Значение иры в жизни дошкольника
консультация

Пугачева Марина Николаевна

В статье представлены особенности игровой деятельности детей в детском саду, основные виды игр, влияние развивающейся среды на ребенка и роль воспитателя в проведении игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

              Значение игры в жизни дошкольника

Ключевые слова: игра, виды игр, ребенок, педагог, родители.

В статье представлены особенности игровой деятельности детей в детском саду, основные виды игр, влияние развивающейся среды на ребенка и роль воспитателя в проведении игры.

«Что ты больше всего любишь делать?» На этот вопрос большинство детей ответит одним словом: «Играть!» Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для малышей словом «игра». Через игру ребенок познает окружающую его действительность, свой внутренний мир. В игре он воссоздает и обыгрывает различные ситуации, примеряя ту или иную роль. Но игра, придуманная ребенком, не всегда в полной мере способствует его гармоничному развитию. Поэтому основной задачей взрослых – педагогов и родителей – становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности ребенка.

Как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть. Игра должна приносить удовольствие, эмоциональный подъем. Недоигранность ведет к неорганизованности детей, плохой их коммуникации.

За последние пять-шесть лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменения: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, - недостаток времени.

Чтобы оценить уровень развития игровой деятельности ребенка, надо определить его отношение к игровому правилу. В основном исследователи выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры, подвижные игры с правилами, игры-драматизации, настольно-печатные игры.

Полученные данные свидетельствуют: первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами. Из них на первом месте и с большим отрывом идут «прятки», затем «салочки», «кошки-мышки», «жмурки», «вышибалы», «прыгалки».

Второе место занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки – матери» и современная разновидность этой игры «кукла Барби». У мальчиков наиболее популярны игры в машинки. Из остальных сюжетов ролевых игр – «магазин», «больница», «роботы».

Третье место по популярности занимают настольные и спортивные игры (многочисленные настольно-печатные игры, конструкторы, мозаика, шашки).

Четвертую, самую малочисленную, но весьма разнообразную группу составили игры - драматизации. В ней наряд с традиционными играми («Красная шапочка», «Гуси – лебеди») значительное место занимают весьма экзотические, навеянными современными сюжетами, заимствованными в основном с телевизионного экрана (ниндзя, человек-паук и др.).

О чем свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты». Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствует вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль (доктор, космонавт, учитель), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляя себя с ним, взрослым.

Игра перестает быть способом освоения социальных отношений.  По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев.

Вместе с тем игра по-прежнему привлекает детей, но не ролевая, а с правилами, знание которых – важнейшее условие для участников. Но дети обычно плохо знают правила или уверены, что правил не существует. Иногда термин «правило» дети связывают с требованием взрослых, а не с принятым порядком игры.

Игра передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с  удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может  проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делать, и (наверное, это главное) учиться действовать правильно.

Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Дети очень любят играть. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует ребят, делает их веселыми, жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому, они растут крепкими, сильными, ловкими.  Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, ребята приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.  

Что такое игра?   Игра – творческая деятельность. В них дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

 Игра – отражение жизни. Здесь все “как будто”, “понарошку”, но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни.

Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, режиссеры, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но  в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

При организации детской игры должен быть выстроен педагогический треугольник: ребенок, игровая среда, педагог. Как они влияют друг на друга? Главная составляющая любого педагогического процесса - ребенок. Ребенок – тот субъект, ради которого мы стараемся. Причем не абстрактный ребенок, а вполне конкретный.

 Ни в коем случае нельзя насильно (запретами, угрозами, наказаниями) заставлять ребенка делать то, чего он не хочет, к чему он еще не готов. Задача педагога (и в этом заключается искусство воспитания) – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает весь воспитательный процесс бессмысленным. Тем более, недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности – являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в  руках педагога. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от педагога артистизма. Только радость успеха, увлеченность, заинтересованность ведут к формированию полноценной личности человека.

Дети растут, меняются их возможности, интересы и мотивы деятельности. Развивающая среда помогает становлению ребенка. Оформление среды должно рождаться из наблюдений за детьми. Надо выяснить, что в данный момент им интересно, и помочь игровыми материалами. Игровая среда должна постоянно меняться. Ведь интересы детей меняются. Раз и навсегда оформленная среда перестает быть развивающей. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменения, связанные с детьми. Главное  условие, при котором среда становится развивающей, связано с наличием играющего педагога.

Предметно – игровая среда как развивающая работает только тогда, когда у нее есть душа. Игровая душа. А рождается эта душа из союза взрослого и ребенка – играющего взрослого и играющего ребенка.

Часто бывает, что дети придумывают хорошую игру, но не умеют ее организовать, не могут сами сделать нужные для игры вещи. Помощь педагога делает игру интереснее и полезнее.

Если он видит, что дети не могут договориться друг  с другом, что у них не ладится игра, он приходит на помощь. Помогая детям, не надо делать за них то, что они могут сделать сами. Детей надо приучать к  самостоятельности, надо стараться, чтобы они умели сами придумывать и проводить интересные игры.

Надо только следить за тем, чтобы всем было весело, чтобы старшие не обижали маленьких. Педагог заботится о том, чтобы для всех детей нашлась интересная роль.

Таким образом, игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развивается память, внимание, воображение, ловкость, терпение, взаимопонимание между детьми. Индивидуальные и коллективные игры являются школой воспитания чувств дошкольника, влияет на поведение ребенка в жизни. Игра приучает детей подчинять свои действия определенной цели, считаться с мнением коллектива, оценивать свои поступки и поступки друзей, развивать в ребенке чувство прекрасного, любовь к стране, людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение ритмики в жизни дошкольника

В статье рассмотрено значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста....

«Значение игры в жизни дошкольника»

Консультация для родителей...

Значение игры в жизни дошкольника

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к лю...

Значение игры в жизни дошкольников

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому....

Презентация "Значение музыки в жизни дошкольников"

Презентация для родительского собрания....

Значение игры в жизни дошкольников младшей группы.

Игра занимает в жизни ребёнка особое место. В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, т.к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает влияние на...