Эссе «Описание актуальной для сферы образования проблематики тренинговых проектов»
учебно-методический материал

Воробьева Алёна Петровна

Эссе «Описание актуальной для сферы образования проблематики тренинговых проектов»

 


Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал — за рулем -
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придет пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю  (З.Гиппиус)

 

Не смогла не упомянуть данное стихотворение в своем повествовании, т.к., на мой взгляд оно очень четко отражает потребность не только человека, но и всего живого: «котенокк возится с клубком», «играет с рифмами поэт», а «пена-по краям бокала» в игре.

В своей книге Вачков И.В «Основы технологии группового тренинга», сравнивает игру с «тренинговыми процедурами», считает, что их объединяет не только форма, но глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт. Достаточно заметить, что традиционно игра изучается с точки зрения двух основных подходов: диагностического и коррекционного. Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения, она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.  Как  передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе , включающей в себя несколько поколений  - от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо”.

        Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом.        Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:

  • в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
  • в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
  • дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).

        Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.        В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п. Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники  не всегда успевают полноценно поиграть.  Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план.        Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.

        Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом - он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.

        Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?

        Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).

        Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.

        Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами  (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские,  театрализованные, сюжетно-ролевые).

        Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:

  • отсутствие разновозрастного общения;
  • нехватка времени в режиме дня;
  • отсутствие внутренней убеждённости воспитателей и родителей в важности игры;
  • обеднение содержания игры.

        Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.        Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем - как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

        Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее.  Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

        

        

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Описание актуальной для сферы образования проблематики тренинговых проектов»

ИГРА

Совсем не плох и спуск с горы:
Кто бури знал, тот мудрость ценит.
Лишь одного мне жаль: игры…
Ее и мудрость не заменит.

Игра загадочней всего
И бескорыстнее на свете.
Она всегда — ни для чего,
Как ни над чем смеются дети.

Котенок возится с клубком,
Играет море в постоянство…
И всякий ведал — за рулем -
Игру бездумную с пространством.

Играет с рифмами поэт,
И пена — по краям бокала…
А здесь, на спуске, разве след -
След от игры остался малый.

Пускай! Когда придет пора
И все окончатся дороги,
Я об игре спрошу Петра,
Остановившись на пороге.

И если нет игры в раю,
Скажу, что рая не приемлю.
Возьму опять суму мою
И снова попрошусь на землю  (З.Гиппиус)

Не смогла не упомянуть данное стихотворение в своем повествовании, т.к., на мой взгляд оно очень четко отражает потребность не только человека, но и всего живого: «котенокк возится с клубком», «играет с рифмами поэт», а «пена-по краям бокала» в игре.

В своей книге Вачков И.В «Основы технологии группового тренинга», сравнивает игру с «тренинговыми процедурами», считает, что их объединяет не только форма, но глубинный духовный смысл творческого проживания, порождающего новый опыт. Достаточно заметить, что традиционно игра изучается с точки зрения двух основных подходов: диагностического и коррекционного. Неоценимое значение игры как одного из важнейших факторов психического развития ребёнка-дошкольника хорошо известно педагогам и психологам. Именно поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения, она должна занимать ведущее место. При этом свою развивающую функцию игра выполняет в полной мере в том случае, если с возрастом ребёнка она все более усложняется и не только по своему тематическому содержанию.  Как  передаётся игра ребёнку? Он постепенно овладевает ею, втягиваясь в мир играющих людей. Это происходит естественным образом, когда ребёнок находится в разновозрастной группе , включающей в себя несколько поколений  - от младших, которые только овладевают “азами” игры, до детей предподросткового возраста, умеющих играть “хорошо”.

        Но в настоящее время существует мало шансов приобрести игровые умения таким образом.        Рассматривая сегодняшнюю ситуацию, мы выделили следующие особенности:

  • в семьях чаще всего растёт 1 ребёнок;
  • в детских садах дети подбираются в группу по возрастному признаку;
  • дворовое общение также становится редким (большую роль играет чрезмерная опека взрослых; с другой стороны, можно отметить большую занятость школьников учебными занятиями, дополнительным образованием и подготовкой к ним; много времени занимает просмотр телепередач, занятия на компьютере).

        Учитывая все вышесказанное, воспитатель призван заменить ребёнку старших товарищей по игре и помочь ему овладеть игровыми умениями.        В последнее время закономерной становится тенденция увеличения времени, отведённого для обучающих занятий. В режиме дня нередко могут происходить сбои, т.к. очень часто время, отведённое для игры, заполняется совсем иными делами - подготовкой к праздникам и конкурсам, дополнительным образованием, медицинскими осмотрами и т.п. Как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники  не всегда успевают полноценно поиграть.  Игра в силу сложившейся ситуации перестаёт быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, отходит на второй план.        Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что делают, и действовать правильно. Лишившись игры, дошкольник не приобретает таких важных качеств, как: осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, инициативность и внутренняя свобода. В результате его поведение остаётся на уровне ситуативности, непроизвольности, зависит от окружающих взрослых.

        Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом - он слоняется, перебирает и разбрасывает игрушки, толкается. Вряд ли воображение, творческая инициативность, самостоятельность возникнут у него сами собой в более зрелом возрасте. Бедность и примитивность игры отражаются и на коммуникативном развитии. Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников, что в свою очередь порождает агрессию, отчуждённость, враждебность.

        Почему же воспитатели, строго сохраняя время, отведённое в режиме дня для организованных занятий, спокойно жертвуют им, когда речь идет об игре?

        Во-первых, выполняя заказ родителей при подготовке ребёнка к школе, современный воспитатель в своей деятельности делает акцент на развитие учебных навыков (чтение, счёт, письмо).

        Во-вторых, это становится возможным потому, видимо, что у педагогов ДОУ нет внутренней убеждённости в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника.

        Предметом особого внимания педагогов должен стать анализ психолого-педагогических условий для развития игры детей, а также использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и установления баланса между разными их видами  (спортивные, подвижные, развивающие, дидактические, игры-фантазии, игры-экспериментирования, строительно-конструктивные, режиссёрские,  театрализованные, сюжетно-ролевые).

        Подводя итог, выделим основные проблемы становления игровой деятельности дошкольника в современных условиях:

  • отсутствие разновозрастного общения;
  • нехватка времени в режиме дня;
  • отсутствие внутренней убеждённости воспитателей и родителей в важности игры;
  • обеднение содержания игры.

        Прежде всего, необходимо, анализируя психолого-педагогические условия развития игры дошкольников, особое внимание уделить построению развивающего пространства.        Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем - как партнёр в игре двух-трёх детей, далее он становится помощником ребят в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за детской игровой деятельностью, помогая при необходимости советом.

        Итак, с возрастом дошкольника должна изменяться сама форма игры воспитателя с детьми и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках режимного времени, отведённого для нее.  Для того чтобы игра служила общему развитию дошкольника, она должна быть своевременно освоена ими, чтобы потом могла перейти из ранга деятельности, организованной педагогом, в самостоятельную деятельность детей.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический мини проект "Вишенка" ПО КУРСУ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

Цель проекта: Проследить изменениями роста вишенки в ходе наблюдений; формировать положительные эмоциональные отношения к дереву, умение отражать впечатления в продуктивных видах деятельности; закрепл...

Презентация для педсовета по теме: «Актуальность использования ИКТ в сфере образования».

Презентация для педсовета по теме: «Актуальность использования ИКТ в сфере образования»....

Эссе: «Арт-терапия в дошкольной сфере образования. Целевая аудитория»

В последнее время психологи отмечают рост количества обращений за психологической помощью родителей, педагогов обеспокоенных проблемами взаимоотношений с детьми. Преимущество арт-терапии заключается в...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования»

Цель семинара-практикума: определение понятия «Информационно-коммуникационные технологии» и их преимущества в дошкольном образовании. Способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ «Детский...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...

Статья "Проект по тестопластике" в сборнике "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №10

Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования" Проект по тестопластике:"ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО"...