Мини-музей «Мойдодыр»
презентация к уроку (младшая группа)

иванникова оксана михайловна

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 9 «Ромашка»

Мини-музей

«Мойдодыр»

группа раннего возраста

 

 

 

                                                                            Воспитатель: Иванникова О.М.

 

 

 

 

 

 

2019г.

 

 

 

                         Содержание


 

 

1Паспортные данные мини-музея                                                        3 стр.

2. Положение                                                                                            4 стр.                                                                                 

3. Аспекты музейной деятельности                                                       5 стр.

4. Характеристика мини-музея                                                               6 стр.

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее                 8 стр.

6. Перспектива развития мини-музея                                                     9 стр.

 

 

 

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ


 

Паспортные данные музея «Мойдодыр»:

Наименование  мини-музея: мини-музей «Мойдодыр»

 Профиль музея: познавательный

Характеристика помещения: групповая комната

Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв.м.

Целиформировать представления младших  дошкольников о свойствах воды и о личной гигиене в жизни человека.

Задачи:

  • обогащать предметно-развивающую среду группы;
  • развивать умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния;
  • побуждать детей проводить с водой элементарные опыты;
  • развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности     в познании окружающего мира;
  • воспитание бережного отношения к воде;

- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

- Принцип опоры на интересы детей.

- Принцип наглядности.

- Принцип последовательности.

- принцип сотрудничества и взаимодействия.

 

-Оформление мини-музея: музейные экспонаты подобраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея расположена на полках, доступна детям.

 

-Формы деятельности: поисковая, игровая, научная,  экспозиционная, познавательная.

-Разделы мини-музея, особенности использования:

«Сами, своими руками» 

Экспонаты этой коллекции выполнены детьми, родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственной образовательной деятельности в  образовательных областях «Познание», «Социализация». Поделки могут использоваться и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Галерея»

Здесь собраны рисунки, раскраски  детей на тему гигиена.

«Библиотека»

В библиотеке собраны  различные энциклопедии, загадки, стихи, авторские произведения о воде.  Эти книги могут быть использованы в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в самостоятельной познавательной деятельности детей.

-Перспектива развития мини-музея «Мойдодыр»

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

 

  1. Подбор познавательной и художественной литературы.
  2. Подбор детских  фильмов, научно-познавательных, видеороликов о воде, ручейке, капельке и т.д.
  3. Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек о воде.
  4. Работа с детьми по изготовлению дидактических игр.
  5. Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея и использование его коллекций. 
  • Исключительно важное место в работе мини-музея  занимают экскурсии (занятия-экскурсии).
  • Большое внимание  уделяется подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

 

 

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать  пространство в группе,  новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
  • мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

 

 

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

 

Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини музея располагаются на полках в групповой комнате и поэтому всегда доступны для детских игр. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. Опытно-исследовательская деятельность.

3. Пополнение мини-музея экспонатами.

4. Пополнение мини-музея разными играми.

5. Пополнение мини-музея книжками-малышками, экосказками.

6. Составление каталога экспонатов мини-музея.

7. Работа с родителями.

 

месяц

содержание

задачи

 

Сентябрь

 

Экскурсия в мини-музей «Волшебница - вода».

Знакомить детей с новыми экспонатами мини-музея.

 

Октябрь

 

Театрализованный досуг.

Просмотр сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница».

 

Ноябрь

Знакомство с игровым уголком мини-музея.

Познавательные игры: дидактические, драматизация, настольные, бродилки, лабиринты и т.д.

 

Декабрь

Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды.

Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность.

 

Январь

Знакомство с книжным уголком мини-музея.

Прививать интерес  к познаниям через различную литературу, разбор ситуаций.

 

 

Февраль

Мастер-класс для родителей по изготовлению макета «Море».

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

 

Март

 

Экологический праздник

«День воды».

Просмотр презентации, видеофильмов.

 

Апрель

 

Круговорот воды в природе.

Познавательные игры, ситуации.

 

Май

 

Анкетирование родителей.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

 

 

 

Подготовительный этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»;

Сентябрь

Иванникова О.М.

2.

проведение бесед о создании музея в группе с родителями

Октябрь

Иванникова О.М.

   

.

3

Информационный блок

(наглядная информация)

Оформление информации о проведении проекта:

на стендах в группе.

Сентябрь

В течение года

 

Иванникова О.М.

    

4.

Определение темы; название мини-музея; разработка его модели; выбор места для размещения;

сентябрь

Иванникова О.М.

 

 

                  Практический этап (или этап реализации проекта)

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

создание мини-музея в группе;

Октябрь -ноябрь

Иванникова О.М.

2.

сбор экспонатов для музея;

Октябрь - ноябрь

Иванникова О.М.

3.

Пополнение музея экспонатами

В течение года

Родители, дети

 

 

 

 

 

 

Внедренческий этап

Содержание работы

Сроки исполнения

Ответственный

1.

открытие мини-музея в группе;

ноябрь

 

Иванникова О.М.

2.

экскурсия в мини-музеи по группам;

В течение года

Иванникова О.М.

3.

приглашение гостей, родителей;

В течение года

Иванникова О.М.

5.

проведение образовательной деятельности в мини-музее;

В течение года

Иванникова О.М.

6.

оформление мини – музея:

альбома,

презентации,

паспорта,

картотеки экспонатов

Январь-май

Иванникова О.М.

 

 

 

 

                                 ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

 

Экспонаты мини – музея

 

Название раздела

Дата поступления

Хранение (постоянное, временное)

ФИО, предоставившего экспонат

1

Магнитные  карточки с видом морского дна и речного, соответственно обитатели морские и речные.

Ноябрь

2019г.

постоянное

Михайленко Людмила Викторовна

2

Авторские экологические сказки о воде, капельке, ручейке

Ноябрь 2019г.

временное

Прусская Дарья Сергеевна

3

Макет моря

Ноябрь 2019г.

временное

Слепцова Ирина Романовна

4

дидактические игры: «Кто где живет?», «Сокровища пиратов»

Ноябрь 2019г.

постоянное

Вацура Людмила николаевна

5

Различные пуговицы, похожие на льдинки. Камушки, похожие на льдинки.

 

Ноябрь 2019г.

постоянное

Давлетчина Ирина Романовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ – МУЗЕЕ

 

 

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. НОД

3. Мастер-классы, семинары.

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

8. Театрализованные досуги.

 

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

 

  1. Подбор коллекций открыток  о воде, книг о гигиене человека.
  2. Проведение экскурсий для детей других групп ДОУ.
  3. На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.