Консультация для воспитателей ДОУ «Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»
консультация (старшая группа)

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.

Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dou.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Искорка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей.

Консультация для воспитателей ДОУ

«Значение русских народных праздников в приобщении детей к народным традициям»

Подготовила и провела:

Воспитатель: Анисимова Е.А.

Бердск

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.

Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских народных праздниках, открывают детям красоту окружающего мира и его добро, помогая понять, что можно сделать, чтобы постоянно становиться немного лучше.

В современных условиях, которые сопровождает переоценка ценностей, происходит активный поиск и исследование новых методов, средств, форм дошкольного образования и воспитания, которые в большей степени соответствуют требованиям времени. При этом на ключевое место выходит задача воспитания такой личности, которая обладает высоким уровнем базовой культуры, а также формирования культурных потребностей личности ребенка и его эмоциональной отзывчивости.

Все люди с детства впитывают культуру своего народа, которая постепенно становится неотъемлемой частью его души, началом, которое порождает личность, развитую в художественно-эстетическом смысле. Для воспитания такую личность следует предоставлять детям условия, в которых они бы ощутили духовную жизнь русского народа, приняли и полюбили родной край, свой язык, русскую историю и культуру.

Русские народные праздники играли и продолжают играть значимую роль в жизни всех людей, способствуя единению, сближению детей и взрослых, всех жителей. При этом русские народные праздники являются носителями и образовательных функций. При этом следует согласиться с М.Б. Зацепиной, полагающей, что все русские народные праздники относятся к первичной форме культуры. По мнению М.Ю. Картушиной, культура русского народного праздника состоит из таких компонентов, как культура игры, культура слова, культура движения, культура музыкального звука, культура моды, а также культура костюмов, обычаев и этикета, культура ритуала, то есть русские народные праздники являются из совокупностью различных культур.

В дошкольном образовательном учреждении развитие детей старшего дошкольного возраста на традициях русских народных праздников является одним из основных направлений в процессах общего художественно-эстетического воспитания и образования.

Жизнь в дошкольном образовательном учреждении должна быть яркой и весьма богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, а лучшими ее страницами, образно говоря, должны быть именно русские народные праздники.

Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка – цель коллектива любого дошкольного образовательного учреждения. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в дошкольных образовательных учреждениях русских народных праздников.

Это важно с точки зрения воспитания у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям.

Праздники, которые отмечаются в дошкольных образовательных учреждениях, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у каждого ребенка интерес к предстоящему торжеству; на этой основе формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Все это повышает уровень художественно-эстетического развития детей.

Система праздников, включая русские народные, создает духовную общность детей и взрослых, тот фундамент почву, на котором развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении русских народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, когда ребенок органично познает новые художественно-эстетические образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию.

При проведении русских народных праздников радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Русские народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучая детей старшего дошкольного возраста быть честными и правдивыми.

Музыкально-фольклорный материал при проведении русских народных праздников направлен на то, чтобы помочь детям старшего дошкольного возраста выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Сценарии русских народных праздников составляются так, чтобы все дети стали участниками праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая, роль. Русские народные праздники пронизаны духовной мудростью русского народа, они знакомят детей старшего дошкольного возраста с русскими народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в самом празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы – прекрасный материал для эмоционально-эстетического и нравственного воспитания, а также художественно-эстетического развития детей.

Декорации и детали сливаются на любом празднике в единое целое. Русские народные праздники разнообразны по форме: вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, театрализованные представления.

К проведению русских народных праздников готовится весь коллективом дошкольного образовательного учреждения. В родительском уголке следует поместить информацию об истории праздника, его обычаях и угощениях. Родители помогают детям приготовить костюмы, а также русские народные кушанья.

Детей старшего дошкольного возраста веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает радость задорная пляска, частушка. У них проявляется уверенность в своих силах, наступает ощущение радости.

Основная направленность русских народных праздников – формирование детско-взрослой нравственной и художественно-эстетической общности. При правильной организации работы коллектива воспитателей и родителей с детьми при подготовке и проведении русских народных праздников в сознании каждого ребенка появляется более глубокое понимание данной ребенку жизни. Это касается исторической жизни русского народа, представлений о природе, о государстве и народе, понимания собственной жизни ребенка, а также жизни семьи, товарищей, своей группы.

Насыщенность русских народных праздников разнообразными творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей старшего дошкольного возраста к действиям и участии в празднике, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие, развивая воображение и мышление. При этом обеспечивается естественное приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским национальным традициям, утверждая в их сознании фундаментальные, духовные и художественно-эстетические ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре"

Изучение народной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики....

"Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками »

Опыт работы по ознакомлению дошкольников с башкирской культурой....

Консультация для воспитателей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколени...

реализация проекта "Календарь народных праздников ". Информация на стенд "Зимние народные праздники"

Информация для родителей на стенд "Музыкальная минутка". Реализация проекта "Календарь народных праздников....

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре и традициям"

Консультация для родителей «Фольклорные праздники - средство приобщения детей к народной культуре  и традициям"...

Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными праздниками

Опыт работы по теме "Приобщение дошкольников к народной культуре при знакомстве с башкирскими народными  праздниками"...