7. Учебно-исследовательская деятельность
материал (старшая группа)

Харитонова Дарья Валентиновна

Учебно-исследовательская деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabotaaaa.docx58.61 КБ
Файл avtoreferat.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРОМСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

ЦМК языков и литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:  "Театрализация русских народных сказок как средство приобщения дошкольников к чтению"

Выполнила:

Харитонова Дарья Валентиновна

Студентка 3 курса

Специальность:

 44.02.01  Дошкольное образование

Научный руководитель:

Гаврилова Марина Аркадьевна

Преподаватель детской литературы

с практикумом по выразительному чтению

2019г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…….....3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения

дошкольников к чтению посредством театрализации                 

русских народных сказок……………………………………………….…..6

  1. Особенности процесса приобщения дошкольников

к чтению………………………………………………………...6

1.2. Театрализация – средство развития личности дошкольников                 ……………………………………………………………….......9

1.3. Театрализации русских народных сказок –

средство приобщения дошкольников к чтению        …………………..13

1.4. «Театр своими руками»…………………………………………18

Заключение……………………………………………………………….....19

Список использованной литературы……………………………………....20

Приложение………………………………………………………………….21

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры. Фактически сводится к минимуму такой вид деятельности, как чтение. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии, жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Из-за нехватки психо–эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей складываются ложные представления об общении между людьми, формируются ложные ценности. Последние исследования показывают, что многие дети начинают осваивать компьютер раньше, чем учатся читать. При этом они лучше ориентируются в клавиатуре, нежели в оглавлениях книг. К сожалению, это влечет за собой серьезные последствия.

Дошкольное детство  определяющий этап в развитии личности, в этом возрасте ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям любимых сказок. [8, с. 22]

Сказки имеют огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Сказки способствуют развитию образного мышления, обогащают язык детей. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы с миром человеческих взаимоотношений. Сказка является незаменимым инструментом формирования духовного здоровья личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Работа с русскими народными сказками, обращение к народным традициям приобщает детей и их родителей к чтению художественной литературы. Сказка тесно связана с игрой, театральной деятельностью.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик, собственных высказываний неизменно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Ребенок проживает ту или иную роль, приобретает эмоциональный опыт. [5, с. 41]

Театрализация русских народных сказок является важнейшим средством приобщения дошкольников к чтению. Участвуя в театрализованных играх дошкольники знакомятся с литературно-художественными произведениями, постигают особенности художественных текстов, характеры персонажей. Театр воспитывает маленького читателя.

Изучение проблемы приобщения дошкольников к чтению, анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного образования позволили обнаружить противоречие между актуальностью проблемы приобщения дошкольников к чтению и недостаточным вниманием воспитателей и родителей к театрализации русских народных сказок как одному из важнейших средств приобщения дошкольников к чтению.

Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: как театрализация русских народных сказок способствует приобщению дошкольников к чтению?

Ответ на данный вопрос составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - процесс приобщения дошкольников к чтению.

Предмет исследования – театрализация русских народных сказок как средство приобщения дошкольников к чтению.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования; проанализировать понятийный аппарат.

2. Познакомиться с формами театральной деятельности, определить их роль в процессе приобщения дошкольников к чтению.

3. Выявить особенности театрализации русских народных сказок.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ понятийного аппарата, систематизация и обобщение передового педагогического опыта. [12, с. 20]

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения дошкольников к чтению посредством театрализации русских народных сказок

  1. Особенности процесса приобщения дошкольников к чтению

Основной целью образовательного процесса в ДОУ (согласно ФГОС ДО) является развитие личности дошкольника.

По ФГОС ДО основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие
  • познавательное развитие
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • физическое развитие

Приобщение к художественной литературе (см. Приложение 1). [1, с. 84]

Воспитать свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его, невозможно без чтения художественной литературы.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе, к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукции, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативностъ, творческие способности, умение думать самостоятельно. [12, с. 29]

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. [10, с. 9]

Мы считаем, что современные дети предпочитают просмотр мультфильмов и компьютерные игры чтению книг в силу своих возрастных особенностей. Дошкольники обладают наглядным характером мышления, высокой физической активностью, дефицитом внимания. При слушании текста ребенку надо самостоятельно воссоздать образ, приложив к этому определенные усилия (активное участия детского воображения, мышления, эмоций и чувств), а это непросто, и поэтому у детей отсутствует устойчивый интерес к чтению.

Современные дошкольники не знают русские народные сказки, не знакомы с их героями.

Для того чтобы у ребенка появился интерес к чтению необходимо дать ему не только услышать литературное произведение, но и прочувствовать и пережить его. [5, с. 41]

Всем известно, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра. По этому самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» – это проиграть её. Поэтому целесообразно использовать в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что, несомненно, приблизит детей к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринять художественное произведение в целом. 

Театральная деятельность пробуждает в детях желание познакомиться с литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети, останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшей формой организации совместной деятельности детей и родителей.

Не стоит забывать, что дошкольник – только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые – педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому важно уделять особое внимание работе с родителями. [8, с. 16]

Включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность, в частности в театрализованную игру, позволит привить интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем к самостоятельному чтению. 

1.2  Театрализация – средство развития личности дошкольника

Театр  один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

• приобщением дошкольников к чтению. [11, с. 52]

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности дошкольника. [7, с. 22]

Многие ученые-педагоги, психологи рассматривали в своих исследованиях театраливозанную деятельность как средство развития ребенка-дошкольника.

Прежде всего, велика роль театрализованной деятельности в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности. [13, с. 22]

Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.).

Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития  эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления. [9, с. 41]

Основная форма организации опыта обобщения детей  наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме.

Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Менджерицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина), где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать. [8, с. 32]

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление  это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова). [5, с. 116]

1.3  Театрализация русских народных сказок - средство приобщения дошкольников к чтению

Театрализация русских народных сказок – одно из самых эффективных средств приобщения дошкольников к чтению. И важным фактором оптимизации такого приобщения является непосредственное участие детей в театрализации сказок.

Хорошо, когда ребенок слушает сказку в выразительном исполнении педагога. Прекрасно, когда он видит воплощение литературно-художественного произведения на сцене профессионального театра. Но ничто не заменит  поистине детской радости от непосредственного участия в театрализации любимого стихотворения или сказки.

В детском саду должно быть почти каждый день десятиминутное театральное зрелище.

Разнообразные малые формы театрализации могут быть использованы на занятиях в детском саду: театр на фланеграфе, театр игрушки, магнитный театр, панорамный театр, театр масок, теневой театр, пальчиковый (и кукольный) театр (см. Приложение 2). [5, с. 112]

В малых формах театрализации доля участия детей может быть весьма существенной.

Современным детям, избалованным красивыми игрушками, всевозможными развлечениями, театр нужен не меньше, чем детям прошлых поколений. Ведь театр - один из самых таинственных и прекрасных видов искусства.

Работа по театрализованной деятельности необходима, и начинать надо с самых маленьких.

Возраст дошкольников и какие виды театра можно показывать в разных возрастных группах:

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.
  • В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочным театром, люди – куклы. [2, с. 224]

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Необходимо уделять внимание отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю; использовать упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча; вести работу над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. [6, с. 26]

Следует поощрять участия детей в инсценировках, желание играть роль. Вместе с детьми сочиняются маленькие истории, придумываются диалоги героев.

Театральные игры - этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память, читательский интерес. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем, а участником педагогического процесса. [5, с. 114]

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу.

Сказки подбираются от простого к сложному. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации, которые проводятся без предварительной подготовки.

Эти двигательные импровизации на практике оказываются очень эффективными:

  • Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
  • Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
  • Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.

Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети чувствуют уверенность в себе и в своих возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Работу маленьких актёров можно организовать следующим образом:

Вначале они знакомятся с инсценировкой. О чём она? Какие события в ней главные?

Затем предлагается детям представить героев инсценировки. Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п..

Далее распределяются роли и идёт работа над ролью: составляется словесный портрет героя, описывается его жилище, любимые блюда, игры.

Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывают отдельные фрагменты сказки.

Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности, приобщает к художественной литературе, к чтению.

В работе с детьми воспитатель использует разнообразные творческие методы и приёмы:

  • Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, условные обозначения);
  • Ситуация «проживания»;
  • Моделирование;
  • Противоречий и доказательств;
  • Ассоциаций;
  • Коммуникативные – диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • Организация творческого поиска;
  • Просмотр видеофильмов;
  • Слушание аудиозаписи;
  • Коллаж из сказок;
  • Музыкотерапия.
  • Содержание деятельности включает в себя:
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Чистоговорки и скороговорки;
  • Загадки;
  • Упражнения на воображение;
  • Упражнения на напряжения и расслабление мышц;
  • Упражнения на имитацию движений;
  • Упражнения на активизацию словарного запаса;
  • Упражнения на формирование разговорной речи;
  • Игры со словами и без слов;
  • Хороводные игры;
  • Подвижные игры с героями;
  • Обыгрывание эпизодов;
  • Инсценирование сказок, потешек, стихов;
  • Показ театрализованных представлений.

Сказка знакомит ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. Такие новые сказки со старыми персонажами дети очень любят.

Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Идет развитие дошкольника во всех отношениях: развитие его способностей, творчества, интереса к произведениям детской литературы, к чтению.

1.4  «Театр своими руками»

В своей работе с детьми по театрализации на практике в ДОУ я использую различные виды театра:

  • настольный театр, связанный крючком,– русская народная сказка «Репка» и сказка Н. Сутеева «Под грибом»;
  • пальчиковый театр, связанный крючком,– русская народная сказка «Теремок»;
  • театр масок – сказка «Рукавичка»;
  • теневой театр–русская народная сказка «Курочка-ряба»;
  • театр Би-ба-бо, связанный крючком,–русская народная сказка «Колобок».

Детям очень нравится играть в театр, самим придумывать сказки и обыгрывать русские народные. Эти виды театра очень удобны тем, что их можно показывать как за ширмой, так и в любом месте группы. Театр постоянно пополняется. Некоторые дети изготовили театр по аналогии дома. Разыгрывают постановки с родителями и родственниками.

Показывая детям театр на практике, использую выразительное чтение. Детям очень нравятся театральные игры, яркие и красивые персонажи. Малыши слушают внимательно, остаются под большим впечатлением, просят прочитать сказку и с нетерпением ждут следующего театрального представления.

Мы на практике убедились в том, что театрализация русских народных сказок является эффективным средством приобщения детей к детской литературе, к чтению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. [7, с. 34]

Театрализация, проигрывание вместе с ребенком литературно-художественного произведения способствует погружению в текст, вызывает желание прочитать (выучить) представляемое произведение, познакомиться с автором, с его творчеством.

Дошкольник – только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые – педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения, поэтому важно уделять особое внимание работе с родителями.

Включение литературного опыта ребенка в его творческую деятельность, в частности в театрализованную игру, позволит привить интерес к восприятию художественной литературы, а в дальнейшем к самостоятельному чтению.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобраноуки России)  от 17 октября 2017 г. N 1155 г. Москва «Об утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  1. От  рождения  до школы.  Примерная  основная  образовательная  программа дошкольного образования  /  Под. ред.  Н.Е Вераксы,  Т.С Комаровой  М.А Васильевой.  –  3-е изд.,  испр. И доп.  –  М.:  МОЗАИКА  –  СИНТЕЗ. 2015. – 368 с
  2. Авраменко О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы. - Елец, 2011. - 12с.
  3. Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание.- 2011.- №2.- С.68-73.
  4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008.
  6. Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника, 3-е изд.,- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. - 144с.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991.
  8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Генов Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968. 154 с.
  10. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  11. Гурович Л.М., Берговая Л.Б. Логинов В.И. Ребенок и книга.- М., 2012.
  12. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. - М.: Педагогика, 2010.
  13. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, перераб.- СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 244с.
  14. Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно-методический журнал. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2017, № 9, с. 60-66.
  15. Карманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии, я, Харитонова Дарья, студентка группы Д-31 представляю вам свою курсовую работу.

Тема моего исследования: "Театрализация русских народных сказок как средство приобщения дошкольников к чтению"

Научный руководитель Гаврилова Марина Аркадьевна, преподаватель детской литературы с практикумом по выразительному чтению.

Дошкольное детство  определяющий этап в развитии личности, в этом возрасте ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям любимых сказок.

Сказки имеют огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Сказки способствуют развитию образного мышления, обогащают язык детей. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы с миром человеческих взаимоотношений. Сказка является незаменимым инструментом формирования духовного здоровья личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Работа с русскими народными сказками, обращение к народным традициям приобщает детей и их родителей к чтению художественной литературы. Сказка тесно связана с игрой, театральной деятельностью.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Новая роль, диалог персонажей ставит малыша перед необходимостью

ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Ребенок проживает ту или иную роль, приобретает эмоциональный опыт.

Театрализация русских народных сказок является важнейшим средством приобщения дошкольников к чтению. Участвуя в театрализованных играх дошкольники знакомятся с произведениями детской литературы, постигают особенности художественных текстов, характеры персонажей. Театр воспитывает маленького читателя.

Изучение проблемы приобщения дошкольников к чтению, анализ психолого-педагогической литературы и практики дошкольного образования позволили обнаружить противоречие между актуальностью проблемы приобщения дошкольников к чтению и недостаточным вниманием воспитателей и родителей к театрализации русских народных сказок как одному из важнейших средств приобщения дошкольников к чтению.

Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: как театрализация русских народных сказок способствует приобщению дошкольников к чтению?

Ответ на данный вопрос составляет цель нашего исследования.

Объект исследования – процесс приобщения дошкольников к чтению.

Предмет исследования – театрализация русских народных сказок как средство приобщения дошкольников к чтению. Можете увидеть на слайде…

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования; проанализировать понятийный аппарат.

2. Познакомиться с формами театральной деятельности, определить их роль в процессе приобщения дошкольников к чтению.

3. Выявить особенности театрализации русских народных сказок как средства приобщения дошкольников к чтению.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ понятийного аппарата, систематизация и обобщение передового педагогического опыта.

Основной целью образовательного процесса в ДОУ (согласно ФГОС ДО) является развитие личности дошкольника.

Воспитать свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его, невозможно без чтения художественной литературы.

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к художественной литературе, к чтению. К сожалению, в наш век информатизации интерес к чтению стал падать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. [12, с. 29]

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Для того чтобы у ребенка появился интерес к чтению необходимо дать ему не только услышать литературное произведение, но и прочувствовать и пережить его. [5, с. 41]

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Самый простой способ дать детям возможность прожить «книжную историю» – это

проиграть её. Поэтому целесообразно использовать в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе театрализованные игры, что, несомненно, приблизит детей к пониманию чувств, эмоций и мотивов персонажа, поможет им воспринять художественное произведение в целом.

Театральная деятельность пробуждает в детях желание познакомиться с литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети, останется в их сердцах и умах надолго, т. к. театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшей формой организации совместной деятельности детей и родителей.

Театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности дошкольника. [7, с. 22]

Многие ученые-педагоги, психологи рассматривали в своих исследованиях театрализованную деятельность как средство развития ребенка-дошкольника. Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович. Л.С.Выготский, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др..Л.П.Бочкарева, Я.3.Неверович, Я.Рейковский, Н.Н.Поддьяков, Л.Б.Баряева, А.А.Столяр, Д.В. Менджерицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина.

Занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.

Театрализация русских народных сказок – одно из самых эффективных средств приобщения дошкольников к чтению. Хорошо, когда ребенок слушает сказку в выразительном исполнении педагога. Прекрасно, когда он видит воплощение литературно-художественного произведения на сцене профессионального театра. Но ничто не заменит  поистине детской радости

от непосредственного участия в театрализации любимого стихотворения или сказки.

Работу по театрализованной деятельности необходимо начинать с раннего детства.

Для детей младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды театра:

  • настольный театр игрушек;
  • настольный плоскостной театр;
  • плоскостной театра на фланелеграфе;
  • пальчиковый театр.

В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:        

  • мягкой игрушки;
  • деревянный театр;
  • конусный театр;
  • театр народной игрушки;
  • плоскостных фигур;
  • театр ложек;
  • театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

В старшей и подготовительной возрастных группах детей можно знакомить со следующими видами театра :  марионетками, театром «живой руки», платочным театром, люди – куклы. [2, с. 224]

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. Необходимо уделять внимание отражению сказочных образов животных, анализу характера движения, интонации. Большое внимание уделяется речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз. [6, с. 26]

Театральные игры развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память, читательский интерес. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

Сказки для театрализации подбираются от простых к сложным. При распределении ролей учитываются пожелания детей быть тем или иным персонажем. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствуют почти во всех сказках, применяются двигательные импровизации.

Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности, приобщает к художественной литературе, к чтению.

Сказка знакомит ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои сказок живы для ребенка.

Сказка издавна является важнейшим элементом воспитания. Сказка учит жизни, учит тому, что хорошо, а что плохо. Идет важнейший процесс нравственного воспитания. Если ребенок сам играет в сказки, основная мысль войдет в его душу навсегда. Участие ребенка в сказке, а особенно в драматизации подразумевает эмоциональное проявление ребенка, его самовыражение. Идет развитие способностей  дошкольника его, творчества, интереса к произведениям детской литературы, к чтению.

В своей работе с детьми по театрализации на практике в ДОУ мы используем различные виды театра:

  • настольный театр, связанный крючком,– русская народная сказка «Репка» и сказка Н. Сутеева «Под грибом»;
  • пальчиковый театр, связанный крючком,– русская народная сказка «Теремок»;
  • театр масок – сказка «Рукавичка»;
  • теневой театр–русская народная сказка «Курочка - ряба»;
  • театр Би-ба-бо, связанный крючком,–русская народная сказка «Колобок».

Детям очень нравится играть в театр, самим придумывать сказки и обыгрывать русские народные. Эти виды театра очень удобны тем, что их можно показывать как за ширмой, так и в любом месте группы. Театр постоянно пополняется. Некоторые дети изготовили театр по аналогии дома. Разыгрывают постановки с родителями и родственниками.

Показывая детям театр на практике, используем выразительное чтение. Детям очень нравятся театральные игры, яркие и красивые персонажи. Малыши слушают внимательно, остаются под большим впечатлением, просят прочитать сказку и с нетерпением ждут следующего театрального представления.

Мы на практике убедились в том, что театрализация русских народных сказок является эффективным средством приобщения детей к детской литературе, к чтению.

Спасибо за внимание, пожалуйста ваши вопросы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

Учебно-исследовательская деятельность

-положение о курсовой работе -положение о ВКР-требования к портфолио...

4. Учебно-исследовательская деятельность

1.Курсовая работа на тему "Развитие диалогической речи в старшем дошкольном возрасте в процессе беседы"2.Автореферат к курсовой работе3.Положение о ДКР4.Положение о ВКР5.Положение о курсовой работе6.П...

4. Учебно-исследовательская деятельность

1. Курсовая работа "Адаптация ребёнка к детскому саду, как фактор социально-коммуникативного развития"2. Автореферат к курсовой работе3. Положение о дкр4. Положение о вкр5. Положение о курсовой работе...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...