Главные вкладки

    План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
    методическая разработка

    Макарова Ольга Сергеевна

    И в десять лет, и в семь, и в пять

    Все дети любят рисовать.

    И каждый смело нарисует

    Всё, что его интересует.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie.docx21.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    План работы по самообразованию

    «Использование нетрадиционных техник рисования

     в работе с детьми дошкольного возраста»

    И в десять лет, и в семь, и в пять

    Все дети любят рисовать.

    И каждый смело нарисует

    Всё, что его интересует.

    Цель:

    знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов.

    Задачи:

    -сформировать у детей технические навыки рисования;

    -познакомить с различными техниками нетрадиционного рисования;

    -научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования;

    -познакомить дошкольников с нетрадиционным рисованием.

    Актуальность:

    Актуальность моей работы связана с тем, что жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.

    Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

    Обращение к нетрадиционным техникам изоискусства обусловлено тем, что нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

    Обоснование использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

    Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновенье», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

    Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное - вечный источник духовности, вдохновения, творчества. Оно существует рядом с человеком, потому что красота, которая не воспринимается, - мертва. И если люди потеряют способность чувствовать красоту, она никогда не сможет спасти мир.

    На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности.

    В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

    Это задание требует от воспитателя переориентироваться в выборе методов организации занятий по разным видам деятельности детей: перейти от репродуктивных методов к творческим, исследовательским.

    Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

    Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

    Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держание карандаша, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

    Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография»«монотипия» и т. п.

    Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.

    Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

    Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

    Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

    Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

    Сентябрь

    1 этап

    Организационно- ознакомительный

    Подбор литературы, накопление материала, изучение методики проведения занятий по изо в средней группе.

    Цель: Учить подбирать краски для передачи в рисунке колорита осени, отражая свои впечатления от наблюдений за осенней природой. Учить заполнять изображениями весь лист бумаги. выделяя цветом небо, лес, землю. Познакомить детей с техникой работы «по сырому», воспитывать любовь к природе.

    Познакомить детей с новым видом изобразительной техники – «печать листьями»;

    Техники: «Печать ладошками»

    «Рисование по сырому»

    «Печать листьями»

    Изучение литературы:

    1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

    2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

    3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

    4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

    5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

    6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

    7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

    Октябрь

    Основной этап.

    Овладение циклом занятий «Радуга красок». Ознакомление с новыми техниками.

    Цель: Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества, закрепить название осенних деревьев, признаки поздней осени

    Техники: «Монотипия»

    Восковые мелки + акварель.

    «Пластилинография»

    Информация для родителей на тему:

    «Нетрадиционная техника рисования в средней группе»

    Ноябрь

    Цель:

    Упражнять детей в технике рисование мятой бумагой, работы с гуашью;

    Учить рисовать нестандартной техникой, ладошками, полосками из картона, оттиск печатками из картофеля и ватными палочками)

    Воспитывать любовь к комнатным животным;

    доброжелательность к людям, чувство прекрасного, бережное отношение к природе.

    Активизировать словарь (натюрморт, портрет, пейзаж, расширять кругозор; использовать технику «сжатой бумагой»;

    учить располагать изображение на определённом месте.

    Рисование мятой бумагой, ладошками, ватными палочками.

    «рисование манной крупой»

    Сжатой бумагой, печатание пальцами.

    Работа с отдельными группами детей.

    Работа с ребёнком ОВЗ.

    Выставка детских работ.

    «Осенние поделки из овощей и фруктов»

    Консультация родителям:

    «Зачем детям рисовать»

    Декабрь

    Цель: Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

    Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.

    Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги».

    Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами

    Уточнить и расширить знания детей о характерных признаках зимы; познакомить с новым способом изображения деревьев – отпечаток капустным листом; развивать у детей интерес к нетрадиционной технике изображения зимнего леса; развивать у детей эстетическое восприятие, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

    Познакомить детей с рисованием гуашью, способом - эстамп

    Техники: «Набрызг»

    «Капустным листом»

    «Печать пенопластом»

    Наблюдения за природными явлениями на прогулках, экскурсиях.

    Январь

    Цель: Формировать у детей обобщённое представление о птицах, пробуждать интерес детей к известным птицам, расширять знания о перелётных птицах. Развивать творческий потенциал у детей, мелкую моторику пальцев рук.

    Совершенствовать умение детей изображать зимний пейзаж, используя различные материалы: трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти.

    Упражнять детей в смешивании красок для получения новых оттенков цвета: светло-серого, нежно-розового, бледно-жёлтого.

    Дать детям представление на влияние на цвет снега освещённости, погоды, окружающих предметов.

    Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ.

    - Закреплять умение рисовать тычком жесткой кистью кругов различного диаметра;

    - поощрять желание детей дорисовывать пальчиком мелких деталей – глаза, нос, рот, пуговички снеговика;

    - учиться дорисовывать маркером метлу и ведро у снеговика;

    - продолжать развивать детское воображение;

    - продолжать учить детей аккуратности.

    Техники: «Пластилинография»

    «Трафареты, печатки из картофеля, поролоновые кисти»

    «Тычок жёсткой кистью»

    В центре изо пополнение играми: «Подбери по цвету, форме», эксперименты:

    Смешивание красок, цветной лёд.

    Консультация для педагогов:

    «Нетрадиционные техники рисования в старшей группе»

    Рекомендация; «Как рисовать с ребёнком дома»

    Февраль

    Цель: Учить детей рисовать сказочных птиц с помощью «трафарета» - руки; упражнять в подборе цвета, для передачи необходимого эффекта; обогащать словарный запас детей глаголами и прилагательными.

    Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки)

    -развивать воображение, чувство композиции;

    -учить технике: рисование верёвочкой;

    -вызвать желание поделиться своим теплом и хорошим настроением.

    Развивать дыхательную систему.

    Создавать у детей радостное настроение средствами музыки, поэзии в изобразительной деятельности. Закрепить знание о временах года.

    Техника: «Трафарет» - руки.

    «Печать пробками»

    «Кляксография»

    Пополнение центра изо материалами:

    Трафареты для рисования,

    раскраски, штамповки из пробок, пенопласта, паралона.

    Выставка коллективных робот.

    Март

    Цель: Развивать воображение, мышление и умение за компоновать на листе бумаги. Продолжать знакомить детей с натюрмортом используя нетрадиционными техниками рисования. Обогащать эмоциональную сферу.

    Расширить знание о первых весенних цветах.

    Закрепить умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы.

    Учить располагать цветы по всему листу бумаги.

    Закрепить умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли.

    Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.

    Цель: Научить новому способу получения изображения – граттаж. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа,

    - совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками (картофель, пробки)

    Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Учить детей рисовать ветки вербы используя технику рисования красками «по сырому», вливать цвет в цвет. Продолжать развивать творческие способности детей путем овладения различными способами изображения. Воспитывать интерес к занятию, аккуратность.

    Техники: «Мятая бумага»

    «Метод тычка»

    «Рисование поролоном»

    Оформление выставки «Цветы для мамы»

    Апрель

    Цель: Познакомить с новым способом изображения симметричных предметов - «монотипия». Учить создавать образ бабочки с помощью новой техники; делать дорисовки кистью или фломастером; использовать яркие, сочные тона. Развивать творчество, фантазию

    Учить детей рисовать нетрадиционным способом “по мокрому” листу. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки, зрительный контроль за ними.

    Закрепить умение работать в разной нетрадиционной технике рисования: тычком, тычком жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, оттиск из овощей, печать по трафарету, а также использовать в работе обрывную аппликацию. Закрепить умение работать ножницами.

    Техники:

    «граттаж»

    «Печать картофелем, рисование верёвочкой»

    «По сырому»

    «монотипия»

    «По мокрому листу»

    «Тычком жёсткой полусухой кистью»

    Подготовка к занятию для педагогов по теме «Нетрадиционные техники рисования»

    Выставка детских работ.

    Создание фото альбома.

    Май

    Заключительный этап.

    Отчет о проделанной работе.

    Подготовка к презентации: «Отчёт годовых задач о проделанной работе по нетрадиционной технике рисования»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    работа с детьми по развитию творчества в изобразительной деятельности через использование нетрадиционных техник....

    «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру...

    Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

    В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

    Презентация опыта работы воспитателя по ИЗО Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста

    Использование в профессиональной педагогической деятельности творческого педагогического проекта"  Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста"...

    Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...