Картотека прогулок. Старшая группа (Декабрь)
картотека (старшая группа)

Ирганова Наталья Викторовна

Картотека прогулок. Старшая группа  (Декабрь)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_dekabr_starshaya.docx58.19 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОК

Декабрь

Прогулка 1

Наблюдение за сезонными изменениями

Цельформировать представления  об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Ход наблюдения

Что такое за окном?  Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,  самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел  за моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел  и про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка  в белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине  ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

  • Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
  • Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
  • Декабрь год кончает — зиму начинает.
  • Теплая зима к холодному лету.
  • Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее. Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь? Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью? Зачем засыпают корни деревьев снегом? Как одеваются люди зимой и осенью?

Трудовая деятельность:  Засыпка корней деревьев снегом. 

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: «Попади в обруч», «Парный бег»  

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель. 

«Ледяная карусель»  

Цель: закреплять навык катания друг друга на санках. 

«Выложи сам» 

Цель:  выкладывание рисунка по замыслу из пластмассовых пробок.

Индивидуальная работа: Упражнения на скольжение  

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом/

Прогулка 2

Наблюдение за птицами зимой

Цельформировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Ход наблюдения

Не видно в лесу тропинок,            Лети же, пичуга, к людям

В тулупах кусты стоят.              И прячься скорей за окном,

Уснувших жуков и личинок          А мы кормить тебя будем

Укрыл под корой снегопад.          Крошками хлеба, пшеном.

Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

Почему они прилетают к жилью человека? Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц? Почему зимующих птиц надо подкармливать? Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам? Какой корм они охотнее поедают? Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке? Есть ли кормушка возле вашего дома?

Трудовая деятельность: Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры : «Ловкая пара»  

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель»  

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. «Мороз - Красный нос»  

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку;

Рисование "Художник по снегу" - Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу.

Цель: развивать творческую фантазию и воображение

Индивидуальная работа: Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Игры по желанию детей

Прогулка 3

Наблюдение за состоянием природы

Цель: учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях; закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Ход наблюдения

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Трудовая деятельность

 Собрать снег в кучу для построек.

Цель: формировать навыки работы в коллективе; воспитывать стремление добиваться результатов

Подвижные игры

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки»

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

«Медведи и пчелы»

Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие

Индивидуальная работа

Прогулка 4

Наблюдение за воробьём

Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка                         Нелегко ему зимой

В коричневом пальтишке,              Прыгает он у крыльца —

Ростом мал, да боевой,                 Покормите молодца.

Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую.  Как  называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом, они защищаются от мороза.) Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.) Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)  

Трудовая деятельность

Расчистка дорожки  к кормушке

Цель: учить заботиться о птицах.

Подвижные игры

«Два мороза», «Кони»

Цель: учить выполнять характерные движения по содержанию игры; развивать ловкость, быстроту.

«Наперегонки»

Цель: развивать  ловкость, выносливость и скорость

Индивидуальная работа

«Кто дальше?»

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

Прогулка 5

Наблюдение за работой дворника

Цель: продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас; формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Что делает дворник на участке детского сада зимой?

Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок Белым пухом лежит. Первый легкий мороз  веселит и бодрит.

Трудовая деятельность: Сбор снега для постройки горки для куклы

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Два мороза», «Мы веселые ребята»

Цель: учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

«Прыжки на одной ноге»

Цель: учить энергично, отталкиваться и правильно приземляться.

Рисуем на снегу – предложить детям выполнить рисунки палочкой на снегу

Цель: учить заполнять контур цветной водой; развивать воображение, поддерживать интерес к рисованию, творческой деятельности.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах

Цель: учить спускаться с горки.

Игры по желанию детей  – учить детей находить занятия по интересам.

Прогулка 6

Наблюдение за изменениями на участке детского сада

Цель: научить наблюдать за изменениями вокруг нас.

Ход наблюдения

Улицей гуляет Дед Мороз,

Иней рассыпает по ветвям берез.

Ходит, бородою белою трясет,

Топает ногою, только треск идет.

Посмотрите, сколько снега в огороде. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью». Ребята, зачем мы очищаем дорожки от снега и сваливаем его на грядки, под деревья? Снег — одеяло для земли. Зачем мы повесили кормушку именно на участке огорода? Наступит весна и птицы в знак благодарности за то, что мы их зимой кормили (семечками, крупой, крошками), поедят вредителей на нашем огороде.

Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке под деревья

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Подвижная игра

«Снежная карусель»

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

«Бездомный заяц»

Цель: вспомнить правила игры;

«Бег с препятствиями»

Цель: развивать ловкость, выносливость, скорость

Раскрашивание поделок из снега

Цель: учить детей раскрашивать вылепленные фигуры цветной водой

Индивидуальная работа

Прыжки на одной ноге

Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Прогулка 7

 Наблюдение за  облаками

Цель:  расширять представления о небе и его влиянии на жизнь нашей планеты; развивать восприятие красоты и многообразия небесной сферы.

Ход наблюдения

Без крыльев летят, Без ног бегут,

Без паруса плывут. (Облака.)

Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, крошечные капельки воды поднимаются в воздух и соединяются — образуются облака. Когда капельки воды в облака становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. Облака бывают перистые и кучевые. Перистые облака появляются в ясную погоду, а кучевые — перед дождем   или снегопадом. Какие бывают облака? Из чего они образуются? На что похожи?

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой   умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

«Лесная карусель»

Цель: закрепить у детей навык катания друг друга на санках до обозначенного ориентира .

«В снежном море»

Цель: учить детей имитировать движения животных.

«Пятнашки»

Цель: упражнять в беге врассыпную

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю»

Цель:  развивать ловкость, быстроту реакции.

         

Прогулка 8

Наблюдение за ветром

Цель : расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,               Ивы гнулись у пруда,

Шумели ели,                            Выло, дуло, завывало.

Морщинилась вода.                И когда пришел рассвет,

Сосны старые скрипели,       Ветра будто не бывало,

                                                  Будто не было и нет.

Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.) Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом — поземкой.) С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.) Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух неравномерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое передвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка снежных построек

Цель: формировать навыки работы с лопатой, трудиться сообща

Подвижная игра

«Мороз Красный нос»

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку

«Снегодром»

Цель: следить за взаимоотношениями детей в процессе самостоятельной деятельности с санками

«Зайцы и волк»

Цель: учить детей соблюдать правила игры

Индивидуальная работа

«Парный бег»

Цель: развивать детей в беге парами.

Самостоятельная игровая деятельность.

Прогулка 9

Наблюдение за следами на снегу

(зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин)

Цельучиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Ход наблюдения

Вышит снег красивой строчкой,        Смотрит папа сверху вниз:

Словно белая сорочка.                        - Тут письмо тебе, Денис!

Папу я зову во двор:                            Пишут птицы и зверюшки:

- Погляди, какой узор!                        «Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» 

Цель: развивать грамматический строй речи :

След зайца – заячий.                След лисы – лисий.

След птицы – птичий.             След от лыж – лыжный.

След от санок – санный.

Трудовая деятельность

Почистить кормушки от снега и покормить птиц

Цель: счищать самостоятельно снег щёткой с кормушек

Подвижные игры

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю»

Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

«Охотники и зайцы»

Цель: развивать глазомер

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму

Цель: закреплять умение держать равновесие.

Прогулка10

Наблюдение за легковым автомобилем

Цельпродолжать различать автомобили по их назначению (легковые, грузовые); формировать интерес к профессии водителя, умение отличать грузовой и легковой транспорт.

Ход наблюдения

Их видно повсюду,                    И люди в них ездят.

Их видно из окон,                     За эту работу мы их полюбили.

По улице движутся длинным потоком,

Они перевозят различные грузы           Они называются ...    

                                                                           (автомобили).

Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улице города, рассмотреть их внешний вид.  Какие виды транспорта вы знаете? Чем отличается легковой автомобиль от грузового и от автобуса? Что спереди у автомобиля? (Фары.) Для чего они нужны? (Для освещения дороги.) Еще у машины есть противотуманные фары. Они необходимы, чтобы машину было видно в период тумана и дождя. Кто управляет машиной? (Водитель.) Любой человек может управлять машиной? (Нет.)

Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место, очистка дорожек на участке, подкормка птиц

Цель: приучать к чистоте и порядку; закреплять умение трудиться в коллективе; воспитывать заботливое отношение к животным.

Подвижные игры

«Попади в коробку»

Цель: тренировать меткость бросков.

«Золотые ворота»

Цель: развивать внимательность.

Индивидуальная работа

Хождение по буму; прыжки с места на двух ногах (энергичное отталкивание и правильное приземление).

Цель: развивать чувство равновесия.

Прогулка 11

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Ход наблюдения

Снег из тучи прилетел,                       Ищет места — не найдет,

Лечь на землю захотел.                      Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами. Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок. Почему скрипит снег? Где образуются снежинки? Почему? Какой на ощупь снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? Что такое снег? Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые). На что похожи снежинки? Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди», «Кто лучше прыгнет?»

Цель: продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; закреплять умение прыгать.

Лепка из снега : «Веселые снеговики» 

Цель: учить детей планировать свою работу, располагать шары из снега в определённой последовательности;

Индивидуальная работа

 «Хоккей»

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Прогулка 12

Наблюдение за  одеждой прохожих

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход    наблюдения

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый,                 Рукавички я надела,

От него кругом светло.                    В зимней шубе мне тепло.

Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.

Трудовая деятельность

Лепка различных форм из снега 

Цель: продолжать учить правильно носить снег для постройки, помогать товарищам в выполнении трудовых действий.

Подвижные игры

«Мыши и кот» 

Цель: приучать к соблюдению правил в игре.

 «Живой лабиринт»

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг

«Пастух и стадо» 

Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы и бега.

Индивидуальная работа

«Кто бросит дальше снежок?»

Цель: учить правилам очередности в игре, требующим одинаковых действий с одним общим предметом.

Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению

Прогулка 13

Наблюдение за инеем

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды. Напомнить, что иней кристаллики льда. Воспитывать видение красоты, умение любоваться ею.

Ход наблюдения

В белом бархате деревня –         А как ветер нападает,

И заборы, и деревья,                    Этот бархат опадает.  

                                                                                  (Иней)

Обратить внимание детей на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Предлагаю детям внимательно рассмотреть иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

Трудовая деятельность

Подметание дорожек от снега

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; убирать инвентарь после труда в определенное место.

Подвижные игры

«Охотники и зайцы»

Цель: учить детей принимать правильную стойку, выполнять замах.

«Хитрая лиса»

Цель: начинать игру по сигналу воспитателя.

«Ледяные кружева»

Цель: ходить и бегать легко, ритмично.

Индивидуальная работа

«Выше ноги от земли»

Цель: упражнять детей в прыжках в высоту.

Самостоятельная деятельность детей – поощрять детей к совместным действиям в играх, способствовать объединению 

Прогулка 14

Наблюдение за  метелью

Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Гуляю в поле,        Знать никого не хочу.

Летаю на воле,    Вдоль снега пробегаю

Кручу, бурчу,        Сугробы наметаю.  (Метель.)

Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на другое.) Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.) Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугробы.) Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголяются корни деревьев — могут замерзнуть, сдувается снег с полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу»

Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

 «По длинной дорожке»

Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Прогулка 15

Наблюдение за признаками зимы (декабрь).

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Солнце в декабре светит, но не греет.

Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Год декабрем кончается, а зима начинается.

В зимний холод всякий молод.

Не велик мороз, да краснеет нос.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду.

Подвижные игры

«Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.

«Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Прогулка 16

Наблюдение за снежинками

Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.

Ход   наблюдения                               

Что за звездочки сквозные     Покружилась звездочка

На платке и рукаве,                 В воздухе немножко,
Все сквозные, вырезные          Села и растаяла

А возьмешь — вода в руке?    На моей ладошке.

Понаблюдайте за снегом, какой он? Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки? Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор. Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке? Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бывает.) Понаблюдать, где быстрее тает снег — на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность 

Сгреба9ние снега в определенное место для построек

Цель: учить работать сообща; воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

"Два мороза", "Волк во рву", Ходьба "змейкой" между предметами

Цель: учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

Игра – забава «Снежные круги»

Цель: учить детей изображать круги на снегу разными способами (палочками, протаптывания линии подошвами, цветной водой) – совершенствовать умение детей изображать различные линии, развивать глазомер, умение ориентироваться в пространстве, на плоскости.

Индивидуальная работа 

Элементы хоккея

Цель: учить прокатывать шайбу в заданном направлении, закатывать в ворота.

Игры по желанию детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок (старшая группа)

Старшая группаСентябрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦели:-  закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой при­роды;—  учить выделять изменения в жизни растений и живот...

Картотека прогулок. Старшая группа

Картотека прогулок. Старшая группа...

Картотека прогулок младшая группа - декабрь

Картотека прогулок младшая группа - декабрь...

Картотека прогулок старшая группа (Декабрь)

КАРТОТЕКА ПРОГУЛОКСтаршая группаДекабрьПрогулка 1Наблюдение за сезонными изменениямиЦель: формировать представления  об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учит...

Картотека прогулок в старшей группе (декабрь)

Картотека прогулок в старшей группе (декабрь)...