Как сделать НОД интегрированным и интересным для педагога
статья

Исакадзе Александра Сергеевна

Помощь для воспитателей, желающих сделать НОД более интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интеграция13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт–Петербурга

 (отделение дошкольного образования)

Как сделать НОД интегрированным

и интересным для педагога

Выступление на педагогическом вторнике

Подготовила воспитатель

Исакадзе Александра Сергеевна

Санкт-Петербург

2019

Дошкольные образовательные организации меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным для разработки и реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации. Программа должна строиться на основе принципа интеграции и комплексного подхода в освоении детьми всех пяти образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Педагоги, имеющие опыт проведения комплексных игровых мероприятий, отмечают, что совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним сюжетом, не утомляет детей, а способствует проявлению стойкого интереса.

Итак, у нас есть конкретная тема НОД. Пусть это будет лепка мышки. Как нам решить, с чем интегрировать основную тему? Можно для себя принять вот какое правило. Тема НОД – это то, что мы будем делать. Области интеграции выбираются в зависимости от подачи материала, от способа мотивации детей к деятельности.

Например, мы лепим мышку во второй младшей группе. Зачем мы ее лепим? Потому что в нашу группу прибежал одинокий мышонок, ему скучно и страшно, ему не с кем играть. Мы лепим мышонку друзей и подружек. Область интеграции – физическое развитие. Мы ведь для игр товарища лепили, а мышата, они озорные, они играют и бегают. (Подвижная игра «Мыши в кладовой».)

Средняя группа. Мы не можем выпустить мышонка, его может сцапать кошка. Значит, область интеграции – познание. Мы говорим о пищевых цепочках в природе. Мы рассуждаем о том, кто кошка хищница и ловит мышей.

Старшая группа. Мы не просто лепим мышей, мы обращаем внимание на то, что фигурка должна быть в движении. Каждой мышке в лапы мы лепим музыкальный инструмент. Интеграция – с музыкой. Слушаем и характеризуем увертюру к оперетте Штрауса «Летучая мышь».

Подготовительная группа. Мы делаем сказку о глупом мышонке для малышей. У нас уже есть кроватки для мышат и фигурки персонажей из произведения, их мы взяли готовые, фабричные. Акцент в лепке – на мелкие детали и выразительность поделки. Интеграция – с литературой. Произведение Маршака детям знакомо, многие запомнили его наизусть. НОД заканчивается коротким, но очень эмоциональным настольным театром. Спектакль можно будет повторить младших и ясельных группах в другое время. В подготовительной группе можно взять и две области интеграции. Пусть вторая будет обозначена как познание. Почему бы и нет? Мы ведь только что говорили о различных видах театра, и способах изготовления кукол для театра, о материалах, в данном случае – это глина или пластилин.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В качестве примера интеграции изобразительного творчества с игровой деятельностью приведем работу по теме “Наш дом” в подготовительной группе, включающую три этапа.

1 этап - подготовительный, в ходе которого дети знакомятся с объектом, который предстоит изобразить.

В ходе знакомства со строительством домов воспитатель в доступной для детей форме объясняет специфику блочного домостроения. Ребята знакомятся с тем, как монтируются панели, что и как делают рабочие. Их внимание заостряют на уже построенных жилых домах, на том, что украшает дом и что его делает некрасивым.

2 этап - занятие по изобразительной деятельности. Материалы. Для воспитателя: бесцветная клейкая лента, “панели” из плотной бумаги с вырезанными оконными проемами и нарисованными балконами, ножницы. Для детей: листочки бумаги размером чуть больше оконного проема (на них будут рисовать квартиры), фломастеры, карандаши, клей, кисточки.

Данная работа проходит в форме игровых ситуаций, которые перерастают одна в другую. Первая игровая ситуация условно называется “жильцы”. Задача детей заключается в том, чтобы на листе бумаги нарисовать свои квартиры, обстановку в комнате. По мере завершения рисунков воспитатель показывает детям, как приклеить квартиру к панели (с внутренней стороны так, чтобы весь рисунок был виден в окно), а затем предлагает оформить балконы.

Дети, как правило, заканчивают работу не одновременно, поэтому воспитатель постепенно формирует следующую игровую ситуацию - “строительство и заселение дома”. Те, кто закончил работу, получают новые роли: архитекторов, рабочих-монтажников, машинистов подъемных кранов, водителей автомашин-панелевозов и др. Воспитатель при активной помощи архитекторов распределяет, на каком этаже будет та или иная квартира, затем с помощью монтажников бесцветной клейкой лентой соединяет панели в единую конструкцию. Когда смонтированный дом будет укреплен на доске, можно приступать к подведению итогов.

3 этап - итоговый. Воспитатель предлагает для анализа работы новую игровую ситуацию - “мы идем друг к другу в гости”; предлагает каждому рассказать о своей квартире, описать ее (на каком этаже они живут, что есть у них в квартире, кто живет вместе с ними, что стоит на балконе и т.д.)

Созданную детьми картину вывешивают в игровой комнате. В течение недели она неоднократно привлекает внимание детей, становится объектом обсуждения и игр. Дети с удовольствием показывают родителям весь дом и нарисованную каждым “собственную” квартиру.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственнаму воспитанию. Такое занятие позволяет ребятам создать изображение, доступное их силам и изобразительному опыту. Выполненный каждым ребенком рисунок включен в общую композицию и отражает усилия, вложенные им в общее дело. В результате появилась картина, в создании которой приняли участие все дети. Это помогает формировать навыки сотрудничества, ответственности за качество результата, положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с сюжетно-ролевой игрой.

В младшей группе дети могут на занятиях сделать что-то для игры: слепить угощение для кукол (баранки, конфеты, печенье), товары для игры в магазин (яблоки, огурчики, картофель, помидоры и другие овощи и фрукты). Затем вылепленные, высушенные предметы можно покрасить и внести их в игру, что сделает ее более интересной для детей. Ребята увидят реальное применение того, что они создали своими руками.

В средней группе дети могут создать не только более разнообразные угощения для кукол, нарисовать или вырезать и наклеить красивые нарядные занавески, коврики, салфетки для кукольной комнаты. Необходимость создания предметов для игры усиливает желание заниматься изобразительной деятельностью, выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше, ведь ребята делают это для себя, для своей игры, и чем лучше у них получится, тем интереснее будет играть.

В старшей и подготовительных группах дети встречают с радостью предложение нарисовать, как они играли. Рисовать на темы игры им значительно интереснее, чем на темы окружающей жизни (больница, семья, магазин, почта, строительство, школа).

 

Таким образом, творческий подход, мастерство и желание педагогов осуществить комплексный подход в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познавать многогранность мира, что позволит с самого раннего детства заложить основы мотивированного обучения.

Список литературы:

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие, развитие речи, обучение грамоте./Москва,2007

2. Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике./ Екатеринбург, 1994.

3. Белая, К.Ю. и др. Интеграция - как основной инструмент создания новой модели ДОУ [текст] / Управление ДОУ. 2003. № 4.-С. 105-109.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. /СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ./Москва, 2012

6. Иванов, В.Г. Теория интеграции образования [текст]:/ Уфа, 2005.-128 с.

7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество/Т.Г.Казакова.-М., 2006. 255с.

8. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ./Москва, 2007

9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Москва, Мозаика-синтез, 2016.

10. Лазарева М.В. Концептуальная модель интегрированного обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях. / Автореф. на соискание уч. степ. д-ра пед. наук, М., 2010.

11. Мартынова, М.В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков[текст]: / Томск, 2003.-153 с.

12. Павленко, И.Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников [текст]./Управление ДОУ. 2005. № 5.-С. 99-102.

13. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. /М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. статья: Т.Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010 г. стр.36.;

15. статья: О.Скоролупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании»./ журнал «Дошкольное воспитание» №5.2010 г. стр.40.;

16. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Интересные встречи"

Закрепление  у детей знания о труде людей разных профессий. Упражнять  в умении определять заданный звук в предложении, в подборе антонимов, составлять небольшой рассказ п...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»(подготовительная группа)по авторской программе «Гармония»в рамках базовой площадки по реа...

творческие работы, интересные идеи педагогов

конкурс направлен на  cохранение и развитие традиций народного искусства, популяризацию творческого наследия выдающегося татарского поэта Габдуллы Тукая в Российской Федерации и за ее пределами, ...

Консультация для родителей «Как сделать путешествие в автомобиле интересным?»

При творческом подходе родителей любое время и место может стать подходящим для общения с ребенком. Предлагается небольшой набор игр, в которые можно играть в транспорте, совмещая необходимую поездку ...

5 способов сделать плавание в бассейне интереснее

Пять интересных фактов о плаванииФакт № 1. Во время плавания работают все группы мышц. Каждая группа мышц получает определенную нагрузку. Не нужно отдельно тренировать разные группы. В тренажерно...

Консультация для родителей «Как сделать путешествие в автомобиле интересным?»

При творческом подходе родителей любое время и место может стать подходящим для общения с ребенком. Предлагается небольшой набор игр, в которые можно играть в транспорте, совмещая необходимую поездку ...