ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ
статья

В статье рассматривается использование нетрадиционных технологий, таких как проектная деятельность и музейная педагогика в работе с семьями дошкольников с ОВЗ. Проектная деятельность дошкольников: определение, особенности, виды проектов. Методика создания мини-музеев для детей с особенностями здоровья: виды музеев, практические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОВЗ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ

Традиционными формами работы с семьей являются беседы, родительские собрания, «круглые столы», тематические консультации, информационные стенды, фотовыставки, неделя открытых дверей, открытые занятия, выпуск газет и т.д. Большое внимание мы уделяем активному включению семей с использованием нетрадиционных технологий, таких как проектная деятельность и музейная педагогика.

Разные авторы по-своему подходят к определению проектной деятельности, но все отмечают потенциал использования проектной деятельности в работе с детьми. Среди работ педагогов последних лет использованию проектной деятельности в работе с детьми уделяют внимание Е.С. Полат, Н.В. Матяш, В.Д.Симоненко, А.И. Савенков и другие.

Е.С. Полат определяет проектную деятельность как способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное, творческой деятельности. Проектная деятельность является одной из современных технологий обучения и способствует формированию самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор, и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность и музейная педагогика обладает потенциалом для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей с ОВЗ, коррекции нарушений. Ребенок получает возможность узнать изучаемый предмет с различных точек зрения, в различных видах деятельности, тем самым значительно обогатить уже имеющиеся образы и представления, а также приобрести новые. Дети могут проявить свою индивидуальность, способности, склонности, интересы.

Проектная деятельность дошкольников отличается от проектной деятельности детей школьного возраста неразвитостью письменной речи, следовательно, невозможностью самостоятельного поиска информации, а также недостаточным развитием многих психических процессов, которые на данном возрастном этапе еще находятся в стадии формирования. Поэтому возрастает роль взрослого, в первую очередь роль родителей и членов семей воспитанников. Педагоги и родители не должны давать детям готового знания, а вместе с ними обсуждать проблему, возможные пути ее решения, планировать совместные и индивидуальные действия, выбирать способ изготовления и форму представления продукта, совместно с детьми анализировать результаты и ход проектной деятельности.

Для того чтобы обеспечить необходимую поддержку со стороны родителей, проводятся консультации, родительские собрания, представление семейных детско-взрослых проектов, совместное обсуждение результатов и хода выполнения проекта.

В работе с дошкольниками с ОВЗ организовывались разные типы проектов:

- исследовательские  («Откуда берется соль»);

- информационные («Профессии наших мам», «Чему учат в школе»);

- творческие («Как встречали Новый год наши бабушки», «Осень золотая»);

- ролево-игровые («Может, волк не виноват», «Цветик-семицветик»);

- нормотворческие («Друзья Светофора», «Наша группа – самая дружная»);

- практико-ориентированные проекты («Огород на подоконнике», «Моя любимая улица»).

Проектная деятельность стала основой для создания мини- музеев в группе для детей с ОВЗ. Музейная педагогика относительно недавно пришла в дошкольные образовательные учреждения. Мини-музей  - это возможность изучать предметы окружающего мира, действовать с ними, изготавливать их из различных материалов, проявлять фантазию, творчество, играть.

Этапы создания мини-музея

Подготовительный этап – выбор темы (либо исходя из потребностей, обусловленных образовательной программой, либо из предложений родителей, либо идеей могут служить вопросы детей) и определение путей создания мини-музея, подготовка к участию в проекте педагогов, родителей, детей. Взрослым на этом этапе необходимо продумать, для каких целей будет создан мини-музей, как он будет вписывать в интерьер, как можно привлечь к работе родителей, какие мини-музеи нужны для детей разного возраста. Затем необходимо продумать распределение обязанностей между педагогами и родителями. Можно создать перечень экспонатьв, которые составят основу коллекции, и предложить родителям дополнить его

Практический этап. Главная его задача – оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов. Осуществляется работа с родителями и детьми (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ). Оформление мини-музея может быть различным и располагаться как в горизонтальной плоскости, так и на подвесных полочках, ширмах, стендах. Оформляется стилизованное название музея. Необходимо предусмотреть дополнительную информацию об экспонатах музея, чтобы ею могли воспользоваться родители. Этот этап включает постепенное наполнение экспонатов музея, их замену в процессе ознакомления с ними детей. Необходимо предусмотреть игры для мини-музея, которые помогут детям закрепить представления по теме (лото, игры-бродилки, игра-солнышко, «Чудесный мешочек», «Чья тень?», «Найди отличия», «Четвертый - лишний» разрезные картинки и др.).

Заключительный, или обобщающий, этап. Проводится торжественное открытие музея, на котором дети рассказывают родителям, педагогам или детям из других групп об экспонатах музея. Разрабатываются и проводятся экскурсии, экскурсии-путешествия, праздники, спектакли, выставки рисунков или поделок. Наиболее ответственным моментом является подготовка дошкольника к представлению результатов проекта – выступлению в роли экскурсовода. Ребенок должен хорошо ориентироваться в материале, который представляет. Выступление должно содержать определенную новизну для слушателей. Речь ребенка должна быть четкой, грамотной, эмоционально-выразительной.

В группе с детьми ОВЗ реализовались различные проекты мини-музеев.

Мини-музей природы. Цель – формирование научной картины мира и поддержка у детей интереса к миру природы. В мини-музее природы может быть представлена как целая экосистема, природные явления и процессы, их взаимосвязь, так и отдельные компоненты (вода, воздух, животные, почва и т.д.).

Фольклорные мини-музеи. В мини-музее фольклора представлены экспонаты, которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он появился. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Фольклорные музеи могут быть использованы при проведении музыкальных занятий, ознакомлении с окружающим миром, природой, изобразительной деятельности детей, развитии речи, чтении художественной литературы.

Проведение на базе фольклорного музея календарных народных праздников позволяет познакомиться с культурой и традициями разных народов, способствует воспитанию толерантности и часто сопровождается чаепитием с национальными блюдами. Народные игры и игрушки развивают фантазии, знакомят ребенка с персонажами народных сказок.

Исторические или краеведческие музеи. Для исторического музея характерны следующие цели: патриотическое воспитание; формирование у дошкольников интереса к истории своей страны, народа и других стран и народов, а также своей семьи, детского сада, города; формирование у дошкольников познавательного интереса и основ диалектического мышления, понимания причинно-следственных связей, временных связей.

Мини-музеи искусства. В детском саду могут быть музыкальные, театральные музеи, музеи кино. Художественный мини-музей может отражать различные жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика, бытовой жанр). Можно разместить как картины известных или местных художников, так и детские работы или, например, тематические выставки – «Птицы», «Осень» и т.п. Можно экспонировать портреты художников, кисти, бумагу, холст, краски, буклеты музеев мира и др.

Музей одного жанра. Может быть посвящен жанрам живописи или коллекциям скульптуры, графики, фотографии. Это может быть картинная галерея «Мой край» с оригиналами и репродукциями картин местных художников, фотографов.

Мини-музей декоративно-прикладного искусства знакомит детей с бытом и жизнью прошлых поколений. Его экспонатами могут быть коллекции дымковских игрушек, гжели, павловских платков и т.д. Издели могут быть изготовлены руками детей или членов их семей. Экспозиция может быть посвящена местным ремеслам и мастерам. В мини-музеи важно предусмотреть место для самостоятельного творчества детей и взрослых и оснастить его раскрасками, материалами для самостоятельного творчества, дидактическими играми, разрезными картинками, а также теми экспонатами, которые можно брать в руки, играть, свистеть и др. Так, детям будет интересно с помощью костюма преобразиться в пастушка, примерив соответствующую одежду и попробовать поиграть на свирели.

Музыкальные мини-музеи помогают познакомить детей с музыкальными инструментами, музыкальной культурой, композиторами, танцевальным искусством. Это может быть мини-музей музыкальных инструментов, знакомящий с особенностями инструментов, материалами, из которых они изготовлены, их игрушечными аналогами, сувенирами в форме музыкальных инструментов, фонограммами произведений для детского прослушивания. Дети могут познакомиться с музыкальными профессиями (композитор, дерижер, скрипач). Могут быть представлены инструменты разных стран. Это может быть мини-музей композитора, музыкальных игрушек и тд.

Мини-музей театрального искусства рассказывает о разных видах театра, жанрах, театральных профессиях. Экспонатами могут быть афиши, программки, билеты. Темой может быть одна из театральных постановок (фото декораций, костюмов, сцен из постановки, программка и афиша), театральный костюм для одного персонажа либо один элемент разных персонажей из разных спектаклей (головные уборы – шляпа Незнайки, чалма джина, колпачок Буратино, корона принцессы). Еще одна разновидность такого музея – музей театральных кукол (ростовые, пальчиковые, бибабо, театр кружек, ложек и др.).

Проектная деятельность, создание мини-музеев вызывают большой интерес у членов семей воспитанников с ОВЗ, что способствует привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе. Сотрудничество между педагогами ДОО и семьей ребенка необходимо для того, чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся нарушения в развитии.

 Список использованных источников

  1. Бабинова Н. В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2015.  –  № 4. – С. 45–50.
  2. Бабинова Н. В. Педагогический проект в коррекционной работе // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 7. – С. 48–51.
  3. Бабинова Н. В. Технологии педагогического проектирования в работе с детьми дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 2. – С. 106–114.
  4. Бабинова Н. В. Развитие креативности, творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности // Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии: материалы Междунар. Научн.-практ.конф. – Прага, 2013.
  5. Бабинова Н. В. Проект «Наши права» как средство правового воспитания старших дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2013. – № 6. – С. 100–109.
  6. Бабинова Н. В. Детско-взрослый проект «Мишка-лежебока» // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 10. – С. 21–24.
  7. Бабинова Н. В. Книга мала, да ума придала // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 24–27.
  8. Бабинова Н. В. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XIV Междунар.заоч.науч.-практ.конф. «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М., 2015. – № 12.
  9. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 2–4.
  10.  Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. – Брянск, 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// childpsy.ru/dissertations
  11.  Полат Е. С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш.квалиф. пед. Кадров. – М., 2002.
  12.  Немов Р. С. Психология. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в народной педагогике – воспитательный опыт.

Использование народных традиций, русских народных сказок, малых фольклорных жанров, народной мудрости, системы общечеловеческих ценностей, проверенных веками, которые являются общими практи...

«Развитие творческой активности у воспитанников подготовительной группы средствами проектной деятельности».

Тип проекта: творческий; Продолжительность проекта: среднесрочный; Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели. Актуальность проекта: обусловлена бол...

Презентация "Повышение познавательной и творческой активности воспитанников посредством вовлечения в проектную деятельность"

В презеньации представлен опыт работы по проектной деятельности с воспитанниками старшей группы...

конспект НОД образовательной деятельности по музейной педагогике и рисования нетрадиционным методом тычка

конспект проведения занятия в подготовительной группе по музейной педагогике и рисованию нетрадиционным способом методом тычка. НОД проводилась после посещения музея Эрмитаж...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по музейной педагогике в подготовительной группе «Старинные вещи»

Музей как образовательное пространство и место проявления творческой активности ребенка...

Технологическая карта совместной образовательной деятельности по музейной педагогике в подготовительной группе «Старинные вещи»

Музей как образовательное пространство и место проявления творческой активности ребенка...