая ситуация в стране выдвигает множество проблем, в том числе и проблему социально-коммуникативного развития дошкольников. В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем. 

Взаимоотношения с другими людьми, в т.ч. со сверстниками в группе детского сада, — важная составляющая жизни и деятельности каждого ребенка. От того, какими будут эти взаимодействия — доброжелательными или враждебными, искренними и открытыми, или формальными и показными, зависит эмоциональное состояние детей, их отношение к детском саду, а возможно, и характер дальнейших отношений к людям.

Когда разговор заходит о поведении в раннем детском возрасте, самая плохая «репутация» оказывается у детей в возрасте с двух до трех лет. К сожалению, вспышки гнева, грубость и непослушание у большинства детей продолжаются и в трехлетнем возрасте. Проблемы поведения детей 3 лет связаны с недостатком взаимопонимания и самоконтроля, к которому прибавляется способность говорить. В этом возрасте ребенок не особенно охотно делится своими игрушками, а аргументация со стороны взрослых не подталкивает его быть более великодушным по отношению к своим друзьям. Кроме всего прочего, трехлетние дети склонны драться, кусаться, щипаться и толкаться. Крики, плач, разгневанное лицо - это все признаки уже привычных вспышек гнева. Многие дети вступают в эту фазу, когда им исполняется два года, однако у некоторых третий год жизни является пиком раздражительности. Нередко вспышки гнева являются результатом чистой фрустрации. Ребенок либо расстроен тем, что не может получить желаемое, либо же он просто не в состоянии объяснить, чего он хочет.

Различные виды ссоры характерны для разного возраста. Например, в возрасте 2 лет ребёнок скорее всего будет пассивным участником ссоры, а уже в 3 года он её сам спровоцирует. Это будет означать, что в нём формируется и находит выражение его собственное «Я».

Любая попытка обругать ребёнка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нём чувства сотрудничества. У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаться уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, – плохой, ребёнок только замкнётся в себе и обозлится. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно.

Игра – это деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания сближают участников, формируют у них целеустремлённость. Играя, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки. И задача взрослого здесь – дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Невозможно переоценить роль коммуникативной игры в развитии социально-коммуникативных навыков и умений в младшем дошкольном возрасте. Эти игры направлены на развитие навыков общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, формирование положительного отношения к сверстникам.

Выдержки из ФГОС ДО и профстандарта

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. одним из своих основополагающих принципов считает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Стандарт одной из своих главных задач считает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Программа также направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В содержании Программы озвучена значимость социально-коммуникативного развития.  А именно: оно направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Программа гласит, что конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): например, в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

Профессиональный стандарт от 18 октября 2013 г. N 544н в разделе "Развивающая деятельность" гласит, что педагог выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся, связанные с особенностями их развития; формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения; формирует системы регуляции поведения и деятельности обучающихся . Педагог должен обладать такими необходимыми знаниями, как законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся, закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

 – интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

 – стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;

– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;

 – проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;

 – в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;

– проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;

 – любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);

 – с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.)

Взаимодействие работников ДОУ с родителями

Памятка родителям, заинтересованным в формировании социально-коммуникативного развития ребенка: 

"Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос. 

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенке инициативу. Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!» 

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра). 

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!" 

Игры, которые помогут лучше узнать ребенка, сформировать и поддержать у него коммуникативную активность:

«Имя» 

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас. 

«Жмурки» 

Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка» ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д. 

«Зеркало» 

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом» может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. 

Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать. 

Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте. 

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все стороны развития ребенка. 

Моделируя взаимоотношения людей, их поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных правил.

Любите своего ребенка!"

Коммуникативные игры,  направленные на развитие социально-коммуникативных  умений у детей младшего дошкольного возраста

Коммуникативная игра «У птички болит крылышко»

Цель : преодолевать агрессию отдельных детей в отношении своих одногруппников, учить детей проявлять чувство любви и сострадания, выражать их вербальным способом.

Задачи:  Воспитывать у детей  чувство дружбы, сострадания, внимания к сверстникам.

Развивать культуру речевого общения с помощью игровой деятельности.

Планируемый результат: Ребёнок будет способен к сопереживанию, к выражению добрых чувств в среде сверстников, будет способен к свободному выражению разных эмоций.

Расширится словарный запас, ребёнок сможет использовать в речи

добрые слова.

Игровой материал, игровое пространство:  игра проводится в группе, дидактическое пособие -  кукла бибабо "котёнок".

Виды действий, которые необходимо «отработать»:

Отработать способность владения речевыми умениями, умение выполнять правила, сформировать опыт коммуникативных навыков.

Опыт социально-коммуникативных действий позволит ребёнку быть способным понимать другого, активно включаться в групповую деятельность. Сформирует умение соблюдать игровые правила, умение обосновать правильность выбора в игровых ситуациях. Улучшится способность сотрудничества со взрослым и сверстниками в игре, наблюдательность.

Формы взаимодействия детей и взрослых:

Взрослый выступает демонстратором правил игры, далее дети сами становятся непосредственными участниками игры, самостоятельно подбирая действия и слова.

 Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».

Коммуникативная игра «Кого укусил комарик?»

Цель:  Организовать ход коммуникативной игры таким образом, чтобы дети  были активными, с удовольствием вовлекались в процесс.

Развивать у детей коммуникативные умения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 Способствовать развитию взаимопонимания между детьми.

Задачи: Формировать умение обосновать правильность выбора в игровых ситуациях

Вырабатывать у детей  способность к состраданию, вниманию к сверстникам, наблюдательность.

Планируемый результат: Дети будут способны к внешней оценке состояния человека, пониманию другого человека, соблюдению правил игры.

Игровое пространство: Игра проводится в группе или на площадке при хорошей погоде.

Виды действий, которые необходимо «отработать»:

Отработать способность выбирать, умение выполнять правила. Опыт коммуникативной игровой деятельности должны дать ребёнку навыки общения, взаимопонимания, наблюдательности.

Формы взаимодействия детей и взрослых:

Взрослый и дети выступают равноправными участниками игры, где воспитатель- ведущий, а дети непосредственные участники игры.

Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».

Коммуникативная игра «Ласковое имя»

Цель: Развивать социально-коммуникативные навыки, доброжелательные отношения между детьми.

Задачи: Развивать у детей коммуникативные умения в процессе взаимодействия со сверстниками.

Вырабатывать у детей  чувства дружбы, внимания и

к сверстникам.

Развивать речевое общение в игровой деятельности.

Планируемый результат:

Дети будут способны держать игровую задачу, активно включаться в игровую деятельность. Дети будут способны к выражению своих чувств с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игровое пространство: Игра проводится в группе или на площадке при хорошей погоде. Дидактическое пособие в виде искусственного цветка или оригинальной палочки, которую можно использовать как "волшебную".

Виды действий, которые необходимо «отработать»:

Отработать владение речевыми умениями, умения выполнять правила. Опыт коммуникативной игровой деятельности должен дать ребёнку навык взаимодействия со сверстниками, научить дружбе, эмпатии.

Формы взаимодействия детей и взрослых:

Воспитатель объясняет правила игры, обращая внимание на нужную интонацию. В дальнейшем дети, включаясь в процесс, самостоятельно играют.

Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). Говорят: "Возьми, это тебе..." При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Коммуникативная игра «Где твой домик?»

Цель: развивать командный дух, внимательность, умение управлять своим поведением во время игры.

Задачи: Создать коммуникативную среду во время прогулки на площадке.

Организовать процесс коммуникативной игры таким образом, чтобы дети  были активными, с удовольствием вовлекались в процесс.

Развивать у детей коммуникативные умения в процессе взаимодействия со сверстниками.

Планируемый результат:

Дети будут способны включаться в групповую деятельность, соблюдать правила, делать правильный выбор. Смогут улучшить свои речевые умения.

Игровое пространство: групповая площадка на улице. Длинный цветной шнур или верёвочка, телефон с функцией проигрывания музыки.

Виды действий, которые необходимо «отработать»:

Отработать способность выбирать верный вариант из нескольких предложенных, умение выполнять правила. Опыт коммуникативной игровой деятельности должен дать ребёнку навык работать в команде, быстро ориентироваться в пространстве.

Формы взаимодействия детей и взрослых:

Взрослый объясняет правила игры и является ведущим. Дети делятся на три группы и самостоятельно принимают решение, когда им надо стать в круг, т.е. учатся соблюдать правила игры.

Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Воспитатель объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется (или выкладывается цветным шнуром) небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес.

"Коврик примирения"

Цель: развивать умение сотрудничать, договариваться, находить компромисс в решении спорных вопросов.

Задачи: Развивать у детей коммуникативные умения в процессе взаимодействия со сверстниками.

Вырабатывать у детей  чувство дружбы и уважительного отношения к сверстникам, культуру поведения.

Развивать речевое общение в игровой деятельности.

Планируемый результат:

Дети будут способны решать конфликты мирным способом, договариваться. Будут способны к самооценке и к пониманию важности позиции другого человека.

Игровое пространство: групповое помещение. Оригинальный небольшой коврик, который используется только как "коврик примирения" и ни в каком другом случае.

Виды действий, которые необходимо «отработать»:

Отрабатывается способность решить жизненную проблему, т.е. конфликтную ситуацию, способность договориться. Необходимо отработать речевые умения, пополнить словарь новыми речевыми оборотами. Опыт коммуникативной игровой деятельности даёт ребёнку навыки взаимопонимания, культуры общения, осознания себя или самооценки.

Формы взаимодействия детей и взрослых:

Взрослый является наставником и направляет деятельность детей в нужное русло. Дети стремятся самостоятельно решить конфликт, подбирая правильные слова.

Ход игры: Если дети часто ссорятся, дерутся, предложите им разрешать конфликты на «коврике примирения». Для этого надо взять небольшой коврик, который будет использоваться только для разрешения споров. Воспитатель сажает детей на него, а сам находится рядом. Он поясняет, что на этом ковре нельзя драться и ссориться, ведь это «ковер примирения», а можно договориться. Задача воспитателя помочь найти детям решение их проблемы и научить решать конфликты миром.

Коммуникативные игры решают все вопросы в непринуждённой форме, незаметно для детей. Они учатся взаимодействовать, договариваться, прислушиваться, подбирать слова. Игра приносит детям не только радость, но и познание нового, и, что особенно важно, развивает социально-коммуникативные умения у детей младшего дошкольного возраста.

Список литературы

1.ДанилинаТ.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.-Издательство: Айрис-пресс, 2004г.- 160с.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько. - Минск, 1997. - 237 с.

3. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Лабиринт, 2002 - 311 с.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996. - 234 с.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997. - 180 с.

6. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - 160 с.

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

8. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры. Айрис-Пресс, 2003г. - 80с.

9. Саранская О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 64 с.

10. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. М.: Бук-Мастер, 2000. - 265 с.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf

12. Шипицина Л. Азбука общения.-СПб, Детство-Пресс, 2010.-75с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динам...

Методическая разработка «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Методическая разработка«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой ...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна ...

Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Восприятие — отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.В раннем детст...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...