Публикация
статья (подготовительная группа)

"Продуктивные методы развития связной речи воспитанников подготовительной к школе группы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивные методы развития связной речи воспитанников подготовительной к школе группы

МКДОУ д\с № 20

Г. Еманжелинска

Воспитатель: Быстрова Оксана Владимировна

    Известно, что развёрнутая связная речь является непременным условием всестороннего развития ребёнка. От уровня овладения речью зависит не только дальнейшее формирование познавательных процессов, высокие показатели обучения в школе, но и успешная социальная адаптация. Содержательная, точная, правильная и логично выстроенная речь поможет ребёнку стать общительным, преодолеть застенчивость, придаст уверенность в своих силах.

      По данным современных исследований, многие дети, поступающие в школу, не владеют навыками связной речи в достаточном в этом возрасте объёме. Поэтому развитие речи детей любого возраста является одним из приоритетных направлений обучения и воспитания, о чём и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с ФГОС ДО одной из основных образовательных областей является речевое развитие, включающее в себя овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, использовать ее для выражения своих мыслей, чувств.

      Одним из методов формирования связной речи являются практические методы. Они направлены на совершенствование и активное применение речевых навыков и умений. К практическим методам относятся дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. В настоящее время в связи с ФГОС ДО традиционные подходы к методам развития связной речи дошкольников претерпевают изменения. Направление идёт в сторону использования продуктивных практических методов.

       Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребёнок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом заключается творческий характер речевой деятельности.

      В своей работе я широко использую продуктивные методы для формирования связной речи детей подготовительной к школе группы. Это обобщающие беседы, повествования, пересказы с перестройкой текста, дидактические игры, моделирования и творческие задания. Подробнее остановимся на моделировании и творческих заданиях.

      Моделирование широко используется педагогами в практической работе с дошкольниками. Это один из эффективных способов решения задачи развития связной речи. Благодаря моделированию дети учатся обобщённо представлять существенные признаки предметов, связи и отношения реальной действительности. Опираясь на работы А.Л. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности, я использую собственные схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Одним из примеров использования метода моделирования является дидактическая игра «Экологический кубик». Её цель – обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре и взаимосвязях; формировать умение составлять описательный рассказ.

       «Экологический кубик» представляет собой небольшой многофункциональный куб, сшитый из фетра. На его разноцветных гранях крепятся графические изображения и символы, с помощью которых ребёнок может описать цвет, форму, величину, запах, вкус, качество, количество, место произрастания, материал и т.п. Бросая кубик по очереди, дети могут дать характеристику заданного предмета по выпавшей грани, а в конце игры заранее выбранный ведущий должен воспроизвести весь рассказ-описание по всем запомнившимся характеристикам. Таким образом, воспитанники учатся составлять рассказ о предметах живой и неживой природы, прикрепляя на липучках к граням кубика самостоятельно выбранные ими символы для описания.

      Творческие задания -  эффективный метод, позволяющий создавать и использовать в новом качестве объекты, ситуации и явления. При этом процесс формирования связной речи протекает свободно, без строго установленных правил. Творческие задания не только позволяют развивать самостоятельную речь ребёнка, но и способствуют формированию навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества. Они служат социально-эмоциональному развитию, проявлению креативных способностей и фантазии, преодолению неуверенности в себе, что особенно важно для детей с нарушениями речи. В своей педагогической деятельности я использую театрализованные игры и задания, заслуживающие внимания и вызывающие живой интерес у детей. Дошкольники с удовольствием воплощают образы и в то же время чувствуют себя раскованно и свободно.

     Несколько примеров использования творческих заданий воспитанниками подготовительной к школе группе:

     Игра «Цикл передач на телевидении «Всё обо всём»»

Для этой игры было изготовлено наглядное пособие «Телевизор». Детям были предложены на выбор следующие задания.

  1. Придумать рекламу на темы «Моё любимое занятие», «Самое интересное место».
  2. Придумать интервью на темы «Любимый домашний питомец», «Моя мечта» и представить себя в эфире канала «Колокольчик».

Прежде чем реализовать задания, педагогами была проведена большая подготовительная работа с детьми. Всем воспитанникам группы предлагалось ответить на вопросы по темам.

«Моё любимое занятие»

  1. Занимаешься ли ты в каком-либо кружке или секции?
  2. Почему ты выбрал(а) именно это занятие?
  3. Чему ты уже научился (научилась) там?
  4. Какие педагоги с тобой работают?
  5. Ты бы советовал(а) своим друзьям заниматься там же?

«Самое интересное место»

  1. Назови самое интересное, самое запоминающееся место, в котором ты был(а).
  2. Как ты туда попал?
  3. Что там можно делать?
  4. Что именно тебе там понравилось?
  5. Ты бы хотел(а) ещё раз там оказаться? Почему?

«Любимый домашний питомец»

  1. У тебя есть домашний питомец?
  2. Кто это? Как его зовут?
  3. Как он оказался у тебя дома?
  4. Расскажи какой он (внешний вид, чем питается, особенности поведения)?
  5. Как ты за ним ухаживаешь?
  6. Чем тебе нравится твой домашний питомец?
  7. Ты бы советовал(а) своим друзьям приобрести такого же питомца, как у тебя?

«Моя мечта»

  1. У тебя есть мечта?
  2. Ты можешь о ней рассказать всем?
  3. О чём ты мечтаешь?
  4. Ты можешь объяснить, как возникла твоя мечта?
  5. Почему ты мечтаешь именно об этом?
  6. Как ты считаешь, мечты сбываются?
  7. Что, по твоему, надо сделать, чтобы мечта сбылась?

Была проведена обобщающая беседа. Учитель-логопед и воспитатель познакомили ребят с понятиями «реклама», «интервью», «ток-шоу», с «золотыми правилами» создания рекламы. Родителям детей также предлагалось попробовать свои силы в «рекламном бизнесе». Детей, чьи рассказы были наиболее интересными и познавательными, но в то же время ёмкими, краткими и содержательными, пригласили выступить с рекламой по телевизору; других детей – с диалогом на предложенные темы в эфире канала «Колокольчик». Название канала ребята выбрали сами из большого количества придуманных ими названий.

      Игра «Я в студии на программе «Моё мнение»»

Предварительно мною был творчески переработан текст «Сказка про ёжика» О.В. и О.Е. Хухляевых. Детям предлагалось разместиться в импровизированной студии, послушать сказку и ознакомиться с иллюстрациями к ней. Затем педагоги задавали вопросы по содержанию сказки. Дети, активно обсуждали ситуации, высказывали свои мнения, употребляя при этом устойчивые речевые обороты: «Мне кажется…», «Я думаю…», «Я не согласен…», «Хочу поспорить…», «По моему мнению…» Логопед и воспитатель намеренно провоцировали детей, создавали проблемные ситуации, мотивируя воспитанников к самостоятельным речевым высказываниям, аргументированию и отстаиванию порой нестандартных, но собственных точек зрения на происходящее событие.

       Творческие задания являются лишь частью целенаправленной систематической работы над развитием связной речи детей. Её результативность будет достигнута при условии совместной реализации общеобразовательных и коррекционных задач при тесной преемственности в работе логопеда, воспитателей и родителей.

      Новые подходы к организации работы над развитием связной речи позволили изменить характер взаимодействия учителя-логопеда с детьми: диалог с ребёнком проходит на равноправных партнёрских позициях, проявляются взаимоуважение и доброжелательность.

 Литература

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада. – М,: КноРус, 2007.
  2. Бочкарёва Л.П. Взаимодействие книг и картин на игровые образы. // Воспитание детей в игре. – М.: КноРус, 2007.
  3. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. – М.: ГНОМ и Д, 2000.
  4. Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  6. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
  7. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е. Лабиринт души. Психотерапевтические сказки. – М.: Академический проект, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...