"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"
консультация
Консультация для воспитателей творчесой группы по ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 270.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему:
«Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет»
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.
Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.
Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.
Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек. Но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.
Что-же представляет из себя «Волшебный экран»?
6 | 3 | 9 |
4 | 1 | 7 |
5 | 2 | 8 |
В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:
В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить на вопрос: «Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция). Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)
В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы рассказать: какое оно, из чего состоит? Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить своё дело?
В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где главное место функционирования объекта? (живёт или находится).
В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.
В окошке № 5 мы узнаем, каким был старинный объект раньше, из чего состоял.
В окошке № 6 – где он жил в прошлом.
В окошке № 7 - представим, каким он может быть в будущем. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?
В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.
В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Какая-то функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?
Для успешного восприятия логики системного мышления, можно использовать рифмовку:
«Что-то»
Если мы рассмотрим что-то… (объект)
Это что-то для чего-то… (функция объекта)
Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)
Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)
Чем-то было это что-то… (прошлое объекта)
Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта)
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трёхэкранка, пятиэкранка (сокращённый вариант).
Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить. И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».
Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день. А ведь применять ее можно где угодно! Моете руки? А почему бы не поговорить о том, откуда берётся и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб, молоко и др. продукты. Гуляете? Подумайте вместе с ребёнком о цветах, травке, бабочках, птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна? И т.д. Придумывайте темы для разговоров в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.
ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590136-1423502719.jpg)
Использование приёма ТРИЗ (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста
Использование приёма ТРИЗ (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-977424-1610214266.jpg)
Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практичес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-751558-1475862151.jpg)
"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"
Презентация для воспитателей, которые знакомятся с приёмом ТРИЗ - системный оператор. Акцент больше делается на рукотворный мир....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1220072-1583046067.jpg)
Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."
Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/15/picture-1406870-1652597388.jpg)
Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»
Основной метод технологии ТРИЗ «системный оператор», рассмотрены возможности его применения в дошкольном возрасте....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/14/picture-1505667-1705241363.jpg)
Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»
презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"...
Консультация "Использование технологии ТРИЗ "Системный оператор" в работе с детьми"
Консультация для родителей....