"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"
консультация

Новицкая Наталья Николаевна

Консультация для воспитателей  творчесой группы по ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx270.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет»

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понять закономерности происходящих процессов. И мы, взрослые должны им в этом помочь – сформировать у детей такое качество мышления, как системность – способность ребенка воспринимать любой предмет, который он познает всесторонне, во всем многообразии связей.

Наша задача в том и состоит, чтобы помочь ребенку познать, что все, что нас окружает взаимосвязано друг с другом, изменяется, развивается, а главное, что любой предмет, каким бы он ни был – большим или маленьким, является частью чего-то большого и в тоже время из чего-то состоит сам.

Такому всестороннему знакомству детей с предметом или явлением помогает метод системного анализа. В ТРИЗе он называется «Системный оператор». Он позволяет заглянуть в историю создания, например, игрушки, разложить ее по деталям и даже «сконструировать» игрушку будущего.

Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек. Но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста.

Что-же представляет из себя «Волшебный экран»?

6

3

9

4

1

7

5

2

8

В каждом окошке находится какая – то загадка или тайна:

В окошке №1 находится то, что нас окружает. Это что – то нужно узнать и ответить   на вопрос: «Что это? Какого его главное дело? (назначение, функция). Какой он по свойствам? (форма, цвет, материал, размер)

В окошке № 2 – это что-то нужно внимательно рассмотреть, чтобы   рассказать: какое оно, из чего состоит? Какая главная часть есть у объекта, что бы выполнить своё дело?

В окошке № 3 мы должны подумать и сказать, где главное место функционирования объекта? (живёт или находится).

В окошке № 4 познакомимся с прошлым объекта.

В окошке № 5 мы узнаем, каким был старинный объект раньше, из чего состоял.

В окошке № 6 – где он жил в прошлом.

В окошке № 7 - представим, каким он может быть в будущем. Что плохого в современном объекте и как это исправить? Как будет выглядеть улучшенный объект в будущем?

В окошке № 8 – из чего он будет состоять в будущем.

В окошке № 9 – где он может жить или находиться в будущем. Какая-то функция будет свернута. В ней не будет необходимости. Почему?

Для успешного восприятия логики системного мышления, можно использовать рифмовку:

«Что-то»

Если мы рассмотрим что-то… (объект)

Это что-то для чего-то… (функция объекта)

Это что-то из чего-то… (подсистема объекта)

Это что-то часть чего-то… (надсистема объекта)

Чем-то было это что-то… (прошлое объекта)

Что-то будет с этим что-то… (будущее объекта)

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Итак, в старшем возрасте мы соблюдаем правильную последовательность, так как она дает более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.

Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трёхэкранка, пятиэкранка (сокращённый вариант).

Но также эту систему можно рассмотреть с детьми с разных точек зрения, в зависимости от того, какие задачи нам необходимо решить.  И открывать только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. При этом достаточно рассмотреть систему только по вертикали, или по горизонтали, открывая по три и даже два «окошка».

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет деткам любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике каждый день. А ведь применять ее можно где угодно! Моете руки? А почему бы не поговорить о том, откуда берётся и куда девается вода из крана? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб, молоко и др. продукты. Гуляете? Подумайте вместе с ребёнком о цветах, травке, бабочках, птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна? И т.д. Придумывайте темы для разговоров в соответствии с возрастом детей и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, поддерживает их интерес к познанию окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёма ТРИЗ (системный оператор) в работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёма ТРИЗ  (системный оператор)в работе с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практичес...

"Использование приёма ТРИЗ – системный оператор в работе с детьми от 3-7 лет"

Презентация для воспитателей, которые знакомятся с приёмом ТРИЗ - системный оператор. Акцент больше делается на рукотворный мир....

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."

Мастер класс для педагогов "Использование приёма ТРИЗ "Системный оператор", как способ развития творческих способностей детей."...

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

Основной метод технологии ТРИЗ «системный оператор», рассмотрены возможности его применения в дошкольном возрасте....

Использование метода ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками от 3-7 лет»

презентация опыта работы по использованию метода "системный оператор"...