Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница»
план-конспект занятия (средняя группа)
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница» для средней группы на 2018-2019 г.
Составитель:
Ю.С. Попова-воспитатель
с. Губарево 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………...2
Цели и задачи……………………………………………………...2
Методы и приемы работы с детьми……………………………..2
Место проведения…………………………………………………3
Разделы рабочей программы……………………………………...3
Описание модулей…………………………………………………4-
Список литературы………………………………………………...
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Умница» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, повышать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет более качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Срок проведения кружковой работы – с сентября по май.
Цель кружковой работы
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка
- развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- развитие математических способностей и склонностей;
- качественная подготовка ребенка к школе;
- развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Методы и приемы работы с детьми:
Словесный метод (объяснение, беседа, диалог, рассказ)
Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры)
Практический (выполнение работ на заданную тему)
Наглядный (рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий)
Настоящая программа составлена с учетом интеграции
образовательных областей:
2
«Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, обогащение словаря детей прилагательными обозначающими качества предметов ( величину, цвет, форму, материал).
«Художественное –эстетическое развитие»- дети учатся изображать предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать изображение,
«Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно
самого себя, подвижные игры с дидактическим материалом, физминутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование артикуляционной, пальчиковой гимнастики.
Место проведения
Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами: учебно-методические пособия, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.
Разделы рабочей программы
1. «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
3
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Описание модулей
Сентябрь | ||
1 | Называем геометрические фигуры. Соотносим их по размеру. Знакомим с цифрой 1 | Из предложенных фируг раскрашиваем только круги, остальные называем, называем из размер, считаем. Соедини маленький и большой предмет. Знакомимся с цифрой 1- обводим в прописи. Смотрим на числовой оси где оно находится. Из предложенных цифр, выбираем число 1. (Колесникова зад.1) |
2 | Сравнивание предметов, распознавание слева-справа. Знакомство с число 2 и место его на числовой линии | Из пледложенных на картинке цифр, раскрасить только 2. Сравнивать предметы боль-меньше, Знакомство с числовой прямой. Добавлять к предметам недостающее, чтобы их количество сало равным.(Колесникова зад.2,Ломоносовкая школ№2) |
3 | Соотношение количества предметов с цифрой. Закрепление геометрической фигуры квадрат. Сравнивание предметов по высоте. | Раскрась только квардар, Нарисовать столько кругов, которое число стоит. Нарисовать большой грибок, под большой елкой., маленький под маленькой. (Колесникова зад. 3) |
4 | Закрепить знание о числах 2 и 3.Устанавливать равенства между предметами | Подрисовать предметы что бы их стало поровну.Сколько предметов на картинке внизу, сколько вверху. Прописи чисела 3. Число 3 на числовой прямой.(Колесникова №4, Ломоносова 3) |
Октябрь | ||
5 | Закрепить умение сравнимать количество предметов и числа. Повторение фигуры треугольник и размеры | Раскрась только треугольник, Дорисуй предметы, чтобы получилось нужное число, широкие предметы соединить с широкими, Сравнивание предметов больше- меньше.(Колесникова№ 5, Ломоносова № 4) |
6 | Закреплять знания о числах 1,2,3,4 – Повторить понятие вверху, внизу, влево, вправо, толсты, тонкий. | Прописи чисел, грибок маленький нарисовать , большой. Дорисуй предметы, чтоб их было поровну. (Колесникова №6) |
7 | Закрепить знания и фигуре прямоугольник, большой-маленький числа на числовом отрезке к пределах 4. | Соседние числа на числовой прямой в пределах 4 (больше-меньше), пропись прямоугольников, и Нарисовать столько предметов, которое число изображено на картинке. (Колесникова №7, Ломоносова №5) |
8 | Умение считать в пределах 5, понятие быстро- медленно, близко-далеко. | Нарисовать во второй картинке 5 предметов, кто подойдет быстрее к дереву (заяц или черепаха). Расположи предметы близко – далеко. (колесникова № 8) |
9 | Устанавливать равенство в пределах 5, Повторение фигуры овал. | Раскрась овалы, Счет в пределах 5, (Колесникова № 9) |
Ноябрь | ||
10 | Знакомство с число 5, Найти закономерность. | Нарисовать недостающие предметы в таблице, пропись числа 5, 5 на числовой прямой, его соседи. Сосчитать предметы на картинке и записать их количество. (Колесникова №10, Ломоносова № 5) |
11 | Счет предметов в пределах 6, Развивать умение соотносить геометрическую фигуру и форму предметов. | Дорисовать предметы, чтоб их количество было равное, посчитать предметы, каких предметов больше. Соединить геометрические фигуры и предметы на которые они похожи. (Колесникова №11) Раскрась картинку по номерам до 5 (Е. Бортникова стр. 1) |
12 | Отвечать на вопрос сколько? Игра пятый лишний | Найди лишний предмет, Обведи третий предмет одним цветом, пятый и шестой предмет. (Колесников а № 12 ) |
13 | Соотносить число 6 и предметов 6, Получить знание и кубе и шаре и цилиндре. | Написание числа 6, указать его место числовой прямой, раскрасить предметы похожие на шар, куб, цилиндр. Продолжи закономерность. |
Декабрь | ||
14 | Соотносить число и количество предметов, закрепление далеко- близко. | Счет предметов в пределах 6 и изображение числа, пропись числа 6.сосчитать овощи и фрукты, записать их число. Найти в таблице числа 5 и 6 и выделить их. Сравнивание предметов. (Ломоносова№7, Колесникова №14) |
15 | Нахождение недостающих предметов. Сравнивание предметов толстый – тоньше- тонкий | Нарисуй недостающий предмет, раскрасть 1,3,5 предмет красным цветом, 2,4,6 – зеленым. Прописи, раздай каждой группе зайчат нужное количество моркови.(Колесникова№15, Е.Бортникова стр. 2) |
16 | Счет предметов в пределах 7, написание 7, закреплять знания слева-справа, вверху-внизу. | Пропись числа 7, расположение на числовой прямой., обведи числа 1,2,3,4,5,6,7 только те которые написаны правильно, дорисуй картину (расположить предметы вверху, внизу). Поставь в вазу нужное количество цветков. (Ломоносова №8, Колесникова № 16, Е. Бортникова стр.3) |
17 | Сравнивание 2-х групп чисел, Устанавливать равенства между ними. | Сравнивание предметов, устанавливать равенства межд ними, Дорисавать фигуры, чтоб из них получились предметы., Нарисуй столько снежинок сколько показывает число. (Колесникова № 17, Е.Бортникова стр. 4) |
Январь | ||
18 | Порядковый счет в пределах 8, Убрать лишний, пространственные направления вверху-внизу. Увеличение количества предметов | Обведи кто придет раньше, убери лишнее, сосчитай предметы, прописи, Соотношение числа и предметов- дорисуй и соедини (Колесникова №18, Е.Бортникова стр. 5 ) |
19 | Рисование овалов, Расположение числа 8 на числовой прямой, написание 8 | Прописи числа 8, рисование овалов= числу, дорисовать недостающие предметы. Раскрасить геометрические фигуры из которых состоит рисунок. (Колесникова № 19) |
20 | Закрепление знаний и числе 8 | Пропись числа 8, сосчитать предметы и записать их количество. Нарисовать флажков в каждом столбце на 1 меньше и соединить их с числом. (Ломоносова № 9, Е. Бортникова стр. 6) |
Февраль | ||
21 | Счет в пределах 9, установление равенства между предметами | Соедини котят с клубками, сосчитай количество предметов и сделай их количество с разницей 1. Раскраска по номерам. Пропись (Колесникова №20, Е. Бортникова стр. 7) |
22 | Закреплять умение соотносить предметы с числами в пределах 9, закрепление знаний о геометрических фигурах | Прописи, нарисовать геометрическую фигуру схожую с предметом. Соедини одинаковые предметы. Раскрась бусы по закономерности. Число 9 на числовой прямой. (Колесникова № 21, Е.Бортникова стр.8) |
23 | Закрепление знаний о числе 9, Направление впереди, сзади | Прописи, счет предметов, найти на картинке предметы кто впереди, кто сзади. Написать недостающие числа в клеточках. (Колесникова №22, Е.Бортникова стр. 9) |
24 | Знакомство с числом 0 | Прописи, Соотношение числа и предмета, Раскрась нужное количество предметов Нарисуй не достающие предметы (Колесникова № 23, Е. Бортникова стр. 19) |
Март | ||
25 | Счет в пределах 10, увеличение и уменьшение предметов, использование предлогов в, на, под. | Нарисуй предметов больше на 1, Нарисуй 10 кругов, сосчитать предметы 2-х групп и сравнить каких больше, каких меньше. Нарисовать предметы, раскрасить картинкупо цветам (в,на, под) (Колесникова №24, Е.Бортникова стр. 18) |
26 | Закрепление числа 10 | Пропись, Соседи числа 10 на числовой прямой, посчитай предметы и запиши числа. Раскрассь по норерам картину. (Ломоносова № 11, Е. Бортникова стр.15) |
27 | Закреплять умение соотносить число и количество предметов, развитие зрительного внимания, различать понятия вчера, сегодня, завтра | Сосчитать правильно в таблице прдметы., найди отличия на картинке, Раскрась цифры в нужный цвет. Пропись. (Колесникова № 26, Е. Бортникова стр.22) |
28 | Закрепление умение соотносить число и количество предметов. Умение находить в рисунке фигуры из которых он состоит | Нарисовать столько кружков сколько обозначает число, дорисуй столько предметов. Что бы оно было равно числу, найди такую же фигуру. Из каких геометрических фигур состоит рисунок, пропись. Положить в корзинку по семь грибов, посчитать остаток и записать число. (Колесникова № 27, Е. Бортникова стр. 13) |
Апрель | ||
29 | Закреплять знания о цифрах с1 до 10, знакомство со счетом на убывание 9,8,7,6,5,4,3,2,1 сравнивать количество предметов, знакомство со знаками больше, меньше,= | Раскрасить цифры по цветам, нарисуй на 1 больше. Дорисуй картинку. Пропись. Сосчитать и сравнить знаками предметы. (Колесникова № 28, Ломоносова №12) |
30 | Закреплять умение уменьшать число, развивать зрительное внимание | Раскрась картинку как указано, из каких геометрических фигур состоит рисунок, посчитай предметы на рисунки и соотнеси их с числом.. запиши пропущенное число. Прописи. (Колесникова № 29, Е. Бортникова стр. 24) |
31 | Закрепить знание о цифрах 0-10. Развитие внимания. | Соедини число с количеством предметов. Раскрась рисунок как на картинке. Рассмотреть картинку и выявит на ней несоответствие действительности. Пропись. Сосчитай количество предметов и обведи нужное число. (Колесникова № 30) |
32 | Учится добавлять к числу +1 по числовой оси и получаем число следующее | На числовой оси +1. Обвести картинку на которой больше всего предметов. Сосчитать картинки и соединить с нужным числом. Раскрась картинку как требуется. Пропись. (Ломоносова №11, Е.Бортникова стр. 29) |
Май | ||
33 | Учимся отнимать -1 по числовой оси и получаем число предыдущее. Развитие внимательности | На числовой оси – 1. Посчитать количество предметов и записать число. Обвести лишнее., пропись, поединить картинку по номеркам. (Ломоносова № 44) |
34 | Начинаем считать примеры +1,-1. Сравнивание предметов при помощи знаков | Решение примеров, найти закономерность, сосчитать предметы записать число и сравнить их. Прописи. Игра «четвертый лишний» (Ломоносова №13) |
35 | Записываем числа в порядке увеличения и уменьшения, решение примеров, развитие внимательности . знакомство с графическим диктантом | Впиши пропущенные числа, нарисуй не достающие предметы, решение предметов, графический диктант (Ломоносова №22) |
36 | Решение примеров и графических диктантов | С помощью числовой оси прибавляем и отнимает 1 и записываем числа. Рисуем исунок по закономерности . Написание графического ди6ктанта. (Ломоносова № 25) |
Список литературы
- «Математика вокруг нас».120 учебно-игровых заданий для детей 4-5 лет. – Е.В. Колесникова
- «Начинаем считать» Ломоносовская школа для одаренных детей 4-5 лет - Н.В. Володина
- «Развиваем математические способности» - Е. Бортникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-989458-1547913922.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.
МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для ст...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-1317751-1616705599.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-1317751-1616705599.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации:...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/29/picture-1389589-1714416168.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»
Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-195104-1380815727.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа .Старший дошкольный возраст....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/18/picture-1506793-1705575649.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...