программа по бумагопластике
учебно-методический материал (старшая группа)

Дудинова Анна Александровна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_v_programe.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 63»

121609, г. Москва, ул. Крылатские холмы, д. 23                                   тел./495/413-06-15

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Бумагопластика»

Программа разработана

педагогом ГБОУ Школа № 63

Дудиновой Анной Александровной

В соответствии

с «Законом об образовании (№ 273 ФЗ)»

Направленность: художественно-эстетическая

Программа рассчитана на 2 года

Возраст детей: с 5 лет до 7 лет

МОСКВА

2019 год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………….………3 стр.
  2. Цели……………………………………………………………4 стр.
  3. Задачи программы…………………………………..………………….4 стр.
  4. Предполагаемый результат……………………………………..……………….…5 стр.
  5. Педагогическая целесообразность…………………………...6 стр.
  6. Структура занятий……………………………………………………..…..….6 стр.
  7. Поурочное планирование………………………………..…………..7-9стр.
  8. Методическое обеспечение………………………………………..…9 стр.
  9. Список литературы………………………………………………………...…..10стр.

Пояснительная записка.

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А.Сухомлинский)

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима

(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т.п

         На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание очень увлекает. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

         Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой. Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики, квиллинга и оригами.

Данная программа модифицированная. При ее разработке использовались различные программы данной направленности: программа «Бумажные фантазии» (Котова Наталья Васильевна), программа «Бумагопластика» Иващенко Н.С.), программа «Волшебная бумага» (Красильникова Галина Витальевна), программа «Страна творчества» (Булгакова Татьяна Александровна), а также разнообразные методические пособия, журналы по бумагопластике и оригами.

Цели:

- научить детей новым техникам обработки бумаги в свободное от занятий время;

- способствовать развитию личности детей через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений

  Рабочая программа к кружку «Бумагопластика» разработана для занятий с дошкольниками  во второй половине дня. Набор в группу свободный. Специальной подготовки не требуется. Продолжительность занятий  25 минут  1-раз в неделю. Программа может корректироваться в зависимости от желаний и возможностей воспитанников.        

   Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

- осваивать навыки организации и планирования работы;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования и декоративно-прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;

- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

- развивать психометрические качества личности;

- развитие мелкой моторики рук и глазомера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательные:

- формировать стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;

- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание ;

- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.  

Предполагаемые результаты:

  После изучения предложенной образовательной программы, по бумагопластике, обучающиеся первого года обучения знают:
- правила техники безопасности с инструментами и материалами;
- названия материалов и их виды, свойства и происхождение;
- основные термины и понятия принятые в бумагопластике;
- свойства и возможности бумаги,  как материала для художественного творчества;
- основы в области композиции, формообразования, цветоведения;
- основные виды работ с бумагой;
- технику изготовления простых изделий, опираясь на помощь педагога;
Умеют: - пользоваться основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание. Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития. Всё осуществляется в сотрудничестве с педагогом.
Все выше перечисленные знания и умения будут способствовать развитию творчества при условиях:
- организации разнообразной игровой и художественной деятельности, в которой создается ситуация эксперимента и возможности свободного поиска решений при умелом использование методов и приемов обучения;
- обогащения детей яркими впечатлениями, созданием развивающей среды;
- создание атмосферы творчества (от творчества взрослого к творчеству ребенка);
- материального обеспечение (кисти для клея, линейка, нож, ножницы, шаблоны и трафареты, бумага разных видов, картон, клей и т.д.);
- бережного, внимательного отношения к продуктам детского творчества.
Образовательная программа по бумагопластике может быть использована учителями и педагогами дополнительного образования
.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству. 

Художественный труд является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе творческого обучения у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности, ребенка формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Структура занятия

1 Приветствие. Введение детей в сюжет занятия.2 минуты

2 Пальчиковая гимнастика 2 минуты

3 Объяснение материала 5 минут

4 Трудовая деятельность 20 минут

5 Подведение итогов занятия 1 минута

Поурочное планирование на первый год обучения:

Название поделки

Как делать

Необходимый

материал

Кол-во часов

1

лягушонок

Базовая форма треугольник. Сгибание боковых острых углов навстречу друг другу и отгибание их в стороны.

Квадрат зеленого цвета и обрезки цветной бумаги.

1

2

Курочка

Базовая форма воздушный змей. При изготовлении учим условные обозначения вогнутые углы.

1

3

Сова

Базовая форма воздушный змей

Сгибание боковых углов к центру, после обозначения головы и лап

1

4

Рыбка

Базовая форма квадрат. Сгибание квадрата в базовую форму квадрат (двойной квадрат)

1

5

лебедь

Б. ф. двойной треугольник.

Учимся делать базовую форму двойной треугольник. вырезание по контуру

1

6

солонка

форма конверт

учимся делать базовую форму конверт, блинчик

1

7

рыбка

Форма рыбка. отгибаем угол формируем хвост и при помощи ножниц формируем хвост

1

8

лебедь

Вспоминаем базовую форму рыба выгибаем углы для головы и хвоста

1

9

Подвеска

Форма квадрат + двойной треугольник

1

10

гвоздика

Сгибание углов с обоих концов для образования сложенного треугольника ,вырезание лепестков с зубчиками

1

11

Белый лебедь

Форма треугольник. .изделие из двух заготовок. учимся делать складку капюшон

1

12

Божья коровка

Сгибание боковых острых углов навстречу друг к другу с обратной стороны отгибаем углы причем верхний дважды

1

13

лягушонок

Базовая форма треугольник. Сгибание боковых острых углов навстречу друг другу и отгибание их в стороны.

1

14

Пей парт (поделки из салфеток)

Познакомить с историей техники. Методы и приемы скручивания

1

15

бабочка

Салфетки разноцветные

1

16

ваза

Поделки из салфеток

1

17

улитка

Учить детей приемам скатывания бумаги в тонкие жгуты

1

18

кораблик

Совершенствовать навыки скатывания бумаги в толстые жгуты

1

19

стрекоза

Совершенствовать навыки складывания, перекручивания. Учить передавать образы

1

20

Чудо дерево

Учить детей делить бумагу на равные части- разрывание. Развивать умение формировать несложные формы .

1

21

Яблоки в вазе

Учить детей скатывать шаровидные комочки одинаковые по величине

1

22

Паучки

Учить создавать композицию из фигурок

1

23

Снеговик

Формировать форму шара маленького конуса

1

24

Сосульки на крыше

Рисовать элементы салфетками

1

25

сорока

Складывать лист бумаги по диагонали, загибать углы

1

26

попугай

Разрезание листа на равные части. Обучение складывания по схеме

1

27

Яхта

Обучение работы по схеме

1

28

солнышко

Сгибание листа разными методами

1

29

Стаканчик

Форма треугольник. Визуально делим стороны пополам, сгибаем углы к этим точкам

1

30

котенок

Техника бумажный комочек. Скатывание комочков и жгутиков

1

31

Ежик

Закреплять умение скатывать комочки и жгутики

1

32

Петля. ромашка

Показать детям использование бумажной полоски.

1

33

Божья коровка

Учить складывать форму круг пополам. Выделять части тела

1

34

мышонок

Закреплять умение действовать в соответствии со словесной инструкцией

1

Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы « бумагопластика » используются следующие методы обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
  • наглядный (показ  материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера. Теория сопровождается показом наглядного материала. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий; демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности.

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;
  • игровые технологии;
  • технологии развивающего обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Список используемой литературы:

1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 2004.-198с.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.-48с.

3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. ―Уроки оригами в школе и дома‖, М.: Аким, 2007., 206 с.

4. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2007.-120с.

5. Васина Н.С. Бумажная симфония. — М.: Айрис - пресс, 2010.-128с.

6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2002.-96с.

7. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.-128с.

8. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2003. – 96 с.

9. Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. — М.: Просвещение, 1985. -

10. Долженко Г.И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 224 с.

11. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.

12. Муниципальная система образования. Информационно-методический журнал. Выпуск 1. — Ярославль: Управление образования мэрии. Городской центр развития образования, 2004.с.23-25

13. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. — Ярославль: «Академия развития», 2007.-224с.

14. Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.124с.

15. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2004-2011.каждый -44с.(подписка)

16. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).

Данная программа является авторской  и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...

Программа развивающей деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумага» (бумагопластика)

Пояснительная записка.          Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа ...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования для детей 6 - 7 лет "Бумагопластика"

Программа «Бумагопластика» является адаптированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе пособий: И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и разв...

Рабочая программа кружка "Бумажная сказка" (по бумагопластике для детей 5-6 лет)

Рабочая программа      кружка        «Бумажная сказка»       (по бумагопластике...

программа по бумагопластике

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Работа с бумагой дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощу...

Рабочая программа по бумагопластике "Бумажные превращения"

Рабочая программа по бумагопластике "Бумажные превращения"...