«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»
учебно-методический материал (старшая группа)

Кирамова Гульнара Азатовна

        Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost_doklad.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 «Дюймовочка» г.Янаул

             

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

                         

Подготовила и провела:

Воспитатель МАДОУ

ДС №14 «Дюймовочка»

Кирамова Г. А.

Декабрь 2019

«Театр- это волшебный мир.

                                                                            Он дает уроки красоты,

                                                                            морали и нравственности.

                                                                      А чем они богаче, тем

                                                                           успешнее идет развитие

 духовного мира детей….»

Б.М. Теплов.

       Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки,  знакомит  детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

        Театрализованная игра - это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она может носить репродуктивный характер. Причем роль требует большего, чем в сюжетно-ролевых, подчинения сюжету, почти правилу, отражающему фиксированную автором логику отношений и взаимодействий объектов окружающего мира, но не исключает творчества (И.Г.Вечканова).

  • театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Все это может дать театрализованная деятельность, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Задачи стоящие перед педагогом при обучении детей театрализованной игре:

  • Приобщение детей дошкольного возраста  к искусству.
  • Развитие  коммуникативных качеств личности, памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, развитие творческого воображения.
  • Воспитание культуры речевого общения, гуманных чувств, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи

Театрализованная игра является:

Средством социализации дошкольника;

Средством развития эмоциональной сферы ребенка;

Средством развития психических процессов;

Средством развития речи дошкольников.  

   

        Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры драматизации.

К режиссёрским играм можно отнести театр кукол-марионеток, театр кукол бибабо, настольный театр игрушек, теневой театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр тростевых кукол. (Ребёнок или взрослый не является действующим лицом, а создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.)

К играм драматизации относятся игры-имитации образов, ролевые диалоги, инсценировки произведения, постановки спектаклей, игры-импровизации. (Игры драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли.)

В традиционной педагогике игры-драматизации относятся к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений

Современным детям, избалованным фильмами, красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Ребятам уделяется внимание по отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю.  Используются упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Ведется работа над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику.

При  работе с детьми, важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми     сочиняются маленькие истории,  придумываются диалоги героев.

Театральные   игры-этюды   развивают   у   детей  творческое воображение,   фантазию,  мышление,   восприятие,   память. В   процессе   игр  у детей   вырабатываются  навыки, необходимые   для   отображения   различных   эмоций,   настроений,   отдельных   черт  характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие   игры   рассчитаны   на   активное   участие   в   них   ребенка,   который  становится   не   пассивным   исполнителем ,    а   соучастником  педагогического   процесса.          

         Любимый   литературный   жанр  детей в   любом   возрасте   –   сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем.  Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки  умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски;  прячутся от  хозяйки,   которая   их   хочет   наказать;   просят   у   своих   хозяев   чего-нибудь  вкусненького.
  • Гуси  идут к водоёму для купания;   плавают и ныряют; выходят на берег и  отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою  хозяйку,   чтобы   она   их  накормила.
  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на  жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно  влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над  выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя   роль,   ребенок   может   не   только   представлять,   но   и   реально  эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа.   Работу   маленьких   актёров     можно организовать   следующим   образом:

Вначале они знакомятся с  инсценировкой.  О чём она?  Какие   события   в   ней главные?.

Затем предлагается  детям представить  героев инсценировки.  Где они  живут? Как  выглядит  их  дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их  взаимоотношения  друг  с другом и т.п..

Далее распределяются роли и идёт работа  над   ролью:   составляется   словесный   портрет   героя,   описывается   его   жилище,  любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей,  дети пересказывают отдельные  фрагменты сказки.

 Участие   детей   в   действиях,   которые  происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности.  

В работе с детьми воспитатель использует разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);        
  • Ситуация «проживания»;
  • Моделирование;
  • Противоречий и доказательств;
  • Ассоциаций;
  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • Организация творческого поиска;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Слушание аудиозаписи;
  • Коллаж из сказок;
  • Музыкотерапия

Содержание деятельности включает в себя:

  • Артикуляционную  гимнастику;
  • Чистоговорки и скороговорки;
  • Загадки;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
  • Упражнения на имитацию движений;
  • Упражнения на активизацию словарного запаса;
  • Упражнения на формирование разговорной речи;
  • Игры со словами и без слов;
  • Хороводные игры;
  • Подвижные игры с героями;
  • Обыгрывание эпизодов;
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;
  • Показ театрализованных представлений.  

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в ДОУ:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной  деятельности
  • побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций;
  • выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров:
  • приобщать детей к театральной культуре
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами:
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
  • организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.

Условия для проявления самостоятельности и  творчества  в театрализованных играх:

  • содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
  • педагогическое сопровождение строиться с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
  • театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети и взрослые.

Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в игровой деятельности со сверстниками.

       

Работая над этой темой уже несколько лет, я увидела следующий результат: дети научились передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонацию; научились передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; овладели навыками выразительной речи (устраивали конкурсы чтецов); у детей пополнился словарный запас; научились владеть своими чувствами, держаться уверенно перед аудиторией (показывали сказки «Теремок», «Коза-дереза», спектакль «Красная шапочка» для родителей и других детей в детском саду); в старшей группе дети много рисовали по сказкам.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников".

quot;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

Проект "Театрализованная деятельность - как средство развитие творческих способностей дошкольников."

Театр -это средство эмоционального -эстетического воспитания детей в детском саду.Театральная деятельность -это самый распространеннный вид детского творчества.Театролизованная деятельность помогает р...

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Статья о развитии творческих способностей дошкольников разного возраста посредством театрализованной деятельности...

"Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творч...

Доклад к презентации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников»

Длятворческого развития способностей детей благоприятной средой являются театрализованные игры, так как вних особенно проявляются разные стороны развития ребенка....