Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»
рабочая программа (подготовительная группа)

Попова Елена Сергеевна

Дополнительная общеразвивающая программа

по LEGO-конструированию,

для детей старшего  дошкольного возраста

«Фиксик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lukomore.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Мишутка»

Принято на заседании

педагогического совета ДОУ

протокол №

Утверждено:

Заведующий МАДОУ

№ 15 «Мишутка»

М.В. Назарова

Дополнительная общеразвивающая программа

по LEGO-конструированию,

для детей старшего  дошкольного возраста

«Фиксик»

Составители программы:

Попова Е.С.

Зуребиани Л. М.

Прокопьевск, 2019

                                                  

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..

Учебно-тематический план………………….. ……………...…....…………..

Содержание Программы………………………………………………………

Календарно- тематическое планирование……………………………………

Требования к обучающимся…………………………………………………..

Мониторинг рабочей программы……………………………………………….

С ЛЕГО легче всё уметь,

С ЛЕГО легче поумнеть.

  1. Пояснительная записка

 ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю».Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя  ЛЕГО - технологии.

        Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.

И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.

Цель программы:

Развитие творческого потенциала личности дошкольника через работу с конструктором ЛЕГО

Задачи:
Обучающие

-содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

-создать условия для овладения основами конструирования;

-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в чтенииэлементарных схем. 
Развивающие:

-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;

-способствовать развитию творческой активности ребёнка; 

-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные: 

-содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

  1. Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Количество занятий

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство

30 мин

1

2

Схема. Расположение деталей. Масштаб.

30мин

1

3

«Детский сад»  

30 мин

1

4

«Фрукты, овощи»

30 мин

1

5

Всемирный день животных

«Животные на ферме»

30мин

1

6

Моя семья «Дом, в котором, я живу»

30 мин

1

7

Животные холодных и жарких стран. «Животные в зоопарке»

30 мин

1

8

Конструирование по замыслу

9

 «Юные конструкторы»

30 мин

1

10

«Мой город»

30 мин

1

11

«Светофор»

30мин

1

12

Скворечник для птиц

30 мин

1

13

 Одежда и обувь        

«Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины»

30мин

1

14

Народные праздники

«Снегокат»

30 мин

1

15

Зимние забавы.

«Конструирование по замыслу»

30 мин

1

16

Новый год

«Новогодние игрушки»

30мин

1

17

Мебель

30 мин

1

18

«Творческое конструирование по замыслу»

30 мин

1

19

«Дети»

30 мин

1

20

Конструирование на свободную тему

30 мин

1

21

Постройка военных машин. День защитника Отечества

30мин

1

22

«Подарок папе»

30 мин

1

23

Морские обитатели

«Рыбки»

30мин

1

24

Конструирование по замыслу

30 мин

1

25

 «Цветок для мамы»

30 мин

1

26

Лаборатория ученых. Конструирование по выбору детей.

30мин

1

27

Водный транспорт

30 мин

1

28

Летательные аппараты: спутники, ракеты

30 мин

1

29

Театр, реквизит, декорации

30 мин

1

30

Спец машины

30 мин

1

31

Всемирный день птиц

«Скворечник для птиц»

30мин

1

32

Конструирование по замыслу

30 мин

1

33

Труд людей весной

Проект «Ферма»

30 мин

1

34

Насекомые (бабочки, пчелы)

30 мин

1

ИТОГО:

17 часов

34 занятия

                        3. Содержание программы

 

Тема занятия

 

Программное содержание

Сентябрь

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Повторение правил поведения  во время занятий. Техника безопасности. Иллюстрации, как пользоваться Лего- конструктором

2

Схема. Расположение деталей. Масштаб.

-Д/и «Разложи детали по местам»

Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO;

-Д/и «Таинственный мешочек»

Цель: учить отгадывать детали конструктор

3

«Детский сад»  

лего из модульного конструктора с подвижными элементами

4

Фрукты, овощи.

Учить детей строить человечка, опираясь на поэтапную схему, точно соединять строительные детали; строить яблоко по модели.

Формировать у детей диференцированое отношение к живой природе, при этом воспитывать чувство ответственности и трудовые навыки

Октябрь

5

Всемирный день животных

«Животные на ферме»

Развивать активное внимание, мелкую моторику рук.

 Формировать умение выделять основные части постройки, определять их назначение.

Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели.

6

Моя семья «Дом, в котором, я живу»

Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья. Продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях. Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. Развивать интерес к конструктивной деятельности, умение проявлять творчество и изобретательность в работе.

7

Животные холодных и жарких стран. «Животные в зоопарке»

Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Воспитывать бережное отношение к конструктору.

8

Конструирование по замыслу

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Ноябрь

9

 «Юные конструкторы»

Стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны.

Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

10

«Мой город»

Систематизировать представления о родном городе – Прокопьевске

Развивать конструктивные способности, воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе;
Формировать навыки пространственной ориентации, учить создавать художественный образ посредством макетирования, воспитывать любовь и интерес к родному городу.

11

Светофор

Закрепить знания о правилах дорожного движения посредством вовлечения в игровую деятельность. Воспитывать культуру поведения на дороге, желание выполнять правила дорожного движения.

12

Скворечник для птиц

Развивать умение использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций.

Формировать умение создавать сюжетные конструктивные образы.

Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.

Декабрь

13

 Одежда и обувь        

«Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины»

Развивать умения следовать инструкциям педагога.

Развивать конструктивное воображение.

Познакомить  детей с назначением грузовых машин – фургонов.

Воспитывать желание трудиться.

14

Народные праздники

«Снегокат»

Развивать умение осознанно заменять одни детали другими;

Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам, используя конструктор «LEGO education (эдьюкейшен) 9556».

Воспитывать желание трудиться.

15

Зимние забавы.

«Конструирование по замыслу»

Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Закреплять полученные навыки.

16

Новый год

«Новогодние игрушки»

Закреплять навык скрепления деталей.

Формировать умение самостоятельно преобразовывать детали  с целью изучения их свойств, в процессе создания конструктивного образа.

Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.

Январь

17

Мебель

Учить выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Учить детей строить мебель из четырех кубиков, ставить вертикально, использовать перекрытия из двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать образное мышление, воображение, память

18

«Творческое конструирование по замыслу»

Развивать воображение, память, внимание.

Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умения обыгрывать постройку. Закрепить желание работать в коллективе.

19

Дети

Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить рассказывать о постройке. 

20

Конструирование на свободную тему

Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Февраль

21

Постройка военных машин. День защитника Отечества

Развивать активное внимание, мелкую моторику рук. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой. Закреплять умение строить танк по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

22

Подарок папе

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться общими деталями.

23

Морские обитатели

«Рыбки»

Развивать умение передавать форму  объекта средствами конструктора, используя конструктор «LEGOCLASSIC».

 Закрепить навык скрепления.

Продолжать формировать чувство формы и пластики.

Прививать навык коллективной работы.

24

Конструирование по замыслу

Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Март

25

 Цветок для мамы

Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться общими деталями.

26

Лаборатория ученых. Конструирование по выбору детей.

Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

27

Водный транспорт

Расширение полученных знаний о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности.

28

Летательные аппараты: спутники, ракеты

Закрепление конструктивных навыков. Учить детей выделять части спутника и ракеты, устанавливать его практическое назначение, его части.

Апрель

29

Театр, реквизит, декорации

Изучать информационные источники для организации детского ЛЕГО театра. Учить создавать модели декораций.

30

Спец машины

Учить создавать модели спец. машин по инструкции. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением;

Закреплять умение детей действовать в соответствии с устной инструкцией.

Расширять представления о специальных машинах и их значении в жизни человека.

31

Всемирный день птиц

«Скворечник для птиц»

Развивать умение использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций.

Формировать умение создавать сюжетные конструктивные образы.

Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей.

32

Конструирование по замыслу

Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов.

Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Май

33

Труд людей весной

Проект «Ферма»

Закрепить умение  строить объёмные конструкции.

Закрепить умения строить по схеме к конструктору.

34

Насекомые (бабочки, пчелы)

Закреплять, расширять представления, знания о насекомых

  1. Требования к обучающимся

Обучение по Программе в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в подготовительной группе в течение всего года.

Программа обучения рассчитана – на детей 6-7 лет.

Занятия с детьми подготовительной группы проводятся 1 раз в неделю (всего 37занятия) продолжительностью не более 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению Программы два раза в год проводится  мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Формы организации занятий

Конструирование – один из любимых видов детской деятельности. Отличительной особенностью является самостоятельность и творчество. Зачастую, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют: в сюжетных играх;  в играх-драматизациях;  в дидактических играх и упражнениях;  в экспериментальной деятельности.

Занятия проводятся по подгруппам – 8-10 детей, оказывается необходимая индивидуальная помощь.

Используются следующие методы и приемы работы:

 Наглядный: показ готовых построек, моделей, схем, чертежей, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы

удержания их в руке или на столе.

 Словесный: объяснение действий, указания, инструктаж.

 Информационно-рецептивный: обследование деталей конструктора.

 Репродуктивный: воспроизводство моделей по образцу, чертежу, схеме.

 Проблемный: постановка проблемы, поиск решения, преобразование готовых моделей.

 Практический: самостоятельное использование полученных знаний, совершенствование приемов работы.

 Игровой: обыгрывание созданных моделей.

  1. Мониторинг рабочей программы

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок  называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение  в создании различных конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок  создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).

Педагог показывает ребенку квадрат  и предлагает назвать или показать углы, стороны.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не  выполняет задание.

Высокий уровень: 

Ребенок  самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве  постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их

одним  содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Низкий уровень:  

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только  с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. 

Мониторинг

В – высокий уровень «3 балла»

С – средний уровень «2балла»

Н – низкий уровень «1балл»

п/п

ФИО

                                  Критерии оценки

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит по образцу

Строит более сложные постройки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Значение Lego-конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Формирование мотивации дошкольника, а так же развитие творческой познавательной деятельности, вот главная цель, которая стоит сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Одним из средств достижения д...

Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста

laquo;Лего» – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаю всех друзей«Лего» собирать скорей.Там и взрослым интересно:В «...

Буклет «ЗНАЧЕНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.     «LEGO&r...

Дополнительная общеразвивающая программа LEGO-конструирование

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.Действительно...