АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья

Бобкина Людмила Николаевна

Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

совершенно не мыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bobkina.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

                АКТИВИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Педагогика должна стать наукой для всех –

и для учителей, и для родителей.

Сколько-нибудь успешная воспитательная работа

совершенно не мыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей.

В.А.Сухомлинский

Семья играет главную роль в жизни ребенка. Первыми, кто передает опыт в непосредственном эмоциональном, нравственном, художественно-эстетическом, социально-личностном развитии становятся близкие взрослые, прежде всего, его семья. Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.  Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям. Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей — это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребностей делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

На основе исследований, современная психолого-педагогическая наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка.  Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» впервые за многие годы признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем дошкольном возрасте» [4].

На основе реализации ФГОС дошкольного образования отношение детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».  Главное для партнерства – понимание того, что без реализации его интересов, свой собственный интерес реализовать невозможно. Партнеры всегда взаимообусловлены. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, что касается   педагогов, с другой – воспитатели ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами [5].

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возрастает.  Задачи, стоящие перед педагогом, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества и развития своих детей.

Процессы демократизации в системе образования, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия родителей и детского сада, создания необходимых условий для повышения педагогической культуры родителей. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, сохраняется позиция, когда   родители устраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  Не секрет, что многих родителей интересуют, в основном, вопросы питания ребенка, (что давали на обед, вкусно, почему опять каша и т.д.) Очень грустно осознавать, что родители принижают роль детского дошкольного учреждения, считают, что воспитатель призван только присматривать за детьми, пока родители на работе. Основная масса родителей не владеет в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка, а тем более принципами и способами личностного и интеллектуального развития.

Поэтому, на сегодняшний день, актуальной проблемой остается взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, распространение накопленного в этом направлении опыта. Это взаимодействие направлено на повышение педагогической культуры родителей, непосредственного участия в развитии своего ребёнка, потому что родители нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей.  И педагоги, и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей, при условии, если эти начинания будут интересны и актуальны жизненным особенностям самих родителей, отражать индивидуализацию семейного воспитания каждого воспитанника.

Семья и детский сад это два общественных института, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга и это непонимание неблагоприятно воздействует на ребенка, а мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает порой достучаться до родителей, как нелегко объяснить родителям, что ребенок нуждается не только в питании и красивой одежде, он требует, чтобы с ним общались, учили его думать, размышлять, а в конечном итоге, просто активно существовать в окружающей его действительности, быть мобильным и востребованным в быстроизменяющемся современном мире. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

У меня, как и большинства моих коллег, возникали большие трудности в работе с родителями. Посещение родительских собраний было незначительно, родители ничем не интересовались, объясняя свою позицию занятостью и отсутствием свободного времени.    Я задумалась, как же изменить такое положение, как заинтересовать родителей в совместной работе, как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, как сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса.  Анализируя различные формы взаимодействия родителей и педагогов  я искала такие формы, которые позволили бы помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми и воспитателями, формы, которые бы не оставили родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками общего воспитательного дела. Актуальность данного направления деятельности заключается в том, что существующие тенденции и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют от воспитателя новых форм совместной деятельности с родителями.

    Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, значимых методов является проектная деятельность. Именно поэтому я решила использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную  деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные цели и задачи.  

Для скоординированной работы своей группы и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

3.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

4.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

5.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи, которые ставила перед собой - в первую очередь, обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей. Вторая, немаловажная задача, это обеспечение пространства для личностного роста всех участников взаимосотрудничества. Мне хотелось создать особую творческую атмосферу, привлечь родителей к участию в организации планирования и осуществление контроля за деятельностью нашей группы.

 Эта форма позволила нам  не только принимать активное участие в совместной деятельности, но и увидеть свои результаты. Она способствует эмоциональному сближению, формирует ценностный чувственный опыт. Метод проектов способствует вовлечению родителей в процесс обучения и воспитания, способствует их заинтересованности и активному участию в воспитательно образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребенка в семье и детском саду.   

Свою работу по проектной деятельности я начала с группой детей младшего дошкольного возраста. С родителями, путём открытого опроса, определили наиболее актуальные направления деятельности, которые впоследствии были объединены в общую тему проекта, но с реализацией индивидуальных тем.  Совместно с детьми и родителями составили план реализации проекта по каждой теме. Затем согласовали способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии, совместное творчество, праздники, выставки). На собрании обсудили вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. Все родители получили «домашнее задание», которое заключалось в сборе необходимой информации, оформлении материала в соответствии с темой проекта. Наши проекты назывались «Вместе с книгой мы растем», «Зимняя сказка», «Моя дружная семья».

Образовательный процесс мы решили реализовать на основе   событий, которыми живут дети группы. Проекты включали такие мероприятия, как «День открытых дверей», индивидуальные консультации, организация работы кружка «Тестопластика»,общие и групповые родительские собрания, консультации, круглые столы, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно – развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, родительские гостиные,

Наглядно – информационное направление:

родительские уголки, папки - передвижки «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», фотомонтажы «Из жизни группы»,  фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья»,

Досуговое направление:

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным.

Праздники: «Осень,осень, в гости просим!», «Для милых мам»,»Новогодняя сказка»,и т.д.

Развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),  «Ай да бабушки!», «А ну-ка мамы!»и т.д.

Спортивные досуги:«Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» «Мой папа самый сильный».

Совместные походы «В мир прекрасного».

Тематические выставки работ, сделанные руками родителей и детей.

В результате нашей работы повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Особо следует отметить необходимость индивидуальных консультаций, которые помогали мне создавать тесный контакт с родителем, выяснять особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, моральные ценности семьи, предпочтения самих родителей. Родительские собрания носили характер обмена мнениями, родители делились опытом семейного воспитания. Тематика и форма проведения родительских собраний учитывала возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей. Родители постепенно включались в жизнь группы: оказывали помощь в оформлении дидактических игр и пособий, предлагали помощь в оформлении группового помещения к празднику, предлагали тему выступления на собрании, присутствовали на педагогическом процессе, становились моими незаменимыми помощниками и союзниками. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателя в рамках проекта способствовала установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполнила их жизнь творческой энергией, помогла в организации сотрудничества семьи и детского сада. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Считаю, что использование проектной деятельности дало определенные результаты: родители из пассивных наблюдателей буквально превратились в активных участников встреч, стали полезными помощниками педагогу, появилась атмосфера искреннего взаимоуважения. Мои родители стали проявлять интерес к жизни группы, у них возникло желание выражать восхищение результатами и продуктами как детской, так и совместной деятельностью,  родители научились эмоционально поддерживать своих детей. Вовлечение родителей в жизнь группы, их активное участие стало для них важно не только потому, что так хочет воспитатель, но и потому, что это необходимо для развития собственного ребенка.

Практическая часть реализации проекта позволила обогатить и разнообразить не только пространственно-предметную среду группового помещения, но сформировала у воспитанников чувства сопричастности с семьей, направленность на семейные ценности, культуры поведенческих реакций в череде сезонных изменений, событий.

Итак, технология проектирования, которую я считаю основой воспитательно-образовательного процесса, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения. Опыт работы взаимодействия с родителями через проектную деятельность показал, что в результате формирующего эксперимента меняется позиция родителей, стиль общения взрослого с ребенком, сами родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие родителей и педагога в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они достаточно грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты. Они не хотят никакой лишней информации, занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

А, применяя данную форму сотрудничества, воспитатель не только идёт в ногу со временем, но и отражает действительные запросы и интересы каждой семьи, каждого родителя. На мой взгляд, это и есть самый действенный метод положительного сотрудничества детского сада с семьями воспитанников. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белая К.Ю., ТеселкинаН.В.,Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И,, Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. М. Перспектива, 2013.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. Центр педагогического образования, 2013.
  3. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Авт.сост.Н.М. Сертакова. Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (изм. от 03.08. 2018г).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155).

6. Современные технологии обучения дошкольников / авт. сост. Е.В. Михеева. Волгоград: Учитель, 2014.

7.  Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения                воспитательной функции. Семья как объект социальной политики. – М.: Наука, 1986. – 359 с.

8.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. и высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

9.Макаренко. А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания : Учебное пособие. – М.: Знание, 1984. – 400 с.

10.Реан А.А. Развитие и социализация личности в семье. – Спб.: Питер, 2000. – 304 с.

 11. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003. № 3. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.

12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы — составители: Л. С. Киселева,

13.  Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.

14.  Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
15. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф— М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Работа с родителями по развитию социально-коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру»

Видеть красивого, умного, здорового ребенка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее.Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и с...

«Проектный метод в работе с родителями воспитанников».

laquo;От того, как прошло детство, кто вёлребенка за руку в детские годы, что вошлов его разум и сердце из окружающего мира &ndash...

Познавательное развитие детей через организацию исследовательской и проектной деятельности. Работа с одаренными детьми.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ».  Это...

Результаты участия воспитанников, подготовленных аттестуемым педагогом в проектной деятельности

Результаты участия воспитанников, подготовленных аттестуемым педагогом в проектной деятельности...

2.1.2 Результаты участия воспитанников, подготовленных аттестуемым педагогом в проектной деятельности

2.1.2 Результаты участия воспитанников, подготовленных аттестуемым педагогом в проектной деятельности...

Психолого-педагогические условия вовлечения родителей в пространство детского сада посредством проектной деятельности

В педагогике при изучении условий придерживаются близкой к психологической позиции, рассматривая условие как совокупность переменных, природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, которые в...