Проект "Народные промыслы,как средства расширения представлений о народной культуре"
проект (старшая группа)

Погодина Татьяна Викторовна

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Солнышко»

ПРОЕКТ

«Народные промыслы, как средства расширения представлений о народной культуре»

выполнила:

воспитатель старшей группы

Погодина Т.В.  

                                                                                   

п. Калининский, 2018 г.

                                                                                     

 

Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.  Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

                        

Задачи:

  1. Познакомить детей с матрешкой, как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида  декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные семеновская, загорская, полхов-майданская).
  2. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
  3. Развивать навыки художественного творчества детей;
  4. Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
  5. Осуществлять нравственное и эстетическое развития личности ребенка;
  6. Содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
  7. Воспитывать уважение и пробуждать интерес к труду народных мастеров.

Планируемые результаты проекта:

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Знание детьми различных видов матрешек: семеновская, загорская, полхов-майданская.

• Умение различать разные техники росписи матрешек.

• Умение детьми составлять различные цветочные орнаменты из (бусинок, семечек, бисера).

Формы реализации:

  • беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
  • беседы с детьми о разных видах матрешек;
  • рассматривание видов росписи;
  • выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • подвижные и малоподвижные народные игры;
  • работа с родителями:
  • совместные работы с детьми;
  • беседы;
  • обогащение предметно-развивающей среды;
  • создание альбомов по декоративно-прикладному искусству;
  • открытый показ НОД «Народные промыслы на весёлой ярмарке». «Семенов – город мастеров».

Этапы реализации проекта:

  • подготовительный;
  • исследовательский;
  • заключительный (обобщающий).

Реализация проекта по этапам

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1.Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.

2.Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения .

3.Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах(Гжель,Дымково,Хохлома);  отразить впечатления в продуктах своей деятельности;                                      принять участие вместе с родителями в создании выставки-ярмарки.

Рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;

Закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;

Принимают активное участие в выставке-ярмарке.

2 этап

1.Организация деятельности детей:

  • Познавательная
  • Речевая
  • Художественно-эстетическая
  • Социально-коммуникативная

2.Совместная работа с родителями:

организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.

 Пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических игр).

3.Совместная работа со специалистами:

  • по ИЗО
  • Музыкальным руководителем.

Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, частушки;     знакомятся с новыми народными играми; играми по декоративно-прикладному искусству.

Знакомство с декоративными приемами рисования.  

Прослушивание русских народных песен,частушек,игр.

3 этап

1.Создание презентации к  НОД «Народные промыслы»

2.Создание ярмарки-выставки, как подведение итогов проекта. 3.Изготовление матрешек для любимой мамочки.

Участвуют в открытом просмотре НОД.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ                                                                                        

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Речевое развитие:

Беседа на тему: «Что такое Хохлома?»;

Чтение отрывка из книги Н.Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);

В.Набоков «Хохлома»;

П.Синявский «Хохломская роспись».

Разучивание стихотворения Е.А.Николаевой «Золотая Хохлома».

Речевое развитие:

Чтение стихотворений: М.Г.Смирнова «Дымка»,

«Красная девица»;

А,Дьякова «Веселая дымка»;В.В.Гаврилова «Индюк», «Водоноска».

Разучивание стихотворения Е.А.Никоновой «Дымковская игрушка».

Разучивание стихотворения «Матрешка» А.Кулешова.

Речевое развитие:

Беседа «Сине-голубое чудо», «Гжель»;

Разучивание стихотворения Е.А.Никоновой «Узоры Гжели»

Беседа на тему: «Что такое музей?» (посещение музея Береста Сибири)

Беседа «История создания матрешки».

Познавательное развитие:

Беседа «Золотая Хохлома».

Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.

Познавательное развитие:

НОД «Из чего же, из чего же? » (дерево-Хохлома, глина-Дымка, фарфор-Гжель». Беседа «Веселые матрешки». Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала.

Познавательное развитие:

Дидактическая игра «Собери  посуду» по Гжели (умение складывать из частей целое).

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Угадай и расскажи»

(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства);

«Найди отличия»

(умение находить сходства и различия).

Социально-коммуникативное развитие:

Дидактические игры:

«Составь узор» (закрепление умения составлять узоры способом аппликации);

«Найди правильно»;

«Назови правильно»

(закрепление знаний о народных художественных промыслах, их признаках)

Социально-коммуникативное развитие:

«Угадай, какая роспись» (умение узнавать роспись по элементам орнамента)

Дидактическая игра «Собери матрешку» (умение складывать из частей целое)

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка – Филимоновский петушок из пластилина.

Рисование – Хохлома (осочки, травинки, завитки).

Роспись миски (Хохлома).

Частушки о Хохломе.

Художественно-эстетическое развитие:

Знакомство с Дымковской игрушкой (замес глины).

Лепка Дымковской лошадки из глины.

Грунтовка, побелка.

Игра с матрешками.

Художественно-эстетическое развитие:

Роспись дымковской лошадки.

Знакомство с гжельской росписью.

Освоение традиционных гжельских орнаментов и бордюров.

Гжель (роза-«мена»). Беседа о ложках.

Игра на ложках.

Заключительный этап:

По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение  определять  виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

« Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре »

Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка....

"Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста....

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Статья на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"

В данной стать представлено исследование на тему "Организация предметно - пространственной среды как средства формирования у детей дошкольного возраста представлений о народной культуре"...

Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий

Современное направление, связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, что подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о тр...