Советы воспитателя
статья

Горбунова Светлана Николаевна

Советы воспитателя родителям, основанные на опыте работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_vospitatelya.docx25.22 КБ
Файл sovety_vospitatelya.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Советы воспитателя

/из опыта работы/

К написанию этой статьи, я шла довольно долго. И вот проработав в детском саду шесть, на пороге выпуска своей второй группы, наблюдая за эти годы за детьми и родителями, хочется дать несколько советов прежде всего молодым мамам, которые собираются отдать свое драгоценное дитя в детский сад.

Во-первых, когда вы решаетесь на такой серьезный шаг, вы точно должны знать, что вы хотите от данного учреждения. Вопрос этот не праздный, т.к. он несет за собой и определенное поведение родителей и определенные ожидания. Ведь вы кардинально меняете не только свой уклад жизни, но и ребенка. И от того какие обстоятельства вами «рулят» на данный момент, будет и зависеть ваше поведение, а значит и адаптация ребенка.

 Поясню почему. Если у родителей нет возможности с кем-то оставлять ребенка (бабушка, няня) и нужно обоим работать, то тут все понятно, у таких родителей, как не странно это звучит, и дети проходят быстрее адаптацию, да и они сами более лояльно относятся к детскому саду, не ищут какой-то негатив. Им не до того, они работают. И соответственно они и ребенка настраивают так: «Как бы ты не плакал, милый, но маме надо на работу, а ты идешь в детский сад.»

А вот, если мама имеет возможность оставлять ребенка дома с бабушкой или еще с кем то, и в сад они решили ходить только для того, чтобы ребенок общался с детьми или для общего развития, вот тут-то и скрываются «подводные камни». Ребенок очень быстро понимает возможности родителей и начинает ими манипулировать: закатывать истерики, упрямиться, канючить, что у него что-то болит, лишь бы мама забрала его домой. И как вы разрешите данную ситуацию во многом зависит от вашего характера, терпения и психики.

Вот тут мы и подошли к самому главному.

Если вы все-таки твердо решили, что ваш ребенок будет ходить в сад, тот нужно и его и себя к этому подготовить. Ребенка, - чтобы у него как можно легче, мягче и быстрее прошел период адаптации, а себя, - чтобы быть спокойной за его пребывание в саду.

Меня часто спрашивают: «Какой возраст, наиболее подходящий для того, чтобы отдать ребенка в сад?» Конечно все зависит от ребенка, его иммунитета, характера, общительности, привязанности к родителям, атмосферы, в которой он рос. Но мои наблюдения позволяют мне с полной уверенностью сказать, что чем младше ребенок, тем лучше.

 Я понимаю вас как мать, как тяжело отрывать кроху от себя, у самой сердце «кровью обливалось», когда отдавала своих детей в сад в полтора года. Но нужно перебороть себя, от вашего настроя зависит очень многое.

Чем младше ребенок, тем ему проще привыкнуть к новым условиям, «привязаться» к воспитателям. В два года он еще не полностью осознает почему его из одной среды поместили в другую, он только эмоционально переживает разлуку с мамой. Но грамотный воспитатель всегда сможет успокоить, отвлечь, приласкать ребенка.

А вот, если ребенка отдают в сад в три или того хуже, в 4-5 лет, вот здесь уже идет конкретно, как я говорю «психологическая ломка». Он уже привык к определенному образу жизни, когда его окружали только родные люди, никто его не «загонял в определенные рамки», а тут чужие тетки, чужая атмосфера. И ребенок уже осознает, что его куда-то отдали, бросили. Адаптация проходит тяжелее и длительнее. Дети истерят, появляются попытки убежать, их труднее успокоить и переключить. Некоторые дети начинают писаться, отказываются есть, появляется рвота и даже дерматит. Некоторые родители не выдерживают этого и начинают оставлять ребенка дома или забирать до сна. Но в одних случаях это помогает, а в других – только усугубляет, потому что ребенок понимает, что, если он так себя будет вести, мама или заберет его из сада или оставит его дома.

У меня на практике был такой тяжелый случай, когда четырехлетнему ребенку потребовалось полтора года, чтобы привыкнуть к детскому саду. Мы уже думали, что ребенок «не садовский», т.к. девочка все время истерила, пыталась убежать, ее тошнило и на нервной почве появился жуткий дерматит. Было несколько попыток посещать сад, но все заканчивалось плачевно и только благодаря спокойному упорству мамы, ее убеждению, все-таки девочка стала ходить в детский сад. Правда, по началу без сна, а потом к концу года уже оставалась спать. Но, повторяюсь, что это большой труд родителей и понимание того, что ребенок на подсознательном уровне может вызвать у себя какое-то заболевание. У ребенка срабатывает взаимосвязь: болею- сижу дома. В стрессовой ситуации механизм запуска какой-то болезни срабатывает, ребенок заболевает и, значит остается дома.

Ребенок должен быть психологически устойчив к расставанию с мамой. Поэтому еще в маленьком возрасте, иногда, на час или два полезно оставлять его с бабушкой или с кем-то знакомым для ребенка человеком. Постепенно вводя в круг его общения других детей, взрослых. На детских площадках не опекайте его слишком своей заботой, просто следите за его безопасностью. Пусть он знакомиться с другими детьми, общается, пытается проявить свою самостоятельность, тогда у ребенка не будет боязни, если мама отлучится, и что его бросили. Учитесь вселять в него уверенность, что «Мама скоро придет, а ты пока поиграй с ребятами или с кем-то из взрослых».

И, все же, когда решается вопрос, когда ребенка отдать в сад, многие мамы считают, что чем старше ребенок, тем он крепче, а значит, будет меньше болеть. Особо не обольщайтесь, ребенок будет болеть в любом случае и маленький и постарше. Только постарше психологически тяжелее переносит разлуку и как я уже говорила вместе с болезнями может приобрести и невроз.

А болеют они, потому что попадают в коллектив, и пока каждый ребенок не наберется флоры от сверстников и не выработает иммунитет, в каком бы возрасте он не был, он все равно будет болеть. Только относится к этому нужно спокойно, без паники.

 Считаю ошибкой некоторых родителей, которые утверждают, что во всех болезнях виноват детский сад и воспитатели, которые как-то не так присматривают за детьми. Родители начинают после болезни держать ребенка дома месяцами, утверждая, что так он закрепляется, выздоравливает. Я всегда говорю: «Значит у вас есть возможность держать ребенка по полгода. Тогда зачем вам сад?».

Дело в том, что эти длительные пропуски не помогают выработать иммунитет, так как дальше повторяется все снова, тогда как другие дети, регулярно посещающие детский сад, которые также болеют, идут на больничный на неделю- две, потом снова приходящие в сад, постепенно начинают все реже и реже болеть. Ну, а те дети, родители, которых боясь заразиться, все чаще и по долгу оставляя их дома или приводя их только на праздники, они «выпадают» из коллектива, не живут жизнью группы.

 Когда, иногда, эти дети приходят в группу, то зачастую не знают, как зовут их сверстников, не могут обратиться к воспитателю, находятся в некомфортных для них условиях. Наблюдая за ними, обращаешь внимание, что они постоянно находятся в «режиме ожидания», когда же за ними придут. В результате, этим детям сложнее на занятиях, т.к. они чего-то не усвоили, какие-то навыки не приобрели, порядка выполнения действий не знают. Поэтому, как бы вы не опасались, посещать сад нужно регулярно, вашему же ребенку будет проще и легче адаптироваться к школе.

Но я забежала немного вперед, и подробнее о подготовке к школе расскажу в своей следующей статье, а пока остановлюсь на том как подготовить ребенка к детскому саду.

Чтобы никто не мучился потом (ни ваш ребенок, ни вы, не воспитатели), вам хотя бы за полгода до сада придется потрудиться.

 Если вы после года еще не начали приучать ребенка к горшку, он у вас ходит в подгузниках, вы не давали ему в руку ложку, то вам придется срочно этим заняться. Поймите, ведь все эти требования нужны, потому что в группе 15-20 детей и когда через каждый час – два нужно всех разом высаживать на горшки, какое это мученье: снять подгузник, надеть его. Ребенок тоже не понимает, а зачастую сопротивляется усаживанию на горшок. Это проблема, которую родители поленились решить дома.

Если ребенок не умеет держать ложку или его кормили дома только пюрешками, а были и такие, то его нужно кормить. А остальные дети, которые тоже часто плохо едят, ведь их тоже надо докармливать? Детей много, а в группе только няня и воспитатель.

Так что для вашего же спокойствия отучите ребенка от подгузников, ребенок к саду уже должен ходить на горшок, научите его самостоятельно кушать, ни каких бутылочек и сосок. Ребенок к двум годам может уже многое: и кушать, и ходить в туалет, кто-то очень бойко говорит, некоторые могут снять штанишки, носочки, обувь. Только не ленитесь и у вас все получится.

Еще отдельно хотелось остановиться на расставании мамы с ребенком. У всех это происходит по-разному. Если маме некогда, она спешит, то она отдает плачущего ребенка воспитателю и быстро убегает. У нее нет возможности с ним растягивать это «удовольствие». А есть мамы, которые никак не могут расстаться, держат ребенка на коленях, все чего-то уговаривают, обещают. И ребенок, который до этого момента пришедший в сад с настроением и готовый был зайти в группу, начинает капризничать, цепляться за маму. Все это превращается в драму с обеих сторон. Вот тут верна поговорка: «Долгие проводы – лишние слезы». Поэтому дома с ребенком сразу проговаривайте спокойно, но твердо, что вы идете на работу, а он – в детский сад. И других вариантов нет.

Ребенок еще не знает временных рамок, но если он будет знать и уверен, что вы придете за ним, когда он поспит и поужинает, то он зайдет в группу намного спокойнее. Только вы это должны ему проговорить обязательно: «Ты поспишь, покушаешь – и я за тобой приду».

И вот что еще хотелось сказать. От некоторых родителей я сама слышала: «Чего его учить, в сад пойдет, там научат». Да, конечно, мы стараемся прививать детям многие навыки, учить их. Но, если ребенку читают дома книжки – он быстрее и чище начнет говорить, если с ним рассматривают картинки- он быстрее будет знать об окружающем мире, если он впервые увидит карандаш, краски и пластилин не в саду, а дома- значит он быстрее научиться рисовать и с мелкой моторикой у него все будет в порядке. А значит, вашему ребенку в саду будет легко и интересно. Если мои советы кому-то помогут, буду только рада.

Воспитатель: С.Н.Горбунова



Предварительный просмотр:

Советы воспитателя. Продолжение

/из опыта работы/

В своих советах родителям, хочу остановиться на подготовке детей к школе, т.к. к этому вопросу нужно относится серьезно и с раннего возраста.

 Иногда слышу от родителей, что ребенок сам всему научится в саду, а если не в саду, то в школе. Или еще одно высказывание было, когда я порекомендовала маме одного ребенка позаниматься с ним на запоминание цифр, она мне ответила: «Не надо ребенку сокращать детство. Пусть играет, выучится еще успеет». На это у меня нет никаких аргументов. Мне просто жалко этого ребенка.

Зато, сейчас, когда остается один год до школы, она спохватилась: «Будем ходить в сад постоянно, а то ведь подготовка к школе». Хочется сказать: «Опомнилась!»

Да, конечно, в подготовительной к школе группе уделяется больше внимания образовательному процессу, чем в младших группах, но это всего лишь закрепление уже наработанных навыков и расширение знаний на базе уже пройденного материала. А если ребенок из-за гиперопеки родителей редко посещал детский сад и в общей сложности пропустил год или даже полтора, то, когда он сидит на занятиях то, простите за выражение, «хлопает глазами», потому что не понимает требований педагога, не знает, как отвечать, что делать, то жалко этого ребенка. Потому что в этом возрасте уже важна самооценка и ему не все равно как реагируют на него сверстники.

Я сразу представляю его ощущение страха и неуверенности. Если это послушный ребенок, то эти переживания могут перерасти в комплексы. А, если это ребенок не совсем послушный, то это может породить «пофигизм», нежелание или отказ выполнять задания. И это все сделали вы, когда хотели, чтобы ваш ребенок только играл. Я уж не говорю, какая это проблема для педагога, которому вместо того, чтобы объяснять материал всем ребятам, нужно постоянно отвлекаться на вашего ребенка, потому что, у него что-то не получается или он отвлекается и отвлекает других, т.к. ему просто не интересно.

Хочется объяснить родителям, что мы, педагоги занимаемся подготовкой детей к школе с самого первого года пребывания в детском саду, только каждый год закрепляя и упражняя детей в каких-то умениях и навыках, давая им новые знания постепенно усложняя их. Поэтому подходя к последнему году перед школой, дети, регулярно посещающие сад на протяжении всех пяти лет, уже имеют определенный багаж знаний и умений, не ощущают особых трудностей при поступлении в школу.

Конечно, способности у всех детей разные и кому-то из родителей на протяжении этих лет даешь советы и рекомендации чем и как позаниматься. Кто-то прислушивается, а кто-то пускает все на самотек, ведь это же не школа. Но поймите каково будет вашему ребенку, когда он в школе столкнется с такими трудностями, которые можно было преодолеть еще в детском саду. А в школе уже надо будет что-то делать на оценку.

Конечно, все зависит от того, чего вы ожидаете от своего ребенка. Если вам все равно как он будет учиться, тогда и говорить об этом нечего. А если хотите, чтобы он у вас хорошо учился, был грамотным и развитым, мог самостоятельно принимать решения, не пасовать перед трудностями, тогда помогайте ему еще тогда, когда он ходит в детский сад.

А именно: развивайте речь, читая ему книжки. Разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, учите его счету играя. Развивайте моторику ребенку и не только мелкую, чтобы ваш ребенок был активным. Бегайте, лазайте вместе с ребенком, играйте с мячом. Ведь давно доказана взаимосвязь моторики и речи, чем подвижнее ребенок, тем быстрее он говорит, если заторможен и речь его заторможена. Такому ребенку сложно строить фразы и предложения. Помогите ему в этом, будьте сами активны.

Мелкую моторику еще проще развивать, играя в конструктор «Лего», перебирая крупу, нанизывая бусы и т.д. Помните, «наша речь находится на кончиках пальцев».

Подробнее остановлюсь именно на развитии речи, так как у большинства детей, поступающих в детский сад речь не развита. Конечно, я не логопед и тем более не дефектолог, но могу сказать, что помочь детям в произношении некоторых звуков в состоянии и родители. До четырех лет еще вполне, если там не полная «каша» во рту, можно в игре научить правильно произносить звуки, благо на это у нас у всех есть в помощь интернет. Делайте различные упражнения для языка, губ, развивайте подвижность нижней челюсти.

 Обязательно нужно читать детям, вместе с ними пересказывать прочитанное, поправляя при этом неправильно произнесенные слова или звуки. Разучивать стишки с короткими словами, уделяя внимание звукам.

Почему делаю акцент именно на звуках? Да потому что, развивая фонематический слух, мы быстрее и правильнее научим ребенка соединять звуки в слоги, а затем и в слова.

Многие родители допускают ошибку, когда, стремясь побыстрее научить ребенка читать, учат с ним буквы. И полбеды, если они называют эти буквы по-простому, хуже, когда они хвастаются, тем что их ребенок знает алфавит и произносит названия букв правильно, ну, например, ЭН, ЭЛЬ, КА, ЭС и т.д.

 И вот, когда учишь ребенка сливать звуки, у него возникают трудности. Ну, например, ему нужно соединить звук Л и А, чтобы получить ЛА. А он начинает тянуть: ЭЛЬ, А. и у него, естественно не получается ЛА. Так и с остальными буквами, пока это до него дойдет.

Поэтому прошу родителей не учить с детьми буквы, а уделять внимание звукам. Проигрывайте моменты- «Какой звук слышишь?», потом усложняйте «Где звучит звук в слове?» и т.д. Таких упражнений очень много есть в книгах по подготовке грамоте и в интернете. Только делайте это систематически, и я, надеюсь, вам не понадобиться помощь специалиста. А если ваш ребенок заинтересовался буквами, то называйте ему их так, как звучит звук, обозначенный той или иной буквой. Например, называйте Н, а не ЭН или С, а не ЭС.

И еще, дорогие родители, не ждите до школы, что все звуки ребенок начнет произносить правильно к этому возрасту. Какие- то, может быть и начнет, а какие-то и нет, поэтому, если у ребенка плохо со звуками, обращайтесь к логопеду уже после 4-х лет.

Речь- основа грамотности вашего ребёнка. Ведь всем известно, что как слышишь, так и пишешь.

И не ленитесь заниматься с ребенком, вы этим поможете и ребенку и себе. Не ждите, что все придет, само собой. Может быть?! Тогда вам повезло, у вас способный ребенок, но большинство родителей сталкиваются с большими трудностями, когда ребенок идет в школу. Успешность ребенка в школе, зависит от того, сколько внимания вы уделяли ему.

Часто слышу от мам такие высказывания: «Он ничего не хочет, он меня не слушает. Я не могу его заставить». Но, во-первых, меня это удивляет, потому что я не понимаю, как вы не можете договориться со своим ребенком в 5-6 лет? А что будет, когда он будет в школе и будет заявлять, что не хочет и не будет учиться? И что: «Школа дурацкая, гадская и я туда больше не пойду!?»

Будут истерики, вопли, ваши крики и нервотрепка. А нужно было просто с малых лет вместе с ребенком, порисовать, порассматривать картинки, поводить его пальчиком по книжке, поучить с ним стишок. Ребенок ваш не только привык бы к занятиям, пусть даже и в игровой форме, но и всегда бы чувствовал вашу сопричастность, заинтересованность, что его успехи, пусть незначительные, но так важны для вас. Что поделки и рисунки ребенка бережно хранятся и все радуются, что он чему –то научился. Тогда ребенок чувствует себя уверенно и не боится, что у него что –то не получится.

Часто мамы идут легким путем и отдают ребенка на подготовительные курсы к другим педагогам. Успокоившись: «Отдала, пусть там и занимается, а я в этом ничего не понимаю, и он со мной ничего не делает».

Курсы -это неплохо, но только не самоустраняйтесь. Поймите, что, конечно, педагог вам поможет. А как не помочь, если вы платите ему деньги. Но если вы не будете принимать участие, закреплять те знания, которые ему дает педагог, этот эффект ненадолго. Потом в школе зачастую этому ребенку приходится нанимать репетитора, потому что вы сами знаете какие сейчас требования в школе. А я думаю, вы не хотите, чтобы ваш ребенок остался на второй год.

Поэтому, не ленитесь, занимайтесь с детьми. Ведь это ваш ребенок, ваше будущее и то каким он вырастит, зависит от вас. Следите за своим поведением, привычками, ведь всем известна фраза: «Ребенка не надо воспитывать, он воспитывается, глядя на вас».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия

Как избежать профессионального выгорания и сохранить интерес к работе на долгие годы...

Пять советов воспитателям старшего дошкольного возраста

Как работать с детьми старшего дошкольного возраста.Советы кандидата педнаук А.А.Ершовой...

Консультация для воспитателей "Советы воспитателям по воспитанию дружеских отношений между детьми"

Предлагаю вашему вниманию 10 пунктов, советов психолога воспитателю ДОУ, реализуя которые можно достичь значимых результатов в формировании уважительного отношения и дружбы между детьми в условиях дет...

Консультация для воспитателей "Советы воспитателям при организации и проведении праздников"

Консультация содержит рекомендации по организации, подготовке и проведения утренников в детском саду...

Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...

Памятка воспитателям: «Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Цель - чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходиморазнообразить формы его проведения....