Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»
консультация

Видяйкина Галина Петровна

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности»

Проблемы становления межличностного общения связаны с неустойчивыми критериями воспитания ребёнка. Большинство детей уже в 3 – 4 года отличают хорошие поступки от плохих. Однако в реальной жизни они в основном далеки от принятых правил поведения.

Специальное исследование показало, что представление старших дошкольников о доброжелательных взаимоотношениях недостаточно сформировано. В общении детей часто наблюдаются определённые нарушения – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или действиями другого, жалобы педагогу. С возрастом у ребёнка развивается способность сознавать и контролировать свои эмоции, активно усваиваются способы общения с окружающими.

Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для приобщения социально ценных моделей взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Контактируя с последними, дошкольники учатся согласовывать свои действия для достижения совместного результата, учитывать особенности партнёра. Именно общение в значительной степени обогащает чувственно-эмоциональную сферу личности.

Однако без специального обучения его способы не формируются в должной степени. Условия для развития сотрудничества создаются в разных видах детской деятельности, особенно игровой. Разнообразие игровых ситуаций, эмоциональная насыщенность, музыкальное сопровождение создают широкие возможности для накопления положительного опыта взаимодействия со сверстниками.

В основу работы по формированию доброжелательных отношений дошкольников положены следующие принципы (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогрова):

  1. Принцип безоценочности, поскольку любая оценка способствует фиксированности на достоинствах и недостатках.
  2. Принцип отказа от реальных предметов и игрушек, так как общение должно быть целью, а не средством взаимодействия ради конкретной вещи.
  3. Принцип отсутствия соревновательного момента, чтобы не провоцировать детей на проявление конкурентности, демонстративности и ориентацию на оценку окружающих.

Данная система игр состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определённые цели и задачи.

1 ЭТАП ОБЩЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.)

На данном этапе используются игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки».

2 ЭТАП  ВНИМАНИЕ К ДРУГОМУ

Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

На этом этапе, наряду с широко известными и традиционными играми, такими, как «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», можно использовать и другие игры такие как: «Общий круг», «Переходы», «Зеркало», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Передай настроение» и другие.

3 ЭТАП  СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

Основная задача следующего этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр третьего этапа задавались таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Для данного этапа эффективны следующие игры: «Сороконожка», «Лепим скульптуру», «Слепой и поводырь», «Живые картинки», «На тропинке», «Мостик» и многие другие.

4 ЭТАП  ОБЩИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На следующем, четвертом этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

На этом этапе предлагаются следующие игры: «Злой дракон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Заблудившиеся дети», «Обнималки», «Шпионы» «Актёры» и т.д.

5 ЭТАП  ВЗАИМОПОМОЩЬВ ИГРЕ

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и сорадования. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на 4-м этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Причем в некоторых ситуациях ребенок может проявить помощь не только в игре, но и в реальной жизни: вместе с воспитателем одеть маленьких на прогулку, показать им сказку  и т. д.

На данном этапе используются игры: «Старенькая бабушка», «Шляпа волшебника», «Живые куклы», «Гномики», «День помощника», «Заблудившийся ребёнок» и другие.

6 ЭТАП  ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОЖЕЛАНИЯ

Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к 6-му этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

На этом этапе предлагаются игры: «Спящая красавица», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Я хотел бы быть таким, как ты», «Волшебные очки», «Связующая нить» и т.д.

7 ЭТАП  ВЗАИМОПОМОЩЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Рекомендуется занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, широко используется игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны всячески помогать ему (при аппликации — вырезать необходимые детали, при лепке — разминать пластилин, лепить отдельные детали, при мозаике — подыскивать элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

На данном этапе используются игры: «Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай-ка», «Общая картина» и другие.

При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций, нравоучений и приведения, положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Гораздо важнее и эффективнее поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

Если в вашей группе есть проблемные дети, которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), вы должны вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях проблемного ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать ее правил.

Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет или к чему еще не готов. Принуждениями можно только отбить интерес к игре, сделать ее бессмысленной. Задача воспитателя — заинтересовать ребенка, увлечь его игрой, поддержать его малейшие проявления внимания к другому. Все это требует особой эмоциональности, выразительности и артистизма. Именно в этом заключается искусство воспитания, в особенности это важно для дошкольного педагога. Доброжелательность, установка на сюрприз и разного рода неожиданности, ваше удивление или восхищение, в общем, ваша эмоциональная выразительность и заразительность — вот главные средства в работе с маленькими детьми.

Очень важный момент — выбор игры. Предложенные игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа предложена желательная последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поэтому желательно придерживаться той последовательности, которая представлена выше. Однако это вовсе не означает, что детей нужно знакомить со всеми играми каждого этапа, прежде чем приступить к новым. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов. Кроме того, далеко не все описанные игры могут приниматься детьми, а некоторые могут вызвать затруднения у воспитателя. Поэтому вы можете выбрать именно те игры каждого этапа, которые соответствуют вашим возможностям и интересам ваших детей.

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Занятия последних этапов лучше делить на две части: в первой проводить игры предыдущих разделов, направленные на непосредственное выражение позитивного отношения друг к другу (типа «Муравьи», «Обнималки» и пр.), и лишь вторую половину посвящать вербальному выражению отношений или совместной предметной деятельности. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Заканчивать каждую игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети устали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. Необходимо собрать детей вокруг себя и, сообщив, что игра закончена, предложить попрощаться. В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

Вы можете вносить в данные игры свои варианты, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от вашей фантазии. Например, если день проведения занятия совпадает с днем рождения кого-нибудь из детей, лучше изменить ход программы и посвятить занятие этому ребенку (ведь именно в этот день группа может уделять ему много внимания, дарить подарки, восхищаться им, говорить добрые слова, радуясь вместе с ним и получая от этого удовольствие).

Все это потребует определенной гибкости и тонкости, умения не следовать за программой, а импровизировать и творить, исходя из особенностей конкретной группы и ситуации.

Используемая литература:

  1. Журнал «Воспитатель ДОУ», №6 – 2011, с. 60
  2. Журнал «Воспитатель ДОУ», №9 – 2008, с. 126
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ», №5 – 2010, с. 61 - 65
  4. Журнал «Дошкольное воспитание», №8 – 2003, с.73- 77
  5. Журнал «Дошкольное воспитание», №9 – 2003, с.68 - 76
  6. Журнал «Дошкольное воспитание», №10 – 2005, с.26 - 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»

Консультация для воспитателей«Формирование доброжелательных (толерантных) отношений среди дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Формирование доброжелательных отношений среди дошкольников»

В данном материале рассматривается проблема формирования детских взаимоотношений путем организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом. ...