Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница»
план-конспект занятия (средняя группа)

ПОПОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_matematika.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Умница» для средней группы на 2018-2019 г.

   Составитель:

                                                                                      Ю.С. Попова-воспитатель

с. Губарево 2018

                                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………...2

Цели и задачи……………………………………………………...2

Методы и приемы  работы с детьми……………………………..2

Место проведения…………………………………………………3

Разделы рабочей программы……………………………………...3

Описание модулей…………………………………………………4-

Список литературы………………………………………………...

Пояснительная записка

          Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

          Организации кружка «Умница» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, повышать логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет более качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Срок проведения кружковой работы – с сентября по май.

Цель кружковой работы

            Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Методы и приемы работы с детьми:

Словесный метод (объяснение, беседа,  диалог, рассказ)

Игровой метод (обыгрывание игрушки, дидактические игры)

Практический (выполнение работ на заданную тему)

Наглядный (рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий)

          Настоящая программа составлена с учетом интеграции

образовательных областей:

2

«Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, обогащение  словаря  детей  прилагательными обозначающими качества предметов ( величину, цвет, форму, материал).

 «Художественное –эстетическое развитие»- дети учатся изображать предметы (фигуры) на листе бумаги, соотносить размеры, закрашивать изображение,

 «Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно

самого себя, подвижные игры с дидактическим материалом, физминутки; формирование навыков правильной посадки и письма; использование артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

Место проведения

       Групповая комната оснащена необходимым оборудованием и материалами: учебно-методические пособия, дидактический материал по математическому и сенсорному развитию, есть возможность использовать мультимедиа.

Разделы рабочей программы

1. «Количество и счет»

  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»

  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3. «Определение величины»

  • Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

3

  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5. «Решение  логических задач»

  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Описание модулей

Сентябрь

1

Называем геометрические фигуры. Соотносим их по размеру. Знакомим с цифрой 1

Из предложенных фируг раскрашиваем только круги, остальные называем, называем из размер, считаем. Соедини маленький и большой предмет. Знакомимся с цифрой 1- обводим в прописи. Смотрим на числовой оси где оно находится. Из предложенных цифр, выбираем число 1. (Колесникова зад.1)

2

Сравнивание предметов, распознавание слева-справа. Знакомство с число 2 и место его на числовой линии

Из пледложенных на картинке цифр, раскрасить только 2. Сравнивать предметы боль-меньше, Знакомство с числовой прямой. Добавлять к предметам недостающее, чтобы их количество сало равным.(Колесникова зад.2,Ломоносовкая школ№2)

3

Соотношение количества предметов с цифрой. Закрепление геометрической фигуры квадрат. Сравнивание предметов по высоте.

Раскрась только квардар, Нарисовать столько кругов, которое число стоит. Нарисовать большой грибок, под большой елкой., маленький под маленькой. (Колесникова зад. 3)

4

Закрепить знание о числах 2 и 3.Устанавливать равенства между предметами

Подрисовать предметы что бы их стало поровну.Сколько предметов на картинке внизу, сколько вверху. Прописи чисела 3. Число 3 на числовой прямой.(Колесникова №4, Ломоносова 3)

Октябрь

5

Закрепить умение сравнимать количество предметов и числа. Повторение фигуры треугольник и размеры

Раскрась только треугольник, Дорисуй предметы, чтобы получилось нужное число, широкие предметы соединить с широкими, Сравнивание предметов больше- меньше.(Колесникова№ 5, Ломоносова № 4)

6

Закреплять знания о числах 1,2,3,4 – Повторить понятие вверху, внизу, влево, вправо, толсты, тонкий.

Прописи чисел, грибок маленький нарисовать , большой. Дорисуй предметы, чтоб их было поровну.

(Колесникова №6)

7

Закрепить знания и фигуре прямоугольник, большой-маленький числа на числовом отрезке к пределах 4.

Соседние числа на числовой прямой в пределах 4 (больше-меньше), пропись прямоугольников, и Нарисовать столько предметов, которое число изображено на картинке. (Колесникова №7, Ломоносова №5)

8

Умение считать в пределах 5, понятие быстро- медленно, близко-далеко.

Нарисовать во второй картинке 5 предметов, кто подойдет быстрее к дереву (заяц или черепаха).  Расположи предметы близко – далеко. (колесникова № 8)

9

Устанавливать равенство в пределах 5, Повторение фигуры овал.

Раскрась овалы, Счет в пределах 5, (Колесникова № 9)

Ноябрь

10

Знакомство с число 5, Найти закономерность.

Нарисовать недостающие предметы в таблице, пропись числа 5, 5 на числовой прямой, его соседи.

Сосчитать предметы на картинке и записать их количество. (Колесникова №10, Ломоносова № 5)

11

Счет предметов в пределах 6, Развивать умение соотносить геометрическую фигуру и форму предметов.

Дорисовать предметы, чтоб их количество было равное, посчитать предметы, каких предметов больше. Соединить геометрические фигуры и предметы на которые они похожи. (Колесникова №11) Раскрась картинку по номерам до 5 (Е. Бортникова стр. 1)

12

Отвечать на вопрос сколько? Игра пятый лишний

Найди лишний предмет, Обведи третий предмет одним цветом, пятый и шестой предмет. (Колесников а № 12 )

13

Соотносить число 6 и предметов 6, Получить знание и кубе и шаре и цилиндре.

Написание числа 6, указать его место числовой прямой, раскрасить предметы похожие на шар, куб, цилиндр. Продолжи закономерность.

Декабрь

14

Соотносить число и количество предметов, закрепление далеко- близко.

Счет предметов в пределах 6 и изображение числа, пропись числа 6.сосчитать овощи и фрукты, записать их число. Найти в таблице числа 5 и 6 и выделить их. Сравнивание предметов. (Ломоносова№7, Колесникова №14)

15

Нахождение недостающих предметов. Сравнивание предметов толстый – тоньше- тонкий

Нарисуй недостающий предмет, раскрасть 1,3,5 предмет красным цветом, 2,4,6 – зеленым. Прописи, раздай каждой группе зайчат нужное количество моркови.(Колесникова№15, Е.Бортникова стр. 2)

16

Счет предметов в пределах 7, написание 7, закреплять знания слева-справа, вверху-внизу.

Пропись числа 7, расположение на числовой прямой., обведи числа 1,2,3,4,5,6,7  только те которые написаны правильно, дорисуй картину (расположить предметы вверху, внизу). Поставь в вазу нужное количество цветков. (Ломоносова №8, Колесникова № 16, Е. Бортникова стр.3)

17

Сравнивание 2-х групп чисел, Устанавливать равенства между ними.

Сравнивание предметов, устанавливать равенства межд ними, Дорисавать фигуры, чтоб из них получились предметы., Нарисуй столько снежинок сколько показывает число. (Колесникова № 17, Е.Бортникова стр. 4)

Январь

18

 Порядковый счет в пределах  8, Убрать лишний, пространственные направления вверху-внизу. Увеличение количества предметов

Обведи кто придет раньше, убери лишнее, сосчитай предметы, прописи, Соотношение числа и предметов- дорисуй и соедини (Колесникова №18, Е.Бортникова стр. 5 )

19

Рисование овалов, Расположение числа 8 на числовой прямой, написание 8

Прописи числа 8, рисование овалов= числу,  дорисовать недостающие предметы. Раскрасить геометрические фигуры из которых состоит рисунок. (Колесникова № 19)

20

Закрепление знаний и числе 8

Пропись числа 8, сосчитать предметы и записать их количество. Нарисовать флажков в каждом столбце на 1 меньше и соединить их с числом. (Ломоносова № 9, Е. Бортникова стр. 6)

Февраль

21

Счет в пределах 9, установление равенства между предметами

Соедини котят с клубками, сосчитай количество предметов и сделай их количество с разницей 1. Раскраска по номерам. Пропись (Колесникова №20, Е. Бортникова стр. 7)

22

Закреплять умение соотносить предметы с числами в пределах 9, закрепление знаний о геометрических фигурах

Прописи, нарисовать геометрическую фигуру схожую с предметом. Соедини одинаковые предметы. Раскрась бусы по закономерности. Число 9 на числовой прямой. (Колесникова № 21, Е.Бортникова стр.8)

23

Закрепление знаний о числе 9, Направление впереди, сзади

Прописи, счет предметов, найти на картинке предметы кто впереди, кто сзади. Написать недостающие числа в клеточках. (Колесникова №22, Е.Бортникова  стр. 9)

24

Знакомство с числом 0

Прописи, Соотношение числа и предмета, Раскрась нужное количество предметов Нарисуй не достающие предметы (Колесникова № 23, Е. Бортникова стр. 19)

Март

25

Счет в пределах 10,  увеличение и уменьшение предметов, использование предлогов в, на, под.

Нарисуй предметов больше на 1, Нарисуй 10 кругов, сосчитать предметы 2-х групп и сравнить каких больше, каких меньше. Нарисовать предметы, раскрасить картинкупо цветам (в,на, под) (Колесникова №24, Е.Бортникова стр. 18)

26

Закрепление числа 10

 Пропись, Соседи числа 10 на числовой прямой, посчитай предметы и запиши числа. Раскрассь по норерам картину. (Ломоносова № 11, Е. Бортникова стр.15)

27

Закреплять умение соотносить число и количество предметов, развитие зрительного внимания, различать понятия вчера, сегодня, завтра

Сосчитать правильно в таблице прдметы., найди отличия на картинке, Раскрась цифры в нужный цвет.

Пропись. (Колесникова № 26, Е. Бортникова стр.22)

28

Закрепление умение соотносить число и количество предметов. Умение находить в рисунке фигуры из которых он состоит

Нарисовать столько кружков сколько обозначает число, дорисуй столько предметов. Что бы оно было равно числу, найди такую же фигуру. Из каких геометрических фигур состоит рисунок, пропись. Положить в корзинку по семь грибов, посчитать остаток и записать число. (Колесникова № 27, Е. Бортникова стр. 13)

Апрель

29

Закреплять знания о цифрах с1 до 10, знакомство со счетом на убывание 9,8,7,6,5,4,3,2,1 сравнивать количество предметов, знакомство со знаками больше, меньше,=

Раскрасить цифры по цветам, нарисуй на 1 больше. Дорисуй картинку. Пропись. Сосчитать и сравнить знаками предметы. (Колесникова № 28, Ломоносова №12)

30

Закреплять умение уменьшать число,  развивать зрительное внимание

 Раскрась картинку как указано, из каких геометрических фигур состоит рисунок,  посчитай предметы на рисунки и соотнеси их с числом.. запиши пропущенное число. Прописи. (Колесникова № 29, Е. Бортникова стр. 24)

31

Закрепить знание о цифрах 0-10. Развитие внимания.

Соедини число с количеством предметов. Раскрась рисунок как на картинке. Рассмотреть картинку и выявит на ней несоответствие действительности. Пропись. Сосчитай количество предметов и обведи нужное число. (Колесникова № 30)

32

Учится добавлять к числу +1 по числовой оси и получаем число следующее

На числовой оси +1. Обвести картинку на которой больше всего предметов. Сосчитать картинки и соединить с нужным числом. Раскрась картинку как требуется. Пропись. (Ломоносова №11, Е.Бортникова стр. 29)

Май

33

Учимся отнимать -1 по числовой оси и получаем число предыдущее. Развитие внимательности

На числовой оси – 1. Посчитать количество предметов и записать число. Обвести лишнее., пропись, поединить картинку по номеркам. (Ломоносова № 44)

34

Начинаем считать примеры +1,-1. Сравнивание предметов при помощи знаков

Решение примеров, найти закономерность, сосчитать предметы записать число и сравнить их. Прописи. Игра «четвертый лишний» (Ломоносова №13)

35

Записываем числа в порядке увеличения и уменьшения, решение примеров, развитие внимательности . знакомство с графическим диктантом

Впиши пропущенные числа, нарисуй не достающие предметы, решение предметов, графический диктант (Ломоносова №22)

36

Решение примеров и графических диктантов

С помощью числовой оси прибавляем и отнимает 1 и записываем числа. Рисуем исунок по закономерности . Написание графического ди6ктанта. (Ломоносова № 25)

Список литературы

  • «Математика вокруг нас».120 учебно-игровых заданий для детей 4-5 лет. – Е.В. Колесникова
  • «Начинаем считать» Ломоносовская школа для одаренных детей 4-5 лет  - Н.В. Володина
  • «Развиваем математические способности» - Е. Бортникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.

                     Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для старшей группы.

МатеДополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике                         «Игралочка»  для ст...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 5-6 лет

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 5-6 лет  Срок реализации:...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Умники и умницы" 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа  социально-гуманитарной направленности "Умники и умницы" Возраст обучающихся: 6-7 лет  Срок реализации:...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный математик»

Программа «Юный математик» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комар...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умники и умницы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа .Старший дошкольный возраст....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Математика для малышей"...