ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ
материал

И.Д. Польшина

целенаправленная работа по снижению агрессии у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya_u_detey.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПО СНИЖЕНИЮ

АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Характеристика агрессии:

Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений, различных смыслов и значений.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

 

Агрессия - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также и речь. Ущерб может быть психологическим или физическим (удар по телу или удар по самолюбию). В целом агрессия

           определяется враждебностью, вместе с тем агрессивное действие

   может оказать на враждебность обратное влияние, усилив или ослабив

   ее. Таким образом, враждебность рассматривается как сложное

   мотивапионное состояние, а агрессия - как следующее из него

 поведение».

Виды агрессии:

  1. физическая А (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
  2. вербальная А - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);
  3. прямая А - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  4. косвенная А - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и не упорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу);
  5. инструментальная А - являющаяся средством достижения какой-либо цели;

  1. враждебная А - выражается в действиях,  целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
  2. аутоагрессия А - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Причины агрессии:

Анализ причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:

  1. средства достижения какой-либо цели;
  2. способа психологической разрядки;
  3. способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;
  4. защиты занимаемой территории (Лоренд, Ардри);
  5. стремления к господству (Моррисон);
  6. реакции личности на враждебную действительность (Хорни, Фромм) и другие причины.

Агрессивность:

Следует различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различные уровни: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать небольшой степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, комфортности, зависимости и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существенная связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и не одобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».

Можно разделить агрессивные проявления на два основных типа:

первый - мотивационная агрессия как самоценность;

второй - инструментальная агрессия как средство (подразумевая при этом, что и та и другая агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями гнева, враждебности)».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия - это действие, то агрессивность - это готовность к совершению таких действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям по снижению агрессии у детей дошкольного возраста

Представлены советы воспитателям по работе над снижением агрессии у дошкольников....

Игровой тренинг для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций у детей

Тренинг состоит из 5 занятий, направлен на снижение агрессии у детей, обучение навыкам конструктивного взаимодействия, развитие сплоченности в группе....

Консультация для родителей "Игры на снижение агрессии у детей"

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в описанные в данном разделе игры, полезными будут и игры из разделов о нарушениях в общении и использовании методов художес...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

Снижение агрессии у детей посредством игр

Эффективным способом снижения агрессивного поведения детей дошкольного возраста является  игра, так как в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности. «Агрессия» (о...

Картотека игр на снижение агрессии у детей дошкольного возраста

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным.Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что реб...