Дополнительная общеразвивающая программа по LEGO-конструированию, для детей старшего дошкольного возраста «Фиксик»
рабочая программа (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
по LEGO-конструированию,
для детей старшего дошкольного возраста
«Фиксик»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lukomore.docx | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Мишутка»
Принято на заседании педагогического совета ДОУ протокол № Утверждено: Заведующий МАДОУ № 15 «Мишутка» М.В. Назарова |
Дополнительная общеразвивающая программа
по LEGO-конструированию,
для детей старшего дошкольного возраста
«Фиксик»
Составители программы:
Попова Е.С.
Зуребиани Л. М.
Прокопьевск, 2019
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………..
Учебно-тематический план………………….. ……………...…....…………..
Содержание Программы………………………………………………………
Календарно- тематическое планирование……………………………………
Требования к обучающимся…………………………………………………..
Мониторинг рабочей программы……………………………………………….
С ЛЕГО легче всё уметь,
С ЛЕГО легче поумнеть.
Пояснительная записка
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю».Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».
Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
- развивающего образования;
- научной обоснованности и практической применимости;
- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- интеграции образовательных областей;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя ЛЕГО - технологии.
Игра – важнейший спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Кубики ЛЕГО используются строителями разных поколений уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако за это время, об этой уникальной системе строительства и ее огромных возможностях было написано на удивление, мало. Правда, предлагалось немало строительных инструкций, однако они касались лишь одной, двух готовых моделей.
В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о робототехнике ЛЕГО, виртуальному компьютерному дизайну и т.д.
И все-таки, среди всего этого многообразия, и популярности ЛЕГО, надо сказать, что до сих пор нет готовой книги, или информации, которую можно взять и четко по ней работать.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.
Основной идеей создания кружка «Lego», послужила реализация возможностей детей строить, не только по готовым схемам и образцам, но и воплощать в жизнь свои идеи, фантазии, так чтобы эти постройки были понятны не только самим детям, но и окружающим.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала личности дошкольника через работу с конструктором ЛЕГО
Задачи:
Обучающие:
-содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
-создать условия для овладения основами конструирования;
-способствовать формированию знания и умения ориентироваться в чтенииэлементарных схем.
Развивающие:
-создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
-способствовать развитию творческой активности ребёнка;
-способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
Воспитательные:
-содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
-содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
-создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
- Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Количество занятий |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Игры на знакомство | 30 мин | 1 |
2 | Схема. Расположение деталей. Масштаб. | 30мин | 1 |
3 | «Детский сад» | 30 мин | 1 |
4 | «Фрукты, овощи» | 30 мин | 1 |
5 | Всемирный день животных «Животные на ферме» | 30мин | 1 |
6 | Моя семья «Дом, в котором, я живу» | 30 мин | 1 |
7 | Животные холодных и жарких стран. «Животные в зоопарке» | 30 мин | 1 |
8 | Конструирование по замыслу | ||
9 | «Юные конструкторы» | 30 мин | 1 |
10 | «Мой город» | 30 мин | 1 |
11 | «Светофор» | 30мин | 1 |
12 | Скворечник для птиц | 30 мин | 1 |
13 | Одежда и обувь «Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины» | 30мин | 1 |
14 | Народные праздники «Снегокат» | 30 мин | 1 |
15 | Зимние забавы. «Конструирование по замыслу» | 30 мин | 1 |
16 | Новый год «Новогодние игрушки» | 30мин | 1 |
17 | Мебель | 30 мин | 1 |
18 | «Творческое конструирование по замыслу» | 30 мин | 1 |
19 | «Дети» | 30 мин | 1 |
20 | Конструирование на свободную тему | 30 мин | 1 |
21 | Постройка военных машин. День защитника Отечества | 30мин | 1 |
22 | «Подарок папе» | 30 мин | 1 |
23 | Морские обитатели «Рыбки» | 30мин | 1 |
24 | Конструирование по замыслу | 30 мин | 1 |
25 | «Цветок для мамы» | 30 мин | 1 |
26 | Лаборатория ученых. Конструирование по выбору детей. | 30мин | 1 |
27 | Водный транспорт | 30 мин | 1 |
28 | Летательные аппараты: спутники, ракеты | 30 мин | 1 |
29 | Театр, реквизит, декорации | 30 мин | 1 |
30 | Спец машины | 30 мин | 1 |
31 | Всемирный день птиц «Скворечник для птиц» | 30мин | 1 |
32 | Конструирование по замыслу | 30 мин | 1 |
33 | Труд людей весной Проект «Ферма» | 30 мин | 1 |
34 | Насекомые (бабочки, пчелы) | 30 мин | 1 |
ИТОГО: | 17 часов | 34 занятия |
3. Содержание программы
№ |
Тема занятия |
Программное содержание |
Сентябрь | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Повторение правил поведения во время занятий. Техника безопасности. Иллюстрации, как пользоваться Лего- конструктором |
2 | Схема. Расположение деталей. Масштаб. | -Д/и «Разложи детали по местам» Цель: закреплять название деталей конструктора LEGO; -Д/и «Таинственный мешочек» Цель: учить отгадывать детали конструктор |
3 | «Детский сад» | лего из модульного конструктора с подвижными элементами |
4 | Фрукты, овощи. | Учить детей строить человечка, опираясь на поэтапную схему, точно соединять строительные детали; строить яблоко по модели. Формировать у детей диференцированое отношение к живой природе, при этом воспитывать чувство ответственности и трудовые навыки |
Октябрь | ||
5 | Всемирный день животных «Животные на ферме» | Развивать активное внимание, мелкую моторику рук. Формировать умение выделять основные части постройки, определять их назначение. Воспитывать умение концентрировать внимание на создании модели. |
6 | Моя семья «Дом, в котором, я живу» | Закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье. Закрепить понятие семья. Продолжать формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях. Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним. Развивать интерес к конструктивной деятельности, умение проявлять творчество и изобретательность в работе. |
7 | Животные холодных и жарких стран. «Животные в зоопарке» | Развивать умение анализировать образец будущей постройки. Формировать умение собирать конструкцию по схеме. Воспитывать бережное отношение к конструктору. |
8 | Конструирование по замыслу | Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
Ноябрь | ||
9 | «Юные конструкторы» | Стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны. Закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей. |
10 | «Мой город» | Систематизировать представления о родном городе – Прокопьевске Развивать конструктивные способности, воображение, внимание, мелкую моторику, умение проявлять творчество и изобретательность в работе; |
11 | Светофор | Закрепить знания о правилах дорожного движения посредством вовлечения в игровую деятельность. Воспитывать культуру поведения на дороге, желание выполнять правила дорожного движения. |
12 | Скворечник для птиц | Развивать умение использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций. Формировать умение создавать сюжетные конструктивные образы. Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей. |
Декабрь | ||
13 | Одежда и обувь «Построим фургон для доставки одежды и обуви в магазины» | Развивать умения следовать инструкциям педагога. Развивать конструктивное воображение. Познакомить детей с назначением грузовых машин – фургонов. Воспитывать желание трудиться. |
14 | Народные праздники «Снегокат» | Развивать умение осознанно заменять одни детали другими; Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам, используя конструктор «LEGO education (эдьюкейшен) 9556». Воспитывать желание трудиться. |
15 | Зимние забавы. «Конструирование по замыслу» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять полученные навыки. |
16 | Новый год «Новогодние игрушки» | Закреплять навык скрепления деталей. Формировать умение самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств, в процессе создания конструктивного образа. Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей. |
Январь | ||
17 | Мебель | Учить выделять знакомые образы в окружающей среде и воспроизводить их в конструкциях. Учить детей строить мебель из четырех кубиков, ставить вертикально, использовать перекрытия из двух кирпичиков. Закреплять основные цвета. Развивать образное мышление, воображение, память |
18 | «Творческое конструирование по замыслу» | Развивать воображение, память, внимание. Закреплять конструктивные навыки. Закреплять умения обыгрывать постройку. Закрепить желание работать в коллективе. |
19 | Дети | Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Учить рассказывать о постройке. |
20 | Конструирование на свободную тему | Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
Февраль | ||
21 | Постройка военных машин. День защитника Отечества | Развивать активное внимание, мелкую моторику рук. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой. Закреплять умение строить танк по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим. |
22 | Подарок папе | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться общими деталями. |
23 | Морские обитатели «Рыбки» | Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора, используя конструктор «LEGOCLASSIC». Закрепить навык скрепления. Продолжать формировать чувство формы и пластики. Прививать навык коллективной работы. |
24 | Конструирование по замыслу | Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
Март | ||
25 | Цветок для мамы | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать умение обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Воспитывать умение пользоваться общими деталями. |
26 | Лаборатория ученых. Конструирование по выбору детей. | Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
27 | Водный транспорт | Расширение полученных знаний о разных видах судов; о том, что их строение зависит от функционального назначения; подвести к обобщению: у всех кораблей есть нос, корма, днище, палуба; упражнять в анализе конструкций, в планировании деятельности. |
28 | Летательные аппараты: спутники, ракеты | Закрепление конструктивных навыков. Учить детей выделять части спутника и ракеты, устанавливать его практическое назначение, его части. |
Апрель | ||
29 | Театр, реквизит, декорации | Изучать информационные источники для организации детского ЛЕГО театра. Учить создавать модели декораций. |
30 | Спец машины | Учить создавать модели спец. машин по инструкции. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением; Закреплять умение детей действовать в соответствии с устной инструкцией. Расширять представления о специальных машинах и их значении в жизни человека. |
31 | Всемирный день птиц «Скворечник для птиц» | Развивать умение использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций. Формировать умение создавать сюжетные конструктивные образы. Воспитывать умение пользоваться общим набором деталей. |
32 | Конструирование по замыслу | Научить самостоятельно, преобразовывать детали с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству. |
Май | ||
33 | Труд людей весной Проект «Ферма» | Закрепить умение строить объёмные конструкции. Закрепить умения строить по схеме к конструктору. |
34 | Насекомые (бабочки, пчелы) | Закреплять, расширять представления, знания о насекомых |
- Требования к обучающимся
Обучение по Программе в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в подготовительной группе в течение всего года.
Программа обучения рассчитана – на детей 6-7 лет.
Занятия с детьми подготовительной группы проводятся 1 раз в неделю (всего 37занятия) продолжительностью не более 30 минут.
Для определения готовности детей к усвоению Программы два раза в год проводится мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы организации занятий
Конструирование – один из любимых видов детской деятельности. Отличительной особенностью является самостоятельность и творчество. Зачастую, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные LEGO -постройки дети используют: в сюжетных играх; в играх-драматизациях; в дидактических играх и упражнениях; в экспериментальной деятельности.
Занятия проводятся по подгруппам – 8-10 детей, оказывается необходимая индивидуальная помощь.
Используются следующие методы и приемы работы:
Наглядный: показ готовых построек, моделей, схем, чертежей, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы
удержания их в руке или на столе.
Словесный: объяснение действий, указания, инструктаж.
Информационно-рецептивный: обследование деталей конструктора.
Репродуктивный: воспроизводство моделей по образцу, чертежу, схеме.
Проблемный: постановка проблемы, поиск решения, преобразование готовых моделей.
Практический: самостоятельное использование полученных знаний, совершенствование приемов работы.
Игровой: обыгрывание созданных моделей.
- Мониторинг рабочей программы
Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый – в мае.
Методика и критерии диагностического обследования
Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.
Задание №1
Цель: выявить умение называть детали конструктора
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно называет
2 балла – ребенок называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание №2
Цель: выявить умение в создании различных конструкции предмета в соответствии с его назначением
Оценка:
3 балла – ребенок самостоятельно создает различные конструкции
2 балла – ребенок создает различные конструкции с помощью педагога;
1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения
Задание № 3
Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические фигуры;
1 балл – ребенок не называет и не показывает геометрические фигуры.
Задание № 4
Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).
Педагог показывает ребенку квадрат и предлагает назвать или показать углы, стороны.
Оценка:
3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические понятия;
2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;
1 балл – ребенок не выполняет задание.
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.
Средний уровень:
Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их
одним содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.
Низкий уровень:
Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе.
Мониторинг
В – высокий уровень «3 балла»
С – средний уровень «2балла»
Н – низкий уровень «1балл»
№ п/п | ФИО | Критерии оценки | ||||
Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения | Создает различные конструкции предмета в соответствии с его назначением | Называет все детали конструкторов | Строит по образцу | Строит более сложные постройки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...
Значение Lego-конструирования в развитии детей дошкольного возраста
Формирование мотивации дошкольника, а так же развитие творческой познавательной деятельности, вот главная цель, которая стоит сегодня перед педагогами в рамках ФГОС. Одним из средств достижения д...
Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста
laquo;Лего» – умная игра,Завлекательна, хитра.Интересно здесь играть,Строить, составлять, искать!Приглашаю всех друзей«Лего» собирать скорей.Там и взрослым интересно:В «...
Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Материал направлен на развитие у детей сенсрных способностей....
«Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
Буклет «ЗНАЧЕНИЕ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. «LEGO&r...
Дополнительная общеразвивающая программа LEGO-конструирование
Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.Действительно...