Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
консультация по аппликации, лепке

Лупова Оксана Ивановна

Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_igry_frebelya.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Бутурлиновский детский сад общеразвивающего вида №8

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Консультация для педагогов:

«Использование игрового набора

«Дары Фребеля»

в образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие».

Воспитатель: Лупова Оксана Ивановна

г. Бутурлиновка

2019 г.

«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба».

                                                                                                      Фридрих Фребель

«Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением».

                                                                                                      Фридрих Фребель

«Художественно-эстетическое развитие» направленно на достижение целей развития у детей художественно-эстетической культуры через решение следующих задач:

- развитие эстетического мировидения;

- освоение эмоционально-нравственной культуры;

- формирование творческого воображения и образного мышления средствами художественно-эстетических видов деятельности;

- формирование предпосылок общей художественной и художественно-конструктивной умелости.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно-эстетическое развитие» в другие области Программы на основании возможности развития воображения и творческих способностей ребенка. Деятельность может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста-развитие детского творчества.

Ведущее место в своей системе Фребель отдал игре: специально созданной обучающей игре и игрушке. Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

Однако развитие всех видов детской деятельности, сточки зрения Фребеля, должно происходить в игре. В игре проявляются знания, полученные ребенком из окружающей среды. Через игру он проверяет «законы жизни», проникает в суть явлений и процессов, может достигнуть поставленных целей.

Ф. Фребель выделил занятия, которые должны освоить дошкольники, мы относим их к продуктивным видам детского творчества. Такими занятиями являются:

- прокалывание;

- рисование как занятие в целом;

- рисование линий;

- «свободное рисование», без применения вспомогательных средств;

- игры с веревочками;

- переплетение бумажных полосок;

- вырезание из бумаги;

- оригами;

- мозаика, мозаика (бусины) с песком;

- лепка;

- игра с песком;

- разнообразные занятия: изготовление цепочек, нанизывание, шнуровка, моделирование из бумажных цилиндров разных цветов и размеров, моделирование из картоны.

Фребель выделял четыре вида продуктивной деятельности, связанных с бумагой:

1. вырезание;

2. склеивание;

3. складывание;

4. плетение.

Фребель относил вырезание из бумаги к фундаментальным видам деятельности, которые ребенок должен обязательно освоить. Так как с помощью аппликации ребенок может:

- выразить свои творческие способности;

- развивать мелкую моторику («тренировать руки и глаза»);

- обучаться работе с инструментами и материалом (ножницами и бумагой);

- открыть в себе дорогу в мир творчества (дизайна);

- научиться аккуратности, точности и экономии материала.

А также с помощью аппликации можно:

- создавать игрушки, куклы;

- иллюстрировать различные истории и сказки;

- изготавливать простейшие наглядные пособия;

- оформлять интерьеры различных помещений.

Аппликация-это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных и наклеенных на соответствующий фон.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине и композиции. Композиционные знания и умения, важны не только для создания сюжетных и декоративных аппликаций, но для рисования.

Уважаемые коллеги, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, в игровую страну «Даров Фребеля».

В некотором царстве

В ребячьем государстве,

Работают девицы красавицы.

Учат они маленьких ребят

Как мир для себя открывать.

Много читают, конечно играют,

В этом им дары Фребеля помогают.

Дымковская барышня – Какие красивые воспитатели с воспитанниками. Кто догадался, от куда они приехали? Правильно из Дымковской слободы. Хотите себе такие наряды? Тогда приступайте рукоделью. Но вспомните, какие узоры использовались в дымковской росписи.

Выполняют роспись «Дымковской барышни».

Посмотрите друг у друга, подивитесь, похвалите.

Как оденут свои платья,

Выйдут в рощу погулять.

У березок весело

С малышами поиграть.

А гулять они любят в разное время года. И зимой, и летом, и весной и осенью.

Я предлагаю вам найти себе пару и вместе договориться, березку в какое время года будите выполнить.

Выполняется творческая работа «Березова роща».

Каждый день они играют,

Малышам стихи читают.

Мелкую моторику ловко развивают.

Одуванчики в веночки вместе заплетают.

«Одуванчики на полянке» - с использованием колец и кругов.

А на улице гуляя,

Да за миром наблюдая.

Песни напевают обо всем на свете

А какие песни, отгадайте «дети…».

«Угадай песню».

Направление: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Содержание работы: развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения; развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности.

Описание игры: дети делятся на 2 команды. Первая команда выкладывает из наборов композицию-иллюстрацию к какой-либо известной детской песне (песню команде шепотом сообщает воспитатель), вторая команда, глядя на композицию, должна угадать, какая это песня.

«Ритмические рисунки»

Направление: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Содержание работы: развитие музыкальной деятельности; развитие творческой активности, мелкой моторики, игровой деятельности.

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно!

Всё вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик-так! Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Вот суворовцы шагают

По широкой мостовой,

Маршировке помогает

Барабанный чёткий бой.

Ждёт их доблесть, ждёт их слава

И глядит на них Москва,

Левой…Правой…Левой…Правой…

Раз, два! Раз, два! Раз, два! Раз, два!

(Наталья Кончаловская, «Ритм»)

Описание игры: воспитатель предлагает детям пропеть песню, хлопая в ладоши. Воспитатель предлагает детям придумать свой ритм и прослушать его. Затем поясняет: чтобы не забыть ритм, его можно изобразить с помощью палочек (нарисованных или из набора). Длинные палочки будут обозначать долгий звук, а короткие-короткий. Далее дети изображают придуманные ритмы с помощью набора №8 и прохлопывают их.

«Украшаем елку».

Направление: реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции.

Простые игрушки сквозь щелку

Однажды увидели елку:

"Давайте-ка елку нарядим!

Залезем на ветки и сядем!"

Полезли на елку игрушки.

Мартышка уже на верхушке.

Под Мишкою ветка прогнулась,

Под Зайчиком чуть покачнулась.

Цыплята висят, как фонарики,

Матрешки - как пестрые шарики...

"Эй, елочные игрушки,

Снегурочки, звезды, хлопушки,

Стекляшки витые, литые,

Серебряные, золотые!

Пока вы пылились на полке,

Мы все очутились на елке!

Сейчас ребятишек обрадуем!

Ой, батюшки! Падаем! Падаем!"

(В. Берестов, «Новогоднее происшествие»)

Содержание работы: воспитатель предлагает детям игру «Украшаем елку». Целесообразно спросить у детей, что такое зима, чем она отличается от других времен года, что им нравится делать зимой. Дети делают основу-аппликацию «Елочка». Воспитатель предлагает подготовить елки к новогоднему празднику и спеть песенку «В лесу родилась елочка».

«За окном»

Направление: становление эстетического отношения к окружающему миру.

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирования у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира.

Вот я вижу: куст растёт в саду, 
Воробьи играют в чехарду,
Вижу крышу дома своего...
А теперь не вижу ничего.

Вот я вижу: пыль стоит столбом,
Грузовик промчался за углом,
Вижу, как шофёр ведёт его...
И опять не вижу ничего.

Вот я вижу: лёгкий мотылёк
Раскачал высокий стебелёк,
Вижу я, как шмель влетел в окно...
И опять вокруг меня темно.

Снова вижу: выбивают кресло,
Вижу, как порхает стрекоза...

До чего же это интересно:
Открывать и закрывать глаза!

(О. Дриз, «Игра»)

Описание игры: воспитатель читает стихотворение, затем предлагает детям игру «За окном». Дети делают основу-аппликацию «Рамка». Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно и сделать в своем «окне» -рамке то, что они увидели.

Игра «Автобус».

Мы отправляемся в путешествие на автобусе. 

Улыбается водитель:

- Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На нашем автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет?

На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.

Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку - рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист горизонтально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний. – Задание понятно? ...

Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

- Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

- Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

- Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

- Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

- Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились? Проверим! ...

- А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )

- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)

- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»!

 Игра «Капризная принцесса».

 Наш автобус привёз нас в королевство капризной Принцессы.

«Жила-была Принцесса. Очень капризная. Захотелось ей подснежников. Но зимой подснежников не было. И объявила Принцесса:

 «Кто соберёт для меня больше всех цветов, того щедро награжу.

Все развели руками -

цветов зимою нет,

взамен ей предложили

искусственный букет.

Капризная принцесса

в смятенье и в слезах,

дрожит от возмущенья

корона в волосах.        

Я к розовому платью

подснежники хочу,

изысканный букетик

я приколю к плечу.

Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».

Послушайте задание: Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме. Например, ПОКАЗ.

Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам.  Задание понятно?

 Кто желает, расскажите про свой специальный букет?

 Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).

 По какому ещё признаку можно сложить букет?.. (размер).

Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! Подарите их Принцессе, сложив обратно в тарелочки.

«БОЛЬШАЯ СТИРКА» 

Постираем в ванночке Рубашечку для Анечки,

Платьице для Олечки,

Трусики для Колечки,

Кофточку Мариночке,

Платочек для Ириночки. 

(Г. Лагздынь)

Предлагаю поделиться на команды:

  1.  «Девчушки-постирушки».
  2. «Еноты-полоскуны».

Кто больше «постирает белья» (выстроит цепочку длиннее).

Описание игры:

Педагог выкладывает на столе несколько веревок, на которых будет сушиться «белье». Затем он выкладывает «рубашку» из четырех фигур (наборы № 7, 8, 9, 10) и говорит, что все последующие «вещи» должны отличаться от предыдущей одной деталью (по форме, размеру или цвету). Например, синий «рукав рубашки» меняется на рукав другого цвета, или размера, или формы. Педагогам предлагается «вывесить свое белье».

Задача - составить длинную цепочку и не ошибиться, при этом запрещено менять только что измененную деталь.

 «МОЕ ЛЮБИМОЕ ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ»

Содержание работы: становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Пальчиковая гимнастика

У зверей четыре лапы. (поднимаем и опускаем 4 пальца на ручках)

Когти могут поцарапать. (пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда. (соединить пальчики двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальчики, опуская их)

Хвост, усы, а носик мокрый. (волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки (растираем ладошками свои ушки)

Только на макушке. (массажируем две точки темени)

Используемые материалы Наборы №№ 7, 8, 9, 10

Возраст участников от 5 лет

Количество участников 2 и более

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Описание игры: воспитатель предлагает детям игру «Отгадай мое любимое домашнее животное». Целесообразно спросить детей, что они знают о домашних животных и чем они отличаются от диких. Дети делают основу – аппликацию «Мое любимое домашнее животное». Воспитатель предлагает провести пальчиковую гимнастику. Дети делятся на пары: один выкладывает свое любимое животное, второй – отгадывает, затем меняются местами.

 «Какой остался?»

Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, закреплять знания детей о цвете, развитие мелкой моторики.

Методическая ценность: Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Ребенок постоянно знакомится с многообразием форм, цвета и разных свойств предметов. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает красоту окружающего мира. Но если её усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому последовательное, планомерное ознакомление с разнообразием цвета, осуществляемое через игровое пособие «Дары Фрёбеля» способствует формированию у детей дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета.

Возраст детей: от 3 лет

Методические рекомендации к использованию дидактического пособия:

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка.

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали

Руки к верху все подняли.

Сели, встали, сели, встали –

Ванькой – встанькой словно встали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Соответствующие движения.

Перед игрой рассмотрите клубочки вместе с ребенком. Положите в мешочек три клубочка. Попросите ребенка достать два клубочка. Клубочек какого цвета остался в мешочке? Усложняя задание, прячьте четыре и более клубочков, в зависимости от возраста детей.

 «Цветы в подарок маме».

Цель: формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета через игровое пособие «Дары Фрёбеля» и использование нетрадиционного рисования — рисование ватными палочками; обучение умению выразительно передавать образ цветка.

Методическая ценность: Цветовосприятие является высшей психологической функцией. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Ребенок постоянно знакомится с многообразием форм, цвета и разных свойств предметов. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает красоту окружающего мира. Но если её усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому последовательное, планомерное ознакомление с разнообразием цвета, осуществляемое через игровое пособие «Дары Фрёбеля» и нетрадиционной техники рисования, способствует формированию у детей дошкольного возраста устойчивого зрительного образа цвета.

Возраст детей: от 4 лет

Физкультминутка “Цветы”

Наши алые цветки плавно раскрывают пальцы.

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, помахивают руками перед собой

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки. Плотно закрывают пальцы.

Тихо засыпают

Головой качают. Плавно опускают их на стол.

(Упражнение повторить 2–3 раза)

Целесообразно спросить у детей что они знают о празднике, который будет в марте. Что можно подарить мамам и бабушкам на праздник. Детям предложить выложить на столе из модулей игрового набора «Дары Фрёбеля» цветок, который они хотели бы подарить маме или бабушке. Воспитатель проходит, смотрит, что получилось у детей. Затем предлагает перенести свой цветок на лист бумаги. Каждую деталь необходимо обвести в таком же порядке, как они лежали на столе и раскрасить таким же цветом, каким окрашены детали.

Послушайте стихотворение и изобразите его, используя палочки и фигуры на столе.

 Наша елка велика, (сложить елочку из треугольников)

Наша елка высока. (продолжаем строить елочку всё выше и выше)

Выше папы, (сложить человечка из наборов)

Выше мамы. (сложить второго человечка из наборов)

Достает до потолка. (выложить схематично потолок из набора)

 А на ней игрушки, (выложить на елочку игрушки используя детали из набора)

Бусы да хлопушки. (выложить на елочку бусы из набора).  Стихи Е. Ильина.

«Дымковская роспись»

Цель: формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве – дымковской игрушке, формировать умение составлять элементы узоров; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

Весёлая белая глина

Кормилицы и водоноски,

Кружочки, полоски на ней.

И всадники, и ребятня,

Козлы и барашки смешные,

Собачки, гусары и рыбы

Табун разноцветных коней.

 А ну назовите меня!

Описание игры: в гости приходит «дымковская» лошадка и рассказывает о себе: откуда она, кто её создатели. Затем предлагает обыграть потешку «Еду, еду к бабе, к деду…». Далее, лошадка предлагает рассмотреть узоры других дымковских игрушек и составить самостоятельно элементы узоров по образцу.

«Что даёт человеку сад (ягоды)»

Содержание работы: формирование представлений о фруктах и ягодах, закрепление их формы и цвета; развитие мелкой моторики, творческого мышления, воображения, игровой деятельности

Описание игры: в гости приходит Пугало, рассказывает, зачем люди его сделали. Затем дети рассматривают и описывают фрукты и ягоды. Далее Пугало предлагает отгадать загадки про его подопечных (фрукты, ягоды). Отгадки дети должны выложить из деталей.

Само с кулачок,                                        Растёт в траве Алёнка

Красный бочок,                                        В красной рубашонке.

Потрогаешь – гладко,                              Кто ни пройдёт,

А откусишь – сладко.                              Всяк поклон отдаёт.

(Яблоко)                                                                      (Земляника)

 

Так проходит день за днем, в детском садике родном.

И с восторгом помнят дети годы, прожитые эти.

Вот и подошло к концу мое выступление. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»Цель: познакомить педагогов с возможнос...

Консультация для воспитателей: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании для создания условий индивидуализации образовательного процесса...

Консультация для педагогов: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Консультация для педагогов:«Использование игрового набора «Дары Фребеля»в образовательной области«Художественно-эстетическое развитие»....

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...