Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ДЦП в условиях ДОУ. Сборник по итогам II-ой Международной научно-практической конференции «Перспективы отраслевого взаимодействия в комплексной реабилитации». ОГУ, 2019
статья

В данной  статье представлены основные направления работы специалистов в ДОУ с детьми, имеющими нарушения опорно двигательного аппарата. Описаны особенности логопедической коррекции с детьми с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ДЦП В УСЛОВИЯХ ДОУ

   В настоящее  время отмечается увеличение роста детей, рожденных с церебральной патологией. Дети с детским церебральным параличом (ДЦП) – это особые дети, в развитии которых, наблюдаются  не только двигательные, но и сочетанные нарушения: интеллектуальные, речевые, зрительные и слуховые. Это определяет комплекс реабилитационных мер, направленных  на восстановление физического, психологического  здоровья детей. Работа педагогов  с детьми в условиях  ДОУ направлена на улучшение, облегчение  адаптации детей к окружающей среде. Для реализации этого  педагоги  ДОУ применяют всесторонний  подход, который включает в себя три линии воздействия: медицинскую, педагогическую и социальную. За педагогическое направление отвечают воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и конечно логопед.

   Логопедическая работа с детьми с ДЦП направлена на коррекцию дефектов речи, развитие способностей к общению. Наряду с  классическими методами и приемами работы с дефектами речи  с детьми с ДЦП  используются  различные инновационные приемы и технологии:  элементы логоритмики, различные виды  массажа,  пескотерапия, сказкотерапия и мульттерапия.

   Элементы логоритмики оказывают благотворное влияние на речевое развитие по средствам соединения движений, музыки  и дыхания. Использование логоритмики помогает развивать слуховое восприятие, внимание, координацию движений и конечно речь.

   На занятиях применяются элементы логоритмики для  развития общей и мелкой моторики; мимических мышц лица;   различных видов внимания (слухового, зрительного), памяти. Используем их в качестве динамических пауз в середине занятия. Эти упражнения  развивают  умение ориентировки в пространстве, регулируют мышечный тонус. Логоритмические игры и упражнения, в которых используются движения под музыку, влияют на  нормализацию  подвижности  суставов, улучшают  быстроту двигательных реакций.

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики пальцев рук  используем с различными предметами и без них, с речевым сопровождением по принципу пальчиковой гимнастики. Включаем  в занятия игры-драматизации, инсценировки стихотворений для улучшения  просодических компонентов речи. Развиваем  моторику артикуляционного аппарата, общую двигательную активность. Существенным элементом логоритмики  является работа над  подвижностью артикуляционного аппарата, согласованности  и переключаемости движений, что достигается использование артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Вследствие чего совершенствование  артикуляционной моторики происходит активнее. Детям предлагается разучивание  стихотворений, с одновременным движениями рук, для формирования плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Применяем  вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания с музыкальным сопровождением и без него.

Эти игры и упражнения способствуют улучшению речевого дыхания, плавности, слитности и четкости произношения.

   Широко используем разные виды массажа и самомассажа. Логопедический  массаж проводит логопед. Используется как зондовый, так и ручной массаж. Массажные движения делают, как для снятия напряжения мышц лицевой и артикуляционной   мускулатуры, так и для повышения тонуса мышц. Самомассаж дети выполняют самостоятельно под контролем взрослого. Предлагаем самомассаж лица, языка и пальцев рук. Возможно использование как с речевым сопровождением (стихотворения или сказки), так и без него.

   Благоприятное воздействие на коррекционный процесс у детей с ДЦП  оказывает пескотерапия. Песочная терапия является  одним из видов арт-терапии и очень актуальна в  коррекционной работе с детьми  с ДЦП.

Песочная терапия — это игра, которая   ненавязчиво учит общению  со сверстниками и с внешним миром, выражению  своих чувств и эмоций. Игра с песком выступает  методом коррекционного воздействия на эмоциональное состояние детей, позволяет формировать сенсорику, снижает эмоциональное напряжение. Игры с песком используются  в  индивидуальной работе с детьми с ДЦП  и в групповых занятиях. На логопедических занятиях предлагаем элементы песочной терапии для снижения психофизического напряжения.  Детям предлагается дотронуться до  песка, левой и правой рукой поочередно, обеими руками. Всеми пальцами одновременно  и поочередно от большого до мизинца и наоборот. Набрать песок в кулачок и высыпать его в песочницу быстро и постепенно струйкой. Перетереть песок между ладонями и дотронуться до песка тыльной стороной ладони. Нарисовать свое настроение. Используем упражнения для нормализации мышечного тонуса. Предлагаем  детям  положить ладони на песок, ощутить тепло, сжимать и разжимать кулачки. Движениями  пальцев нарисовать «волны», «мыльные пузырьки», «горы».

Для развития  мелкой  моторики, предлагаем  закапывать  в песок фигурки животных , пуговицы, крупные бусинки , затем отыскивать  их в песке и узнавать нашедшее закрытыми глазами.

Для совершенствования графомоторных навыков используем «рисование на песке» (Дом, солнечные лучи, тучи) и т.д. Ребенок  становится художником и пытается рисовать  картины, узоры  и свои фантазии   на песке.  Для формирования  пространственных  представлений  просим детей изобразить на песке геометрические фигуры в заданной последовательности  (квадрат в верхнем левом углу, круг в центре, треугольник в нижнем правом углу) и назвать где и какая фигура находится.

Упражняем  в автоматизации и дифференциации  звуков. Предлагаем проводить линии на песке с одновременным произнесение изолированных звуков. Дотрагивается до пуговиц и бусин, и называть слоги и слова. Изображаем  на песке сюжеты стихотворений, коротких рассказов.

Для совершенствования  словарного запаса  предлагаем  использование  фигурок из  «киндер яиц»  по лексическим темам.

Игры с песком важны  для детей с ДЦП. Они помогают  развивать  тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику; снимают мышечную напряжённость. Формируют  зрительно-пространственную ориентировку,   расширяют  словарный  запас, позволяют развивать фонематический слух и восприятие; способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

В логопедической работе можно предложить следующие приёмы сказкотерапии по коррекции речи: показ и обыгрывание коротких сказок. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов театра: кукольного пальчикового, на конусах, бибабо. Показ-рассказ сказки  с использованием плоскостных, предметных изображений на фланелеграфе и магнитной доске. Чтение сказки с показом иллюстрации. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом.

В  театрализованной игре даем возможность детям  потрогать, ощупать, рассмотреть кукол и костюмы. Учим: подражать действиям взрослого с  куклами и рисунками с помощью движений, мимики, голоса, используем приём совместных действий. Сначала показываем сказки своим товарищам в группе, затем малышам других групп. Можно подготовить театральную постановку для родителей.

Все  приёмы сказкотерапии помогают детям с ДЦП получать информацию: об окружающем мире, об  отношениях между сверстниками и взрослыми. Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования сказочного сюжета дети раскрепощаются, становятся более раскованными. Ближе подпускают к себе взрослого, и тем самым  быстрее проходит процесс реабилитации и коррекции.

 Наряду со сказкотерапией хорошо приживается терапия использования мультипликационных героев  в коррекционном процессе детей с ДЦП. Участие мультяшных героев в жизни детей предоставляет возможность обретения  уверенности  в своих силах, воспользовавшись их личностным потенциалом, чтобы преодолеть ограничения, связанные с их особенностями. Использование  мультфильмов стимулирует ребёнка получать знания, осваивать  сложный учебный материал.  Особо детям полюбились  образы Смешариков, Маши и Медведя, Барбоскиных, Лунтика и его друзей. Эти персонажи  очень нравятся детям, их появление на занятиях заинтересовывает к дальнейшей работе, настраивает на положительные эмоции.

Игры и упражнения, проводятся от лица мультипликационных героев, используется наглядный материал, связанный с ними. («Покатай Бараша  на воздушном шаре», «наведи порядок с Совуньей на кухне», «помоги Капатычу убрать урожай», «научи Барбоскиных гимнастике для языка» и т.д.

 Используем  образы мультипликационных персонажей в разных  частях   занятия. В качестве сюрпризных моментов: «получили приглашение на день рождения Нюши», «Маша собирается в школу и просит ей в этом помочь», «Барбоскины приглашают в гости». Выполняем физминутки и пальчиковые гимнастики с нашими героями, получаем от них задания и подарки, готовим подарки им. Получаем положительные оценки в конце занятия от имени мультипликационных героев, пишем им письма.

  Таким образом, главным моментом  в решении вопроса коррекционно-педагогического  сопровождения   детей с ДЦП  в ДОУ является обеспечение комплексного подхода и взаимодействия всех сторон педагогического процесса.

Список литературы:

1.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. - СПб.:ДЕТСВО ПРЕСС,2003.-160с.

2 Картушина М.Ю.  Логоритмические занятия в детском саду.- Изд-во  Сфера, 2004.-1с.

3.Киселева М.В. Арт-терепия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008.-15с.

4.Погосова НМПогружение в сказку. Сказкотерапевтические программы. - СПб.:Речь,2008.- 6с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для Международной научно-практической конференции «Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы» по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И сама...

Международная научно-практическая конференция "Управление качеством образования в новых социокультурных условиях: опыт, проблемы, перспективы" г.Казань, г.Нижнекамск

Презентация пособия. Тема «Использование нетрадиционных методов работы в коррекции и профилактике речевых нарушений у дошкольников «Умные ладошки»....

Сборник статей по материалам Международной научно- практической конференции

Статья "Важность семейного воспитания в процессе развития детей дошкольного возраста"...

Статья в сборнике IX Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: "Использование песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома"

В статье проанализирован опыт работы педагогов по использованию песочной анимации в работе с воспитанниками детского дома, автором предложены подходы к организации данного вида изобразительной деятель...

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск

Публикация в сборнике V Международной научно-практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы", г. Красноярск. Представление научно-методическо...

«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с

laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...